• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Интегрированный урок – творческая мастерская. Тема урока: Движение декабристов и «подвиг любви бескорыстной» в истории и поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Интегрированный урок – творческая мастерская. Тема урока: Движение декабристов и «подвиг любви бескорыстной» в истории и поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегриров... document.body.appendChild(script); })();
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-1-

Интегрированный урок - творческая мастерская

ТЕМА УРОКА: Движение декабристов и «подвиг любви бескорыстной» в истории и поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

ЭПИГРАФ К УРОКУ: 1)Пока смерть не разлучит нас…

2) « Патриотизм, чей бы то ни был , доказывается не словом , а делом» (В.Г.Белинский).

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Некрасов.

4) Истинное мужество немногоречиво, ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг , не за подвиг.

Александра Бестужева-Марлинского.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Постижение художественного текста через расширение границ его восприятия .

2.Выявить присущие разным предметам общие черты и показать специфику каждого.

3. Создавать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма.

4.Выяснить причины движения декабристов , цели участников тайных организаций ,значение восстания.

5. Познакомить с поэмой «Русские женщины». Создать условия для понимания образа главной героини, ее поступка , показать, как раскрывается тема любви и верности.

6. Раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жён декабристов во имя любви; показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;

7.Развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.обучающая - показать связь между историческими событиями и произведением литературы.

2. развивающая - развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.

3.воспитывающая - способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Н.А.Некрасова, иллюстрационный материал, учебник литературы , кинофрагменты фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», презентации.

-2-

ФОРМЫ РАБОТЫ: просмотр отрывка из фильма и презентаций, лекция, беседа, практическая работа (анализ текста), ), чтение наизусть, работа с изобразительно-выразительными средствами и исторической терминологией, чтение по ролям, сообщение.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока.

3.Вступительное слово учителя.

4.Показ фильма ( отрывки)

5. Рассказ о движении декабристов. Показ презентации

6..Подвиг жен декабристов.

7. Рассказ об Екатерине Ивановне Трубецкой.

8.Работа над первой частью поэмы Некрасова .

9.Восстание декабристов. Рассказ учителя. Показ презентации

10.Работа над второй частью поэмы.

8.Послание А.С. Пушкина «В Сибирь».

10. Показ презентации «Русские женщины».

11. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

ХОД УРОКА:

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Неправда, что всегда в работе и в сраженье,
Льет пот и кровь рекой один простой народ.
Что стойкость, мужество и самоотверженье
Несвойственны тому, кто в роскоши живет.
Чем жизнь прекраснее, тем горше с ней расстаться,
Тем большим подвигом должно это считаться.
Святая жертвенность, ты - духа высший взлет

Французский поэт Альфред де Виньи «Ванда»:

Ребята, эти слова очень подходят к теме сегодняшнего урока. ( Объявляется тема урока)

Ребята! У нас сегодня урок памяти о людях, совершивших подвиг. Мы с Вами вглядимся в прекрасные, мужественные лица и запомним имена этих людей. Два подвига: и жизнь, и слёзы, и любовь… Подвиг гражданский -декабристов и подвиг любви бескорыстной -их жён сплелись в одно целое.

-3-

ПОКАЗ ФИЛЬМА

-Это был отрывок из фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». В этом фильме говорится о зарождении декабристского движения, подробнее об этом вам расскажет учитель Полозова Е. К.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ: Сегодня на уроке мы поговорим о первом революционном движении в России, зачинателями, которого были передовые русские дворяне- офицеры (получили название декабристы, потому что выступили в декабре). Их движение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей Великой французской революции. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из них назвали себя «детьми 1812года».

-Что это за год? Какое событие произошло? Какое произведение изучали на уроках литературы?

Война 1812 года продемонстрировала патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. Русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе, во время заграничных походов, после окончания войны 1812 года. Вот почему, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые победили французскую армию, а сами продолжали оставаться в крепостной зависимости. Желание помочь народу толкали часть дворян к активным действиям

- Почему именно дворяне?

Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России.

Основными целями декабристов были:

Экран.

Кадр 1

  1. Ограничения самодержавия.

  2. Отмена крепостного права.

  3. Введение гражданских прав и свобод.

Кадр 2 . Декабристами был создан ряд тайных обществ:

Союз спасения, союз благоденствия.

Какое общее положение в программах? (отмена крепостного права)

Кадр 3. Северное об-во, южное об-во

Кадр 4. Посмотрим, что в этих программах было общего?(отмена крепостного права)Чья программа была более прогрессивна? (Пестеля, почему? (республика)).

Какую программу в данных условиях можно было выполнить? (Н. Муравьева) Почему? (ограничение монархии), (легче реализовать).

-3-

Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии, захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался Александр I.

Кадр 5, 6. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т.к. у Александра I детей не было, но еще в 1823 году Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему брату Николаю I . Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Нужна была новая переприсяга, декабристы решили выступить, совершая тем самым подвиг, но не меньший подвиг совершили их жены….

Кадр 7. СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ: За осужденными декабристами последовали в Сибирь их жены, невесты, матери, сестры. Они шли на добровольное изгнание, несмотря на слезы родственников, многочисленные препятствия, противодействие властей. Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Дамы, принадлежащие к благородному сословию, получившие нередко аристократическое воспитание, вечно окруженные многочисленной прислугой, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми.

Однако мало было решиться навсегда уехать за близкими в Сибирь - женщинам приходилось долго и упорно добиваться у царя разрешения на отъезд. Николай I опасался общественного резонанса, вызванного героизмом родовитых дворянок. Выезжающие в Сибирь супруги декабристов были обязаны подписать варварский документ.

- Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежние звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорбленной от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеем не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне! Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено.

Кадр 8 -Это выдержка из записок М.Н.Волконской. Н. А. Некрасов узнал о записках от сына М. Н. Волконской - М. С. Волконского. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову плакал, как ребёнок».Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой. Н.А.Некрасов посвятил поэму «Русские женщины» преданным жёнам декабристов.

Преданным жёнам декабристов Н.А.Некрасов посвятил поэму «Русские женщины». Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» было закончена 23 июля 1871 года.

-4-

Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову плакал, как ребёнок».Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату и сказал: «Пойдём в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».

-Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
( Он был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной.)

Кадр 9. -Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? Сам Некрасов объяснил это так: "Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине".

Обратите внимание: русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт". Что же это за качества? На этот вопрос мы и должны ответить, изучив поэму.

БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПОЭМЫ:

- Какие чувства вызывает у вас поэма «Русские женщины»?

(Поэма Н.А. Некрасова вызывает чувство гордости за свой народ, женщины которого обладают такой способностью любить, таким героизмом и готовностью к самопожертвованию.)

- Как бы вы сформулировали тему и идею произведения?(Тема произведения - поездка жён декабристов в Сибирь вслед за своими мужьями. Идея - подвиг русской женщины во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.)

- Поэма состоит из двух частей («Княгиня Трубецкая», «Княгиня Волконская»).

- Давайте мы обратимся к первой части поэмы. Она называется «Княгиня Трубецкая»

- Какова композиция первой части поэмы? Давайте вспомним, что такое композиция произведения.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

-5-

(Первая часть поэмы состоит из двух равных по объему частей. Первая часть представляет описание пути до Иркутска с четким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги.За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюбленность и замужество,восстание ,закончившееся арестом мужа, прощание с отцом.

Во второй части представлен в лицах разговор губернатора Иркутска с княгиней, занявший 9 дней и закончившийся победой княгини. Мы не знаем ,доехала ли княгиня до пункта назначения, поэтому будем говорить об открытом финале этой части поэмы. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить о их сопоставлении, то есть антитезе).

Слайд10.

Интегрированный урок – творческая мастерская. Тема урока : Движение декабристов и «подвиг любви бескорыстной» в истории и поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

-Из каких основных частей состоит поэма? Завязка, кульминация, развязка.

ЗАВЯЗКА- это событие, которое является началом действия

КОНФЛИКТ- момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении.

РАЗВЯЗКА- Заключительная часть всякого литературного произведения содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц (лит.).

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ- речь, обращённая к самому себе.

-Какое мнение сложилось у вас о Е. И. Трубецкой по отрывку из 1 части?

(Любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремленный человек, понимающий трагизм своего положения).

Кадр 11. УЧЕНИК: Екатерина Ивановна Трубецкая (доклад),портрет

Екатерина Ивановна, урожденная Лаваль, полуфранцуженка. Отец ее Жан Франсуа (по-русски Иван Степанович) был французским эмигрантом. Родилась в 1800 году, была прекрасно образована, подолгу жила с родными в Европе. В Париже в 1819 году она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Трубецкой был на десять лет старше нее, знатен, богат и умен, прошел войну 1812 года и заграничные походы, имел виды на карьеру и дослужился до гвардии полковника.

Накануне 14 декабря Трубецкой был избран диктатором (вождем) восстания, но на площадь не явился. Тем не менее на следствии материала на него набралось столько, что в июле 1826 года он был приговорен к смертной казни через отсечение головы. Но обошлось каторжными работами, навечно. Екатерине Ивановне Трубецкой первой из 11героических жён декабристов удалось получить разрешение выехать в Сибирь.

Она добралась до Иркутска в начале сентября 1826 года. Там ей пришлось остаться на 5 месяцев. Губернатор Иркутска Цейдлер получил директиву вернуть Екатерину Ивановну обратно. Он её очень долго уговаривал возвратиться, рассказывал о чрезвычайно трудной и длинной дороге на

-6-

каторгу, суровом климате тех мест. Призывал к ее гордости, ее самолюбию, говорил, что муж не думал о ней, когда согласился на участие в восстании. Последним аргументом губернатора было то, что княгиня должна пойти по этапу вместе с другими каторжниками. Княгиня мужественно и твердо согласилась принять всё.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

-Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление?
( В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.). переплетение снов и действительности, смена светлых и мрачных картин.

-Свой путь начинает героиня от порога родного дома.

- С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город)

"Бог весть, увидимся ли вновь..." - размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же "княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь"? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I-III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово - долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

ДОЛГ- категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

-Перед кем долг? (Перед мужем, Богом)
В самом деле, и автор поэмы, и его героини мыслят поездку в Сибирь вслед за мужем как евангельский по духу поступок. Пойти за мужем, быть верной ему и в счастье и в лихую годину Почему же выбор княгини в пользу мужа не только выше, но и «святей»? Этот выбор - выбор не житейский, не случайный, но - христианский. В Библии сказано: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24).

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово "гордись" и однокоренное с ним "гордость" - они будут переходить со страницы на страницу.

ГОРДОСТЬ- Чувство собственного достоинства, самоуважение.

-Что означают слова «Но сталью я одела грудь»? (Возникает образ рыцарства и княгиня по значению подвига приближается к своему муж).

-В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.

-7-

-Что же снится нашей героине?(Ее молодость, дом отца, пышный бал, встреча с будущем мужем, Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию).

- Каково значение этого сна?(Она прощается с юностью, беспечной жизнью).

-Изменяется ли героиня во время путешествия? Какие строки поэмы это доказывают?Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.

(Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности).

-Какие это картины? (Снежная пустыня ("забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)

-Вторая часть сна графини повествует нам о восстании декабристов ( Выразительное чтение отрывка).

-Так видит восстание декабристов Н А Некрасов? Чьими глазами показывает Некрасов восстание декабристов?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ: о декабристах ( на фоне презентации).

(выступление о начале восстания декабристов)С раннего утра 14 декабря дворяне-офицеры.

Кадр12. Вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина. Им удалось вывести часть Московского, Гренадерские полки и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь 3,5 тыс. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николая I и разошлись.

Кадр13. Трубецкой, руководитель восстания, убедившись в обречении военного выступления не явился на площадь, это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай I окружил площадь верными ему войсками, но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович.

Экран. пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховский.

-Экран. После этого в дело была введена артилерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.

- Почему восстание потерпело поражение? (Срыв первоначального плана, медлительность, замешательство, остались без руководителя, не обратились к народу).

VII. К следствию, длившемуся более полугода, было привлечено около 600 человек.

Экран. Кадр14.

Кадр15,16. Сыны Отечества. 5 декабря. Пестель, Рылеев, Муравьев, Бестужев, Рюмин, Каховский были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 30 июля 1826 года, а

-8-

остальные осуждены на разные сроки каторги, ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства .Жены декабристов отправляются за ними в Сибирь.

В чем же значение восстания декабристов?(Потерпев поражение в социально- политической борьбе, декабристы одержали духовно-нравственную победу, показали пример истинного служения своему народу, внесли лепту в формированиеновой нравственной личности.)

СЛОВО УЧИТЕЛЮ ЛИТЕРАТУРЫ:

-Скажите отличается ли описание восстания у Некрасова и с точки зрения исторических фактов?(Больше эмоций. Отношение автора. Бессмысленность происходящего).

-Очень важный эпизод изгнание митрополита.

--Одобряет ли Некрасов поступок декабристов?(Нет, насилие никому не приносило радости).

-Какой эпизод нам это показывает?(Изгнание митрополита).

-Что занимает центральное место во второй части?
-Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

-Что необычно во второй части? Чем она напоминает драматическое произведение?

(Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? )(Читаем диалог.)

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня - как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре - тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что - княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)

- Как вы думаете, почему разговор губернатора и княгини дан в драматическом варианте?

(Сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей).

Кадр 18,19.20 -Давайте проследим за аргументами персонажей в споре и расширим характеристику героини ,составим представление о генерале.

Доводы генерала

Возражения княгини

1. Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда!

1. Готов ли экипаж?

2. (Ваш отец)…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей!

2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…
Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовёт.

3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж он виноват…

А вам терпеть…за что?

3. Ужасна будет, знаю я
Жизнь мужа моего
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

4. Трудности природных условий

а) Тот климат вас убьёт!

б) Окреп туземный человек

С природою в бою.

А вы?

Ваше присутствие усилит страдания мужа.

4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…
б) Пусть смерть мне суждена - мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.

5. Да, вы умрёте, но сперва

Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа)

В себе он будет сознавать причину ваших слёз.

5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму -
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

6. Помочь мужу - минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого…

Закон позволяет.

6. Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.

7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба!

7. Нет, я не жалкая раба.
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба
Я буду ей верна!
…к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...

8. 2 день Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

8. Вам наши кажутся права правами - не шутя?

Нет! Ими я не дорожу…

9. через 6 дней Вас по этапу поведут

С конвоем…весной

В Нерчинск придёте, если вас

Дорога не убьёт

9. Неделя целая прошла…

Уж шла бы я давно…

10. Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

-Подведем итоги:

-Как расширилась характеристика героини? (Умна , критически оценивает современное ей дворянское общество и царя, у нее сильная воля. Она смогла преодолеть сопротивление генерала).

- Каким показан генерал? (Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно выполняет свой долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Видимо, за эти качества оказался на службе в каторжном краю. Осмелился не выполнить предписание о возвращении княгини в Санкт-Петербург).

- Можно ли утверждать, что сцена разговора построена на антитезе? (Да, но в конце разговора герои объединены неподчинением царю, сочувствием государственным преступникам-

декабристам, сознанием правоты своего поступка).

АНТИТЕЗА- Сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения .

- Какой вывод можно сделать по системе героев? (Сюжетные и внесюжетные герои оказываются к концу поэмы в одном лагере, они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности).

- Вскоре на каторгу вслед за своим мужем отправилась и Мария. Николаевна. Волконская, и Александра Григорьевна Муравьева, она привезла декабристам послание А.С. Пушкина « В Сибирь», которое очень их поддержало.

ЧИТАЕМ ВЫРАЗИТЕЛЬНО СТИХОТВОРЕНИЕ

Кадр 21. -А сейчас давайте подведем итоги урока: Восстание декабристов было первое открытое выступление против самодержавия с оружием в руках. Восстание было на площади столицы, перед лицом собравшегося народа, но их действия были ограничены, они были «страшно далеки от народа», но они принадлежали к тем передовым деятелям своего времени, которые «помогли разбудить народ».

-11-

Кадр 23. Д.з: Проблемный вопрос: подумайте, как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу?

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: -На сегодняшнем уроке мы узнали о великом подвиге русских женщин, последовавших за своими мужьями. Совершить подвиг гражданский, подвиг на войне - это достойное дело. Но такой подвиг подразумевает хотя бы получение какой-то награды (медали, ордена). Подвиг любви всегда бескорыстен, потому что наградой может быть только ответное чувство. Подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный - милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие двух подвигов. А движущей силой является любовь. В первом случае - любовь к Отечеству, во втором - к близкому человеку.

-Какие еще произведения о бескорыстном подвиге любви вы знаете?

Домашняя работа: написать творческую работу на тему: «Высок и свят их подвиг незабвенный. А вы смогли бы повторить его»?

- Завершая наш урок, давайте ещё раз вспомним имена всех одиннадцати жён декабристов, последовавших в Сибирь за мужьями. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

-Понравился ли вам урок?

© 2010-2022