Внеклассное мероприятие по литературе Их предавали анафеме

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области







ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО

ЛИТЕРАТУРЕ



«ИХ ПРЕДАВАЛИ АНАФЕМЕ»

Внеклассное мероприятие по литературе Их предавали анафеме



ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

ТАЛДЫКИНА Е.А.



2015 г.

Цели мероприятия:

  1. Создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, развивать аналитические умения и навыки обучающихся, находить взаимосвязь между историей Российского государства и литературными произведениями;

  2. Расширять знания о жизни Л.Н. Толстого;

  3. Проследить взаимосвязь литературы и живописи.

  4. Формировать познавательный интерес, усилить положительную мотивацию обучения;

  5. Формировать положительные нравственные ориентации.













ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Добрый день! Я рада приветствовать Вас в нашем литературном кафе. Сегодня здесь собрались учащиеся 9-11 классов, преподаватели. Мы продолжаем цикл бесед, посвященных Году литературы. Литература - это вид искусства, в котором сокрыто много тайн. А тайна - это всегда что-то интересное, полное загадок. Итак, внимание на доску.

Слайд 1

Их предавали анафеме.

Слайд 2

  1. Орфоэпическая разминка. Определение ударения в слове «анафема». Работа в группах.

  2. Лексическая разминка. Определение лексического значения «анафема».

Слайд 3

Анафема - слово греческого происхождения - изначально - жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже - отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

Дайте толкование слову «обет».

Слайд 4

Обет может использоваться в качестве синонима понятию «зарок» или «клятва».

Одно из значений слова «обет» - обещание что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословение от Него.

В русском языке слово «анафема» имеет несколько значений:

Слайд 5

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ереь или раскол) и соборно провозглашаемое;

Слайд 6

Таинство - по учению христианской церкви есть священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия.

Слайд 7

  1. Проклятие (устаревшее);

  2. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребляется.

Слайд 8 («Православная энциклопедия»)

Согласно «Православной энциклопедии» «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с «отлучением», которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности.

Слайд 9 («Анафема»)

Называемое иногда «малым отлучением», оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т.п. не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применяемое лишь к членам церкви.

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

Слайд 10

  1. Отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;

  2. Не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;

  3. Совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема.

Термин «анафема» впервые был употреблен в канонах Эльвирского собора (начало 4 века). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема»

Слайд 11

В Русском царстве в 16-17 веков, а также в Российской империи 18 века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники. Предание анафеме часто влекло гражданскую казнь.

Некоторые случаи анафемствования в Русской церкви:

Слайд 12

1604 г.: Гришка Отрепьев.

Григорий Отрепьев - монах, дьяк Чудова монастыря. Около 1601 года бежал из монастыря. По распространенной версии, именно Григорий Отрепьев впоследствии выдал себя за царевича Дмитрия и взошел на русский престол под именем Дмитрия I.

Слайд 13

1607 г.: Степан Разин.

Донской казак, предводитель восстания, крупнейшего в истории допетровской эпохи.

Слайд 14

1708 г.: Иван Степанович Мазепа.

Тайно перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла 12. За измену предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. В 1709 г. Петр 1 приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым предполагали наградить Мазепу за предательство русского царя.

Слайд 15

Орден представлял собой круг весом 5 кг, изготовленный из серебра. На круге был изображен Иуда Искариот, повесившийся на осине, внизу изображение 30 сребренников и надпись «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится».

Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла 12 под Полтавой бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры (Бендэры).

Слайд 16

1775 г. Емельян Пугачев (анафема снята перед казнью)

Донской казак, предводитель крестьянской войны в России, русский народный герой. Пользуясь слухами, что император Петр 3 жив, Пугачев назвался им: он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым успешным из них.

Слайд 17

Как эти гражданские лица связаны с литературой? В каких произведениях они упоминаются? Назовите автора.

Слайд 18

Что значит предать анафеме?

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают каре.

Слайд 19

За что могут предать анафеме?

В наше время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию и непониманию.

Слайд 20

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Николаевич Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила это обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

Слайд 21

Что привело писателя к отлучению от церкви?

В середине 1870-х годов Толстой проявляет повышенный интерес к учению и богослужению Православной церкви: «перечитал все, что мог, об учении церкви,… строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы», следствием чего было полное разочарование в церковной среде. В 1899 году вышел роман Толстого «Воскресение», в котором автор показывал жизнь различных слоев современной ему России; духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли за карикатуру на Константина Петровича Победоносцева,

Слайд 22

обе-прокурора Святейшего Синода, который считался «серым кардиналом» правительства Александра 3. Лев Толстой был не согласен с учением церкви о том, что человек от своего рождения, по своей сущности является порочным и грешным, так как, по его мнению, такое учение «под корень подсекает все, что есть лучшего в природе человека».

В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский).

Слайд 23

24 февраля 1901 года в официальном органе синода было опубликовано «Определение святейшего синода… о графе Льве Толстом.

Слайд 24

«Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от церкви, вместе и молимся да подаст ему Господь покаяние в разум истины»

Слайд 25

Фрагмент стенной росписи из церкви села Тазово Курской губернии «Лев Толстой в аду»

Слайд 26

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

В «Ответ синоду» Лев Толстой подтвердил свой разрыв с церковью:

Слайд 27

«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал против Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».

В конце февраля 2001 года правнук графа Владимир Толстой,

Слайд 28

управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной поляне, направил письмо к Патриарху Московскоу и всея Руси Алексею 2 с просьбой пересмотреть синодальное определение. В ответ на письмо в Московском Патриархате заявили, что решение об отлучении Льва Толстого от Церкви, вынесенное ровно 105 лет назад, пересмотреть невозможно, так как это было бы не неправильным в отсутствие человека, на которого распространяется действие церковного суда. В марте 2009 года Владимир Толстой выразил свое мнение о значении синодального акта

Слайд 29

«Я изучал документы, читал газеты того времени, знакомился с материалами общественных дискуссий вокруг отлучения. И у меня возникло ощущение, что этот акт дал сигнал к тотальному расколу российского общества. Раскололись и царствующая семья, и высшая аристократия, и поместное дворянство, и интеллигенция, и разночинские слои, и простой люд. Трещина пошла по телу всего русского, российского народа».

Слайд 30

Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов - это имена, которых должна была постигнуть анафема. Но..

«За что?» - спросите вы. За сквернословие.

Запись слов на листочках. Акт сожжения.

Заключение. На этом наше литературное кафе закрывается. Благодарю за внимание и активное участие.







Библиографический список

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Электронный ресурс): ru/wikipedia.org

  2. mnogo-otvetov.ru



© 2010-2022