План-конспект урока синонимы. антонимы. паронимы. омонимыгрупповая форма работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы»

Цель: систематизировать изученное по теме «Лексика», совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас учащихся, прививать любовь к родному языку.

Ход урока

I.Актуализация

Заг…рать,забл…стеть, прил…гательное, прик…нуться,р…стение,отр…сль, з…рька,уг…р,выр…щенный,бл…стательный.

II. Формирование новых понятий и способов действия

1.Что изучает лексика?

-Как называется словарный запас языка?

-Чем многозначные слова отличаются от однозначных?

-С лова, разные по значению, но одинаковые по написанию:
-С лова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению

-С лова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение

-Однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию

2.Составьте кластер «Лексика»

III.Работа в 4-х группах

Группа 1

1. Придумайте предложения с данными парами слов и объясните разницу в значении слов. Как называются такие слова:

Адресат-адресант, описка-отписка.

2. Отгадайте загадки, как называются такие слова

1)Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже ,если он худой,

2)Его готовят из молока, он имеет крупные цветы, из него можно вязать красивые вещи( мир, ирис)

3.Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Прекрасный, ужасный, великолепный

4.Найдите антонимы:

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Велик день для лодыря , а для ударника мал.

Группа 2.

1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского? Свой ответ аргументируйте

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им.

Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их:

- Вы откуда, появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

- Заверяем, голова, что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Скажем лицам вопреки,

Мы по смыслу - далеки.

- Как называются эти "слова из русской речи"?

- Что они обозначают?

- Приведите примеры таких слов

2. прочитайте, как называются такие слова.

Искусный- искусственный, усвоить- освоить, глиняный -глинистый

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Одежда, костюм, рюкзак

4. Найдите антонимы:

Кто хочет много знать ,тому надо мало спать.

Корень учения горек ,а плод его сладок

Группа 3.

1. Исправьте ошибки в предложениях в предложениях с паронимами

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

2. Отгадайте загадки, как называются такие слова?

1)Ее мы можем видеть на лице ; ее можно подвести под кого-нибудь; на ней можно подорваться.2)в значении оптический ; в значении цирковой трюк (мина, фокус)

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Говорить, молчать, болтать

4. Найдите антонимы:

Сытый голодного не разумеет. Говорит прямо, а делает криво.

Группа 4.

1. Найдите в стихотворениях слова, близкие по смыслу. Как в русском языке называют такие слова? Что они обозначают?

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

2. Отгадайте загадки, как называются такие слова

Первый можно завязать,

Если папин галстук взять.

А второй, словарь листая, -

Мера скорости морская(узел)

3. Прочитайте, как называются такие слова?

Сыто-сытно, опечатки-отпечатки, поглотить - проглотить

4.Найдите антонимы:

Глупый осудит, а умный рассудит.

Каково начало, таков и конец.

.

IV.Обучающая игра «найди соответствия»

1.синонимы а) град, посол, мина, лисички, норка

2.омонимы б) экономический - экономические, практический - практичный

3.паронимы в) богатый- бедный, брать -отдать

4.Антонимы г) смеяться, хохотать, улыбаться, хихикать.

V. Закончите пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторые части.

Как народ с давних пор относился к учению и знаниям?

1.Век живи 2. Мир освещается солнцем 3. Наука хлеба не просит , 4. Маленькое дело 5.Больше науки

1. лучше большого безделья 2.сама хлеб дает. 3.век учись. 4. а человек - знанием. 5. умнее руки

- В записанных пословицах подчеркните ГО ,дайте характеристику предложению

VI . Завершит урок стихотворение Николая Рыленкова

Горят , как жар ,слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

VII. Рефлексия (смайлики)

8 Дз 12, упр. 181


© 2010-2022