Факультативный курс «Лингвистический анализ текста»

Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание  учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильно...             Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку.              Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков  на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика МО Тимашевский район

Утверждено

решением педсовета МБОУ СОШ № 13 протокол № 1

от «30» августа 2013 г.

Председатель педсовета

Олейников А.Н.


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА


ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Лингвистический анализ текста»

Класс 6 «А»

Учитель Ануфриева Светлана Владимировна

Программа разработана на основе программы Львовой С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.



ЭКСПЕРТЫ:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

­­­­­

_______________________________________________________________




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13







программа факультативного курса для учащихся 6 класса



Лингвистический анализ текста






Составитель

Ануфриева Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 13

Объём различных форм учебной работы

Всего аудиторных занятий 34 час

В том числе

Лекции 11 час

Практические занятия 20 час

Самостоятельная работа 3 час






Медвёдовская

2013


Пояснительная записка


Так уж сложилась школьная практика последних лет, что на уроках родного языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона - эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного - его удивительного богатства и красоты, того , чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные курсы, факультативы или отдельные уроки, проводимые систематически в течение всего учебного года, направленные на интеграцию двух школьных предметов - русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста

Цель данного курса - познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Большое внимание уделяется анализу текстов православной тематики и знакомству с законами иконографии, что имеет практическую значимость для развития системы духовно-нравственного воспитания и образования.

Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.

Программное содержание


Раздел 1. Текст как речевое единство.

Выразительность речи. Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Раздел 2. Употребление имён существительных в речи.

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей ( толковым. синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.

Раздел 3. Употребление имён прилагательных в речи.

Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

Раздел 3. Употребление глаголов в речи.

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в переносном и прямом значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

Основные умения и навыки


К концу изучения данного факультативного курса учащиеся должны :

А) обобщить и систематизировать известные сведения об изобразительно-выразительных особенностях слов определённых частей речи;

Б) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи;

В) уметь пользоваться различной справочной литературой, в частности толковым словарём, а также словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Название темы

кол-во часов

1.

Текст как речевое произведение

Выразительность речи.

Использование различных частей для создания выразительности.

Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

1

1

1

2.

Употребление имён существительных в речи

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Работа с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).

Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.

1

2

2

3


3.

Употребление имён прилагательных в речи

Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи.

Использование прилагательных в создании эпитетов.

Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного.

Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

1

2

2

2

4

4.

Употребление глаголов в речи

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи.

Использование глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.

Использование глаголов-синонимов в речи.

Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи.

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также употребление будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего.

Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы.

Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей.

Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

1

2

1

1

2


1

1

3

Темы практических занятий

раздела

наименование раздела

работы

тема работы

кол-во часов

1

Текст как речевое произведение

1

2

3

Сопоставление разных видов текстов

Работа по составлению таблицы «Части речи»

Работа с разными видами словарей

1

1

1

2

Употребление имён существительных в речи

4

5

6

7

8

Определение прямого и переносного значений имени существительного

Анализ текста стихотворения И.Бунина «Листопад»

Обобщение сведений о метафоре и сравнении

Употребление имен существительных в речи

Определение роли изобразительно - выразительных средств в художественном тексте

1

1

1

1

1

3

Употребление имён прилагательных в речи

9

10

11

12

13

14

15

16

Определение художественной роли имён прилагательных в тексте

Знакомство с понятием «эпитет»

Создание собственного текста с использованием эпитетов

Обобщение сведений об эпитетах

Создание текста по пословице с использованием прилагательных - антонимов

Анализ отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского

Ознакомительная работа с субстантивированными прилагательными

Определение роли изобразительно - выразительных средств в художественном тексте

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Употребление глаголов в речи

17

18

19

20

21

22

23

Употребление глаголов в художественном тексте

Особенности переносного значения глаголов

Знакомство с понятием «олицетворение»

Работа с глаголами - синонимами

Использование глаголов-антонимов и фразеологических оборотов в разговорной и художественной речи

Особенности употребления времени глагола в художественном тексте

Комплексная работа с текстом

1

1

1

1

1

1

1

Литература

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М .: Гослитиздат,1959.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М .: Наука, 1963.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности / / Русская словесность. 1994. № 1-6; 1995. №1.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М .: Наука, 1984.

Горбачевич К.С., Кабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л .: Наука, 1979.

Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского слова. М .: Просвещение, 1993.

Иванов В.В. и др. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии / / Русский язык в школе. 1978. №3.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М .: Советская энциклопедия, 1966.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М .: Искусство, 1970.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.

Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.

Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста / / Русский язык в школе. 1983. № 3.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1987.

© 2010-2022