- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 9 классе на тему Своеобразие жанра, композиции. Пушкинская эпоха в романе
Урок литературы в 9 классе на тему Своеобразие жанра, композиции. Пушкинская эпоха в романе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубинская В.К. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Своеобразие жанра композиции. Пушкинская эпоха в романе.
Задачи:
а) обучающие - ознакомление учащихся с истоками и жанровыми особенностями романа «Евгений Онегин», с онегинской строфой;
б) развивающие - формировать умение отличать роман и повесть, выразительно читать;
в) воспитывающие - привитие интереса к предмету, воспитание
чувства гражданственности.
Ход урока.
I Мобилизующее начало урока, сообщение темы, мотивация.
ІІ Повторение:
а) чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»;
б) композиция; роды литературы;
в) эпические жанры;
г) роман (большое повествовательное худ.произведение со сложным сюжетом) и повесть (лит.повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.).
д) Основные даты, связанные с биографией А.С. Пушкина.
Детство (17991811), лицей (1811-1817), Петербург, служба (1817-1820), южная ссылка (1820-1824), Михайловское (1825-1826), Москва, годы скитаний (1827-1830), последние годы жизни (1831-1837).
III Работа по теме.
-
Вступительное слово учителя.
Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная. Пушкин - первый профессиональный писатель России. Пушкин тронул струны поэзии - Россия заслушалась, зачаровалась.
И рассмотреть это утверждение возможно на примере романа «Евгений Онегин».
Своеобразие жанра рассмотреть в плане предыдущего урока.
Тема романа - проблема личности и общества, человека и среды, воспитавшей его.
Идея произведения - у условиях страшной действительности николаевского времени не получают развития, остаются без приложения, тратятся попусту превосходные человеческие качаства.
-
«Онегинская строфа». Стр. учебника 325 (строфа), стр. 326 (онегинская строфа).
Пушкин делит роман на главы, которые заканчиваются авторским рассуждением. Главы, в свою очередь делятся на строфы. Ему хотелось, чтобы с каждой новой главой, новой строфой и даже её частями свободно переходить от одной мысли к другой. Он блестяще разрешил эту задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.
«Онегинская строфа» состоит из 14 строк, которые делятся на 3 четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки:
Каждая строфа начинается освещением какой-либо новой темы, авторские замечания, лирические вставки заключают её.
Строфа - сочетание стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только интонацией. Таким образом, строфа представляет собой своеобразное построение фразы, особую форму интонационно-синтаксической организации стихотворной речи, начиная от простого предложения и кончая сложнейшими синтаксическими конструкциями, что давало возможность поэту изобразить сложные человеческие переживания, жизненное событие с его деталями, развёрнутый пейзаж и т. д.
В зависимости от количества стихов в строфе различаются:
двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие и шестистишие (секстина), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима) и др.
Повторяющиеся сочетания различных строф в стихотворении создают новые, сложные строфы (рондо, сонет, триолет).
3. Практическая работа (раскрыть особенности рифмы онегинской строфы).
1 - 4 = перекрёстные рифмы,
5 - 8 = смежные рифмы,
9-12 = опоясывающие (кольцевые) рифмы,
13 - 14 - смежные рифмы.
Рифма - совпадающее созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.
Количество слогов в каждой строфе:
1 - 4 = 9 - 8 - 9 - 8
5 - 8 = 9 - 9 - 8 - 8
9-12 = 9 - 8 - 8 - 9
13 - 14 = 8 - 8
Роман написан четырёхстопным ямбом.
Размеры пушкинского труда станут ещё яснее, если мы подсчитаем количество строф во всём романе (389 вместе с 20 строфами, выпущенными автором, но внесённых в нумерацию, а в окончательном варианте их 369, не считая писем Татьяны и Онегина).
-
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин». Конец 10-х -20годы 19 века принято называть "Пушкинской эпохой". Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъём свободомыслия - и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы "стать с веком наравне" - и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и её проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни - характерная черта "Пушкинской эпохи". В романе "Евгений Онегин" перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты "во весь рост" сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей - и всё это согрето живым, заинтересованным отношением автора. Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни. Петербург, Москва и провинция - три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создаёт индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, - образ жизни. Кажется, что даже время течёт в России по-разному: в Петербурге - быстро, а в Москве - помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи "гнёзда" живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни "глубинки" резко отличается от столичного, но в романе и московские "корни" тянутся всё-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счёте, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке - дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества. Петербургская жизнь предстаёт перед нами блистательной и разнообразной. И её картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть ещё и поэзия, шум и блеск "неугомонной юности", "кипение страстей", полёт вдохновения… Всё это создаётся присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба - главные ценности "петербургской" юности автора, времени, о котором вспоминает в романе.
"Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!" Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло её образа в "Евгении Онегине". Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов - мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да ещё лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от «гостиных». Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе. А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных - классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев.
Конечно, и в провинции однообразие может "взять в плен" человека, превратить жизнь в существование. Пример тому - дядя главного героя. Но всё же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о "старине", о новой литературе, посвящённой непритязательным, естественным человеческим чувствам. Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как "золотой век" русской культуры. Сложные, драматические черты "Александровского" времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.
В замысле большого повествования он обращается к наблюдениям обычной жизни хорошо знакомого ему петербургского светского общества.
В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.
4. Композиция рассматривается по учебнику, делается конспект.
5. Рефлексия.
IV Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
V Задание на дом: Стр. 67-70. Хр. Стр.71-125.
3