Урок литературы в 9 классе на тему Своеобразие жанра, композиции. Пушкинская эпоха в романе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Своеобразие жанра композиции. Пушкинская эпоха в романе.

Задачи:

а) обучающие - ознакомление учащихся с истоками и жанровыми особенностями романа «Евгений Онегин», с онегинской строфой;

б) развивающие - формировать умение отличать роман и повесть, выразительно читать;

в) воспитывающие - привитие интереса к предмету, воспитание

чувства гражданственности.

Ход урока.

I Мобилизующее начало урока, сообщение темы, мотивация.

ІІ Повторение:

а) чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»;

б) композиция; роды литературы;

в) эпические жанры;

г) роман (большое повествовательное худ.произведение со сложным сюжетом) и повесть (лит.повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.).

д) Основные даты, связанные с биографией А.С. Пушкина.

Детство (17991811), лицей (1811-1817), Петербург, служба (1817-1820), южная ссылка (1820-1824), Михайловское (1825-1826), Москва, годы скитаний (1827-1830), последние годы жизни (1831-1837).

III Работа по теме.

  1. Вступительное слово учителя.

Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная. Пушкин - первый профессиональный писатель России. Пушкин тронул струны поэзии - Россия заслушалась, зачаровалась.

И рассмотреть это утверждение возможно на примере романа «Евгений Онегин».

Своеобразие жанра рассмотреть в плане предыдущего урока.

Тема романа - проблема личности и общества, человека и среды, воспитавшей его.

Идея произведения - у условиях страшной действительности николаевского времени не получают развития, остаются без приложения, тратятся попусту превосходные человеческие качаства.

  1. «Онегинская строфа». Стр. учебника 325 (строфа), стр. 326 (онегинская строфа).

Пушкин делит роман на главы, которые заканчиваются авторским рассуждением. Главы, в свою очередь делятся на строфы. Ему хотелось, чтобы с каждой новой главой, новой строфой и даже её частями свободно переходить от одной мысли к другой. Он блестяще разрешил эту задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.

«Онегинская строфа» состоит из 14 строк, которые делятся на 3 четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки:

Каждая строфа начинается освещением какой-либо новой темы, авторские замечания, лирические вставки заключают её.

Строфа - сочетание стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только интонацией. Таким образом, строфа представляет собой своеобразное построение фразы, особую форму интонационно-синтаксической организации стихотворной речи, начиная от простого предложения и кончая сложнейшими синтаксическими конструкциями, что давало возможность поэту изобразить сложные человеческие переживания, жизненное событие с его деталями, развёрнутый пейзаж и т. д.

В зависимости от количества стихов в строфе различаются:

двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие и шестистишие (секстина), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима) и др.

Повторяющиеся сочетания различных строф в стихотворении создают новые, сложные строфы (рондо, сонет, триолет).

3. Практическая работа (раскрыть особенности рифмы онегинской строфы).

1 - 4 = перекрёстные рифмы,

5 - 8 = смежные рифмы,

9-12 = опоясывающие (кольцевые) рифмы,

13 - 14 - смежные рифмы.

Рифма - совпадающее созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Количество слогов в каждой строфе:

1 - 4 = 9 - 8 - 9 - 8

5 - 8 = 9 - 9 - 8 - 8

9-12 = 9 - 8 - 8 - 9

13 - 14 = 8 - 8

Роман написан четырёхстопным ямбом.

Размеры пушкинского труда станут ещё яснее, если мы подсчитаем количество строф во всём романе (389 вместе с 20 строфами, выпущенными автором, но внесённых в нумерацию, а в окончательном варианте их 369, не считая писем Татьяны и Онегина).

  1. Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин». Конец 10-х -20годы 19 века принято называть "Пушкинской эпохой". Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъём свободомыслия - и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы "стать с веком наравне" - и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и её проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни - характерная черта "Пушкинской эпохи". В романе "Евгений Онегин" перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты "во весь рост" сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей - и всё это согрето живым, заинтересованным отношением автора. Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни. Петербург, Москва и провинция - три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создаёт индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, - образ жизни. Кажется, что даже время течёт в России по-разному: в Петербурге - быстро, а в Москве - помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи "гнёзда" живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни "глубинки" резко отличается от столичного, но в романе и московские "корни" тянутся всё-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счёте, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке - дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества. Петербургская жизнь предстаёт перед нами блистательной и разнообразной. И её картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть ещё и поэзия, шум и блеск "неугомонной юности", "кипение страстей", полёт вдохновения… Всё это создаётся присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба - главные ценности "петербургской" юности автора, времени, о котором вспоминает в романе.
    "Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!" Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло её образа в "Евгении Онегине". Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов - мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да ещё лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от «гостиных». Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе. А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных - классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев.
    Конечно, и в провинции однообразие может "взять в плен" человека, превратить жизнь в существование. Пример тому - дядя главного героя. Но всё же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о "старине", о новой литературе, посвящённой непритязательным, естественным человеческим чувствам. Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как "золотой век" русской культуры. Сложные, драматические черты "Александровского" времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.

В замысле большого повествования он обращается к наблюдениям обычной жизни хорошо знакомого ему петербургского светского общества.

В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

4. Композиция рассматривается по учебнику, делается конспект.

5. Рефлексия.

IV Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.

V Задание на дом: Стр. 67-70. Хр. Стр.71-125.

3

© 2010-2022