Материалы к КТП. Темы для углублённого изучения русского языка в 5-9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ботылева Ирина Викторовна, МБОУ Центр образования №3 г.Тулы

Темы для углублённого изучения русского языка в 5 классе

Раздел

Тема

Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.

Части фонетики

Помимо известных учащимся понятий «фонетика» и «орфоэпия», добавляются сведения о других относительно самостоятельных разделах фонетики: фонология (система фонем), акцентология (наука об ударении), интотология (наука об интонации).

Три аспекта звуков речи.

Звуки рассматриваются с трёх точек зрения: как определённый элемент языковой системы (функциональный аспект), с точки зрения характерного звучания (акустический аспект) и с точки зрения их образования (артикуляционный аспект).

Фонетика

Понятие о сильной и слабой

позиции фонемы.

Вводятся понятия о сильной и слабой позиции звука, а также даётся перечень слабых позиций для гласного и согласного звука с целью с целью нахождения учащимися в словах «ошибкоопасных» мест и отработки навыка проверять слабую позицию звука при помощи сильной.

Характеристика отдельного звука в речевом потоке.

Даётся перечень характеристик для гласных и согласных звуков, а также отрабатывается навык характеристики звука, который в дальнейшем будет использоваться при фонетическом разборе слова.

Долгие и двойные согласные.

Даётся понятие о долготе звука, вводится специальный значок для обозначения данного звука в фонетической транскрипции. Кроме этого учащиеся отрабатывают умение различать понятия «удвоенный согласный» и «долгий звук», т.е. не смешивать понятия из фонетики и графики.

Типы переносного значения слов.

Вводятся понятия «метафора», «метонимия» и «синекдоха», рассматриваются их отличительные признаки, способы образования и функционирование в речи.

Лексика

Лексические кальки.

Вводится понятие лексических калек - слов с идентичным значением (градусник-термометр, бегемот гиппопотам), рассматриваются способы их образования и функционирование в языке.

Стилистические и текстовые синонимы.

Помимо лексических синонимов, широко представленных в школьном учебнике, в данной теме рассматриваются стилистические синонимы (различающиеся лишь сферой употребления) и текстовые (авторские) синонимы.

Морфемика

Словообразующие и формообразующие суффиксы

Вводится понятие формообразующих суффиксов, даётся перечень суффиксов, не включаемых в основу слова, и отрабатывается навык различения словообразующих (смысловых) и формообразующих (грамматических) суффиксов.

Понятие о йотированной основе. Различение окончаний и суффиксов.

Вводится понятие о йотированной основе, отсутствующее в академических учебниках. Отрабатывается навык нахождения йотированной основы у существительных и прилагательных, различения окончания ИЙ и суффикса ИЙ у прилагательных (синий - заячий).

Беглые гласные. Из истории букв «ер» и «ерь».

Учащиеся получают сведения о функциях букв «ер» и «ерь» (Ъ и Ь) в старославянском языке, обозначении этими буквами звуков «0» и «Э» и причинах возникновения явления беглой гласной на месте исторической позиции данных букв.

Унификсы.

В данной теме вводится понятие унификса - уникального аффикса, встречающегося в 1-2 словах, рассматриваются редко встречающиеся в современном словообразовании(непродуктивные) морфемы, которые выделяются в некоторых словах: приставки пра-, су-, ра-, па- суффиксы - вор, -адь, -есс и др.

Морфология

Система частей речи в современном русском языке

Помимо устоявшейся в школьной грамматике системе из 10 частей речи, вводится понятие и о других системах классификации : разные языковые школы выделяют от четырёх (А.Пешковский) до 18 частей речи (Л.Щерба, А.Шахматов).понятие о «частицах речи» (В.Виноградов)

Общекатегориальное значение частей речи.

Рассматриваются основания для классификации частей речи. Части речи характеризуются с точки зрения ряда признаков, присущих каждой из них в отдельности или группе в целом: специфика обобщённого лексического значения, характер словоизменения и образуемых форм, система грамматических категорий и грамматических значений, особенности синтаксических связей с другими словами, типичная синтаксическая функция в предложении, особенности словообразования.

Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Помимо известных детям существительных, обозначающих предмет, даётся понятие и о других группах: названия процессов (бег, прыжок, ходьба, полёт) признаков (красота^ белизна), отвлёчённых понятий (верность, любовь, дружба) и др. Вводятся новые для учащихся понятия: существительные конкретные, отвлечённые, абстрактные, собирательные и др.

Имя существительное

Категория одушевлённости и её грамматическое значения.

В школьном учебнике единственным способом отличия одушевлённых существительных от неодушевлённых является вопрос Кто? или Что? и разграничение живых и неживых объектов, т.е. семантический признак

В данной теме даётся понятие о грамматическом значении категории одушевлённости (по форме винительного падежа) и особенностях образования грамматических форм с учётом данной категории (поймал два карася или двух карасей? и др).

Переход имён собственных в нарицательные и нарицательных в собственные. Единичные существительные.

На конкретных примерах показывается отсутствие строгой грани между собственными и нарицательными существительными. Помимо знакомого учащимся перехода нарицательных существительных в собственные (орёл - Орёл, шарик - Шарик, мать - «Мать») рассматривается и возможность обратного перехода (меценат, маузер, галифе, хулиган, геркулес и др). В данной теме рассматривается вопрос о числе имён собственных, таких как Москва, Париж, Мытищи, Химки, Глушанки и др.

Переход существительных в другие части речи

Рассматриваются существительные, утратившие своё лексическое значение и переходящие в наречия (домой, утром, даром, кругом и др.), в производные предлоги (в целях, в течение, в продолжение) и междометия (Караул! Матушки! Марш!).

В данной же теме изучается и обратный процесс - субстантивация, т.е. переход разнообразных частей речи в существительные (столовая, больной, кондитерская)

Лексико-грамматические разряды глаголов. Глаголы речи.

Лексико-грамматический разряд глаголов речи рассматривается как средство введения в прямую и косвенную речь. Помимо этого анализируются авторские тексты с точки зрения разнообразия данных глаголов и их соответствия характеру описываемой ситуации и характеру героев.

Образование видовых пар глаголов. Супплетивизм глагольных форм

Продолжается изучение супплетивов словоизменительных форм слова, образованных от другого корня (говорить - сказать, взять- брать, класть-положить и т.д.)

Синтаксическая роль инфинитива.

Поскольку данная форма глагола может выполнять любую синтаксическую роль в предложении, учащиеся получают первоначальные сведения о том, как отличить глагол в роли сказуемого от инфинитива- дополнения, о главных членах предложения, выраженных инфинитивом (поскольку тема «Тире между подлежащим и сказуемым» изучается в школьной грамматике уже в 5 классе).

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Из истории вопроса о категории вида.

Учащиеся знакомятся с точкой зрения различных отечественных лингвистов на категорию вида и способы различения видов глагола. Так как в академической грамматике основным критерием определения вида глагола является вопрос (что делать? или что сделать? т.е. грамматический способ), учащиеся впервые знакомятся с лексическим способом определения вида глагола по значению процесса и результата действия.

Одновидовые и двувидовые глаголы.

Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. В данной теме учащиеся знакомятся с глаголами, не образующими видовой пары (лежать, спать, очутиться), а также с двувидовыми глаголами, совмещающими в одной форме значения совершенного и несовершенного вида (жениться, казнить, ранить и др.).

Образование видовых пар. Средства видообразования.

Вводятся новые понятия имперфективация (образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного путем суффиксации: переписать - переписывать, одолеть - одолевать) и перфективация (образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного путем префиксации: писать - написать, дописать и т. д.. )

Особые случаи правописание не с глаголами. Различение ка письме частицы не и приставки недо-.

Учащиеся получают сведения о значении приставки недо- (недостача, нехватка чего-либо) и учатся отличать данную приставку от сочетания частицы не и приставки до- в глаголах (не достаёт - недостаёт, не доедал - недоедал и др,)













Темы для углублённого изучения русского языка в 6 классе

Раздел

Тема

Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.





Типы неологизмов

Даётся понятие о лексических (образованы по имеющимся в языке моделям: венероход, примарситься, полуторасменка), семантических (новые значения известных слов: зебра, продлёнка штрих) и авторских, индивидуально-стилистических неологизмах (создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту, "прикреплены" к контексту, имеют автора). Исследуются пути появления неологизмов в русском языке.

Лексика

Роль архаизмов и историзмов в

поэтическом тексте.

Подробно исследуется роль архаизмов и историзмов в лирике поэтов 19-20 веков с целью создания колорита эпохи, выражения авторского отношения к изображаемому и придания поэтической речи высокого, торжественного стиля.





Типы фразеологизмов

Даётся классификация фразеологизмов по степени спаянности компонентов, вводятся понятия «фразеологические сращения» (максимальная степень «спаянности»:попасть впросак, бить баклуши, ничтоже сумняшеся), «фразеологические единства» (тянуть лямку, намылить шею) и «фразеологические сочетания» (один член фразеологизма имеет так называемое ограниченное, связанное употребление, а второй - свободное: щекотливый вопрос, чревато последствиями, кромешная тьма).





Сложные слова. Интерфиксы в сложных словах.

Вводится понятие «интерфикс» - соединительная словообразовательная морфема, которая выделяется составе сложных слов, где используются два и более корня. Наиболее употребительными являются интерфиксы -о- и -е-: паровоз, птиц-е-вод. Даются разнообразные точки зрения на вычленение данной морфемы, прежде всего на включение её в основу слова или место разрыва основы.

Морфемика

Словообразовательная цепочка и правило её построения.

Вводится понятие словообразовательной цепочки - ряда однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Отрабатывается составление цепочек с целью выяснения последовательности образования слова и правильности его морфемного состава (именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы).





Морфологические способы словообразования. Аффиксация.

Вводится единое понятие «аффикс» - любая словообразовательная морфема (приставка, суффикс, постфикс и т.д.) и «аффиксация» - наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента.





Безаффиксный способ словообразования существительных.

Вводится понятие «безаффиксный способ словообразования», то есть лишённый словообразовательных элементов, который применяется только при образовании имён существительных от глаголов и имён прилагательных (глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.).





Неморфологические способы словообразования

Вводятся новые понятия «лексико- семантический» (распад многозначного слова на омонимы), «морфолого- синтаксический» (слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков) и «лексико-синтаксический способы словообразования» (производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово: вышеназванный, сумасшедший)





Продуктивные способы образования имён существительных.

Рассматриваются самые частотные способы образования имён существительных -суффиксальный и бессуффиксный, а также значение и правописание наиболее часто употребляемых суффиксов (-ик; -щик; - тель; - ость; -ец и др.)





Роль прилагательного в художественном тексте. Эпитет.

Выявляется роль прилагательных в различных стилях речи, исследуется частота их употребления в художественных текстах И.Тургенева, И.Бунина, К.Бальмонта, В.Маяковского, А.Белого.

Помимо этого отрабатывается навык создания собственных микротекстов с использованием прилагательных.





Способы образования форм сравнительной степени прилагательных.

Вводятся понятия синтетического (при помощи формообразующих суффиксов) и аналитического (при помощи слов более и менее) способов образования. Анализируется употребление данных форм , рассматриваются формы сравнительной степени, осложнённые приставкой по- для смягчения степени преобладания (посильнее, постарше, повыше) и их принадлежность к разговорному стилю речи.





Переход прилагательных в другие части речи. Переход других частей речи в прилагательные.

Закрепляется понятие субстантивированных прилагательных (перешедших в существительные (русский, военный, гостиная и др.)

Вводится термин «адъективация» - переход слов из какой-либо грамматической категории в категорию имен прилагательных. Даётся первоначальное понятие об отглагольных прилагательных.



Переход относительных

прилагательных в качественные. Переход притяжательных прилагательных в качественные.

Рассматривается переход прилагательных из одного разряда в другой на базе метафоры и примеры функционирования их в художественном тексте в качестве эпитетов.

Образование степеней сравнения прилагательных. Супплетивизм форм.

В данной теме впервые вводится термин «супплетивизм» -образование словоизменительной формы слова от другого корня и/или при помощи уникального чередования (хорошо-лучше, плохо- хуже и др.). В дальнейшем данный термин будет использоваться во многих темах.

Неопределённо- количественные числительные

Рассматривается вопрос о включении некоторыми лингвистами в состав числительных таких слов, как много, мало, несколько, столько и др., которые в академической грамматике относятся к наречиям или местоимениям.

Сближение порядковых числительных с прилагательными.

Подробно рассматриваются грамматические особенности порядковых числительных, которые по одним признакам (связь со счётом, словообразовательная связь с количественными числительными) относятся к числительным, а по другим (структура, морфология и синтаксис) близки прилагательным.





Семантическая и морфологическая классификация местоимений.

В академической грамматике разряды местоимений вычленяются по семантическому (смысловому) принципу. В данной теме даётся понятие о другой классификации местоимений: по соотношению с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения- числительные). Особое внимание уделяется местоименным наречиям (где, куда, нигде, там, всюду и др.), которые в школе изучаются среди наречий, а не среди местоимений.





Склонение личных местоимений. Супплетивизмформ.

Продолжается изучение супплетивов словоизменительных форм слова, образованных от другого корня (я-мне, мы-нам, они - их и т.д.)





Из истории языка. Старославянские предлоги и их влияние на образование местоименных форм.

Рассматривается история старославянскихпредлогов «сън», «кън» и др, отразившихся всовременном правописании местоимений в косвенныхпадежах: с ним, к нему и др.





Относительные местоимения, их роль в сложном предложении

Подробно рассматривается роль относительныхместоимений, выступающих в качестве средства связичастей сложноподчинённого предложения, а такжеотрабатывается навык различения относительныхместоимений (союзных слов) и союзов.





Смысловая и формальная возвратность глаголов

В школьном учебнике возвратными считаются всеглаголы с постфиксом -ся.

В данной теме даётся понятие о смысловой иформальной возвратности глаголов. Учащиесяотрабатывают кавык различать слова сформообразующим постфиксом -ся, не включающимся воснову (бреется, спускается и др), от слов, когдапостфикс -ся не может быть заменён местоимением«себя» (кусается, строится, обнимается, не спится и др).В данных глаголах постфикс является не формо-, асловообразующим и должен быть включён в основуслова.





Употребление форм одного наклонения и инфинитива в

значении другого

Подробно рассматриваются случаи несовпаделияформ наклонения глагола и выражаемых ими значений.Употребление форм сослагательного наклонения взначении других (значение повелительного наклонения,например: Рассказал бы ты о своей поездке! ).

Употребление форм повелительного наклонения взначении сослагательного при выражении условия: Умейя писать картины, как много я мог бы рассказать!

Употребление инфинитива в значениисослагательного (Ехать бы нам) и повелительногонаклонения (Стоять! Молчать! )

















Темы для углублённого изучения русского языка в 7 классе

Раздел

Тема

Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.

Причастие как глагольно- адъективное образование. Место причастия в системе частей речи

Рассматривается вопрос о многосторонних связях причастий одновременно с двумя частями речи: глаголами и прилагательными.

Подробно рассматриваются точки зрения о грамматическом статусе причастий в трудах А.Х. Востокова (включает причастия в состав имен прилагательных), Н.М. Шанского (считает причастия отдельной частью речи) и В.В. Бабайцевой («гибридный» класс слов, совмещающий свойства двух частей речи, который следует вывести за пределы частей речи и рассматривать их в новом ряду).

Причастие

Влияние вида и переходности

глаголов на образование причастных форм.

Рассматриваются случаи «ущербных» глаголов, т.е. таких, от которых невозможно образовать все четыре причастные формы: страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов брить, жать, печь; страдательные могут быть образованы только от переходных глаголов; причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида; причастия страдательные прошедшего времени, как правило, образуются от глаголов только совершенного вида) и т.д

Адъективация причастий

Подробно рассматриваются случаи перехода причастий в имена прилагательные и способы различения причастий (значение непостоянного признака, глагольности) и прилагательных (постоянный признак)6 преданный друзьями - преданный друзьям и др. Материал ориентирован на задания ЕГЭ

Различение на письме причастий и отглагольных прилагательных

Отрабатывается навык различения отглагольных прилагательных без приставок и зависимых слов и причастий. Подробно рассматриваются признаки, влияющие на правописание Н и НН в данных словах.

Деепричастие как вербально- адвербиальный класс. Место деепричастия в системе частей речи.

Деепричастие рассматривается как гибридный класс слов, совмещающих признаки глагола (выражение предикативности, но отсутствие категории лица, числа, времени) и наречия (неизменяемость, близость синтаксической роли).

Особенности образования деепричастий.

С целью предупреждения речевых ошибок подробно рассматриваются группы глаголов, от которых не образуются деепричастия: односложные основы, в которых происходит потеря гласных (бить, пить, лить, лгать), основы, имеющих в инфинитиве конечные з, с, х (лизать, мазать, писать), основы, оканчивающиеся в инфинитиве на чь (беречь, лечь, печь), основы, оканчивающиеся в инфинитиве на - ну (блекнуть, вянуть) и др.

Лексико-грамматические разряды наречий.

Помимо традиционной классификации наречий (места, времени, образа действия и т.д.) в данной теме рассматривается классификация, предложенная В.В.Бабайцевой, согласно которой среди наречий различаются следующие разряды: качественные (хорошо, быстро, весело); обстоятельственные (вчера, слева, сгоряча) и наречия степени (очень, весьма, чрезвычайно).

Качественные наречия

Рассматриваются морфологические особенности данной лексико-грамматической группы наречий, которые, в отличие от традиционного взгляда на наречие как на неизменяемую часть речи, имеют формы степеней сравнения.

Способы образования наречий.

Редупликация.

Помимо широко представленных в школьном учебнике приставочного, суффиксального и приставочно-суффиксального способа словообразования, вводится понятие о новом продуктивном способе образования наречий редупликации (полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его): еле-еле, чуть-чуть, перво-наперво и др.

Образование наречий. Адвербиализация. Переход существительных в наречия

Вводится понятие адвербиализации - перехода в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи.

Подробно рассматривается основа процесса адвербиализации - изоляция той или иной формы от системы словоизменения своей части речи и приобретение ею нового грамматического значения. Особое внимание уделяется переходу в наречия беспредложных падежных форм существительных (пешком, даром, вечером) и сочетаний существительных с предлогом (вдалеке, вдали, вверху, внизу, наверху, на ходу, на лету, на днях и т. п.)

Переход деепричастий в наречия.

Отрабатывается навык нахождения в тексте деепричастий, которые утратили вид, залог, переходность/непереходность, глагольное управление и начали обозначать признак действия как типичное наречие (стоя, сидя, лёжа, молча, шутя, зря, нехотя, не спеша, не глядя) и устойчивых сочетаний наречного характера (сломя голову, спустя рукава).

На конкретных примерах анализируется наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с деепричастиями и наречиями. Материал ориентирован на задания ЕГЭ

Различение на письме наречий, кратких прилагательных и кратких страдательных причастий.

Отрабатывается орфографический навык правописания Ии НН в данных частях речи.

Отличие слов состояния от наречий и кратких прилагательных

Исследуются причины вычленения слов состояния в отдельную часть речи. Отрабатывается навык различения слов состояния, наречий и кратких прилагательных по грамматическим (вопрос) и синтаксическим признакам.

Модальные слова.

Данная группа слов категории состояния рассматривается с точки зрения её морфолого- синтаксических особенностей, прежде всего, употребление данных слов в роли глагола-связки в составном глагольном сказуемом (надо дорожить, можно подумать, нельзя забывать и др.)

Вопрос о модальных (вводных) словах

Рассматриваются модальные слова, которые однимиисследователями причисляются к наречиям, другими - кчастицам, третьими рассматриваются как особаякатегория, произошедшая из вводных предложений, и ихнезависимое положение среди других членовпредложения (не вступают в связь с другими словами, неявляются членами предложения, выделяютсяинтонационно, определяют точку зрения говорящегосубъекта на отношение к действительности: словом,одним словом, конечно, по-видимому)

Семантические, морфологические и синтаксические признаки безлично-предикативных слов

Изучение признаков безлично-предикативных слов.Более глубокое наблюдение за синтаксической ролью впредложении безлично-предикативных слов

Структура и лексико- грамматические разряды междометий.

Рассматриваются группы междометий по значению(эмоциональные: ох, ай; побудительные: прочь, стоп;звукоподражательные: бух, бац).Отдельнорассматриваются междометные фразеологизмы (вот тена, боже мой) и их синтаксическая роль.

Группы междометий по способу образования и происхождению. Глагольные междометия.

Более глубоко исследуются типы фразеологизмов:производные и непроизводные, синтаксическая рольмеждометий, их правописание.

Звукоподражательные слова.

Рассматривается лексико-семантическая группа слов,вычленяемая некоторыми исследователями из составамеждометий. Подробно анализируется различие междумеждометиями, выражающими разнообразные чувства иэмоции, и звукоподражательными словами, невыражающими никаких значений.

Место слов ДА и НЕТ в системе частей речи

Рассматриваются разнообразные точки зрения наопределение морфологической принадлежности слов ДАи НЕТ, которые одни лингвисты относят к междометиям,другие - к частицам, третьи - к безлично-предикативным словам Подробно анализируетсясинтаксическая роль данных слов.

Служебные части речи

Морфологический состав предлогов. Роль предлогов в выражении значения падежей.

Более глубокое изучение производных предлогов, ихморфологического состава. Выполнение заданий ЕГЭ

Синтаксические функции

союзов. Союз как морфологическое средство связи частей и предложений в тексте.

Роль союза в тексте. Задания В7 ЕГЭ. Союз каксредство связи частей предложений в тексте





















Темы для углублённого изучения русского языка в 8 классе

Раздел

Тема

Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.

Система синтаксиса

Место синтаксических единиц в системе единиц языка

Уровневая иерархия единиц и подсистем языка: от фонологии к синтаксису.

Коммуникативные и некоммуникативные единицы синтаксиса.

Иерархическая система синтаксиса: от словоформы до текста.

Сфуктурная схема как типичный образец построения синтаксических единиц.

Модели (стереотипы) построения словосочетаний и предложений. Набор строевых элементов, составляющих структурные схемы.

Словосочетание

Из истории вопроса о словосочетании в русском синтаксисе.

Вопрос о словосочетании как основной единице синтаксиса в трудах М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, А.А.Шахматова, В.В.Виноградова.

Отличие словосочетаний от сочетаний слов.

Предикативные, полупредикативные и непредикативные сочетания слов. Разграничение словосочетаний и грамматических основ, аналитических форм слов, существительных с производными предлогами.

Словосочетания и сочинительные сочетания слов

Вопрос о классификации словосочетаний: считать ли сочинительные сочетания словосочетаниями или нет,

Номинативная функция слов и словосочетаний.

Субстантивные словосочетания (составные наименования) и их фразеологизация.

Морфолого-синтаксические свойства словосочетаний.

Типы словосочетаний по главному слову. Законы сочетаемости (валентности) частей речи.

Языковая и речевая семантика словосочетаний.

Разновидности языковой (грамматической) и речевой (лексической) семантики словосочетаний. Различное смысловое значение при одинаковом строении (занимаюсь с братом - занимаюсь с удовольствием ; идти в пальто - идти в кино и др.)

Синтаксически свободные и синтаксически несвободные словосочетания.

Более подробно изучается природа и грамматические признаки цельных словосочетаний, разграничение цельных и свободных словосочетаний. Вводится понятие семантической спаянности и семантической полноты компонентов словосочетания.

Грамматическая синонимия словосочетаний.


Вводится понятие грамматических синонимов - структурных единиц, разных по строению, но идентичных по лексико-семантическому наполнению.

Подробно рассматриваются в качестве грамматических синонимов разные типы словосочетаний: согласование и управление (футбольный мяч - мяч для футбола, загородный дом - дом за городом), примыкание и управление (ступала грациозно - ступала с грациозностью).

Выполняются задания на замену одного способа связи другим (подготовка к ГИА).

Фразеологические сочетания.

Отличие цельных словосочетаний отфразеологизмов, которые не являютсясловосочетаниями в строго терминологическом смысле,так как по значению соответствуют одному слову.Вводится понятие степени спаянности частейнесвободных сочетаний.

Предложение и его признаки

Структурные и семантические признаки предложения

Что создаёт предложение? Чем оно отличается отдругих единиц языка? Вводятся понятия структурнойсхемы, способа выражения строевых элементов схемы,предикативности (модально-временного плана),логико-структурных элементов, модальности(отношения говорящего к сообщаемому)

Интонация как свойство предложения.

Особое место интонации среди свойствпредложения (план выражения вне плана содержания)и её коммуникативная функция. Интонация какуниверсальное средство выражения разнообразныхзначений модальности (уверенности илинеуверенности, экспрессивной оценки) идифференциации смысловых связей и отношений.

Классификация предложений по эмоциональной окраске.

Типология восклицательный предложений(повествовательно-восклицательные, вопросительно-восклицательные и побудительно - восклицательные).Восклицательная интонация как средство выраженияиронии (н\р: «Вы подумайте! Я ему нравлюсь!» и др.).Структурно - семантические признакивосклицательных предложений: интонация, наличиемеждометий, наречий и эмоционально-усилительныхчастиц.

Члены предложения

Отличие составного глагольного сказуемого от дополнения и определения, выраженного инфинитивом.

Данная тема не рассматривается в школьномучебнике, однако на ГИА и ЕГЭ от учащихся требуетсяумение правильно выделять грамматическую основу.

В данной теме подробно рассматриваются способыразграничения составного глагольного сказуемого ивторостепенных членов (определения и дополнения),выраженных инфинитивом: просил рассказать, пойдупройтись, сбежались поглазеть и др.

Генитивные предложения как один из видов безличного. Основа генитивного предложения

Вводится понятие генитивного предложения - одногоиз типов безличного, в котором отсутствуют оба главныхчлена предложения, а есть только существительное вродительном падеже (генитив): Ни души. На небе ниоблачка.

Подобные предложения рассматриваются какнеполные односоставные безличные с пропущеннымсказуемым НЕТ.

Осложнённое предложение

Стилистические особенности места обращения в предложении

Выясняется влияние порядка слов в предложении собращением на стилистическую окраску синтаксическойконструкции и выражаемое значение (Валя, сходи вмагазин. - внимание привлечено к деятелю. Сходи, Валя,в магазин. - в действию, процессу. Сходи в магазин,Валя. - деятель практически не важен, он«пробалтывается») и т.д.

Риторические обращения и их оформление на письме.

Анафора и эпифора риторических вопросов.

Вводится понятие риторического обращения какфигуры речи, особого поэтического приема, одного изспособов олицетворения (Фонтан любви, фонтан живой!Принес я в дар тебе две розы). Анализируются знакипрепинания при риторических обращениях, являющихсячастью предложения и отдельной вокативной(называющее- восклицательной) единицей.

Междометные предложения.

Подробно изучается постановка знаком препинания при междометиях и междометных предложениях (Ах, как медлительны они. - Ай-ай/ - отец покачал головой.Слава бог/, хоть с этой стороны меня поняли).Помимо этого учащиеся практикуются в различении междометий и частиц (А, вот оно что! А дьявол их знает! Ну, расскажи. - Ну в кино-то видели же? О любимые сердцу обманы - О, концерт большой будет, - обронил кто-то из мужиков )

Неоправданное употребление вводных слов. Слова- « сорняки».

Работа по исправлению и предупреждению речевых ошибок, связанных с неоправданным употреблением вводных слов в устной и письменной речи учащихся. Параллельно ведётся работа по классификации вводных слов с целью подбора более подходящего слова или замен синонимом.

Инверсия согласованных определений.

Анализируются случаи препозиции и постпозиции прилагательных по отношению к определяемому слову и влияние порядка слов на разграничение словосочетаний и грамматических основ. Учащиеся учатся отличать согласованные определения от части составного именного сказуемого:

Деревянный стол - стол деревянный, преданный и верный друг - он преданный и верный (и т.д.).

Понятие о грамматической синонимии. Синонимия причастных оборотов и сложных предложений с придаточным определительным.

Продолжается изучение грамматических синонимов. В данной теме учащиеся анализируют лексическое наполнение причастных оборотов и придаточных определительных в СПП, практикуются в замене одной грамматической конструкции на другую при помощи разнообразных союзных слов: летящий по воздуху - тот, кто летит по воздуху; написанный в тетради - тот, что написан в тетради и др.

Выполняются задания на сжатие текста путём подобной замены (подготовка к ГИА).

Синтаксические средства сравнения. Сказуемое с оттенком сравнения.

Приложение со значением сравнения.

Учащиеся получают сведения о том, что значение сравнения может выражаться не только сравнительными оборотами и обстоятельствами сравнения, но и другими способами: при помощи особого строения сказуемого (Лёд словно зеркало), приложения со сравнительным значением (."Ленский везде был принят как жених), фразеологического оборота (все будут сидеть как пришитые) и др.

Попутно решается вопрос о постановке знаков препинания перед союзом как в подобных конструкциях.

Грамматическая синонимия деепричастных оборотов. Инверсия дополнений и обстоятельств.

Продолжается изучение грамматических синонимов. В данной теме учащиеся анализируют лексическое наполнение деепричастных оборотов и придаточных обстоятельственных в СПП, практикуются в замене одной грамматической конструкции на другую: идя через поле - когда шёл через поле, закончив плясать - едва закончил плясать и др.

Выполняются задания на сжатие текста путём подобной замены (подготовка к ГИА).









Темы для углублённого изучения русского языка в 9 классе

Раздел

Тема

Что именно изучается более углублённо по сравнению со стандартом.

Многоаспектность сложного предложения

Сложное предложение рассматривается с точки зрения логического, структурного (строение), коммуникативного (порядок частей, интонация, функциональные типы) и семантического аспектов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Подробно рассматривается содержательная (план содержания и выражения) и структурная (план построения) сторона предложения.

Функциональная классификация сложных предложений.

Сложное предложение рассматривается с точки зрения целевой установки высказывания (повествовательное, побудительное,вопросительное) Подробно рассматриваются случаи, когда однозначно нельзя охарактеризовать предложение по цели высказывания, поскольку части сложного предложения совершенно разные по коммуникативной цели (повествование и вопрос: Я еду к отцу, а вы куда? Или повествование и побуждение: Я посижу немножко, а вы отдохните).

Средства связи частей сложного предложения.

Семантические и асемантические союзы.

Вводится понятие семантических (с узким значением, способных выражать только один тип отношений между частями) и асемантических союзов (с широким значением, способных выражать разнообразные отношения между частями).

Отрабатывается навык нахождения и различения семантических союзов (потому что, так как, хотя, то есть), являющихся яркими сигнализаторами смысловых отношений между частями, и асемантических, при которых значение имеет конкретное наполнение частей предложений и вопрос.

Сложносочинённое предложение

Причинно-следственные отношения между частями сложносочинённого предложения.

Академическая грамматика рассматривает причинно-следственные отношения только между частями сложноподчинённого и бессоюзного предложения.

В данной теме рассматриваются случаи причинно- следственных отношений между частями сложносочинённого предложения с союзом Ии наречиями ПОТОМУ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ, ЗНАЧИТ: Красавицы умывались снегом, и потому никогда их красота не увядала.

Особое внимание уделяется фиксированному порядку частей в подобных предложениях, а также их добавочному значению последовательности событий: Лёгкий ветерок пробежал по степи, и пшеница мягко зашелестела.

Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные

отношения*

Более глубокое изучение отношений придаточной части относительно главной (субъектные, объектные, уступительные, причинно- следственные).

Сложноподчинённое предложение

Роль указательных слов в подчинении предложений. Понятие о контактных словах.

Указательные слова (местоимения и местоименные наречия тот, такой, все, там, тогда и др.) рассматриваются не только как средство связи частей СПП, но и как предвестники и посредники придаточного предложения, помогающие определить семантическую функцию придаточного.

Помимо указательных слов, вводится понятие о контактных словах - опорных словах в главном предложении, которые распространяются придаточным. В отличие от указательных слов (местоимений), контактные слова являются существительными, глаголами и предикативными наречиями (Помните, что... Желательно, чтобы...Девушка, которая...)

Сложноподчиненное

предложение с сопоставительными отношениями между частями.

Придаточные сопоставительные с союзами «в, то время как», «между тем как», «если ... то», «тогда как» и др

Придаточные подлежащные и сказуемные

В академическом школьном учебнике даётся классификация придаточных по соотношению их только с второстепенными членами предложения.

В данной теме изучаются два типа придаточных, выделенных В.В.Бабайцевой - придаточные подлежащные и сказуемные, особенности их семантики и грамматики

Синкретизм придаточных

Продолжается изучение синкретичных (совмещённых) значений. В данной теме подробно рассматриваются предложения, в которых совмещается несколько разнообразных значений придаточного: следствия и сравнения, условия и времени, образа действия и цели, степени и следствия и др. : К вечеру все так устали, что с трудом добрались до дома. Вы мне так близки, словно я знаю вас уже давно и т.д.

Сложные предложения, переходные между сочинением и подчинением.

В школьной грамматике такие предложения либо вообще не рассматриваются и не классифицируются, либо получают разноречивые оценки.

В данной теме подробно исследуются значения и опознавательные знаки подобных предложений (части соединены союзами хотя..., но; пускай..., но: Хоть ложь ещё живёт, но побеждает правда

фразеологизированная первая часть и сочинительный союз между частями: Стоит выйти на опушку - и в лицо ударит резкий свет и др.)

Сложноподчиненное предложение с разными видами связи

Анализ СПП с несколькими придаточными при реализации параллельной, последовательной, однородной видов связи одновременно.

БСП с комбинированием различных видов отношений

БСП усложненной структуры, (анализ БСП с комбинированием различных видов отношений, например, причинных и сопоставительных)

Многочленное сложное предложение

Анализ предложение с комбинированием различных видов связи.

Период.

Данная синтаксическая единица полностью отсутствует и не упоминается в академических учебниках.

Вводится понятие периода - многокомпонентного сложного или очень сильно распростанённого простого предложения, характеризующегося полнотой и завершённость содержания (одно предложение равно по содержанию целому тексту). Анализируется использование данной синтаксической единицы в художественном тексте (например, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»)

Фразеологические единицы языка.

Фразеологические обороты, единства, сращения, сочетания и выражения. Многозначность, синонимия и омонимия в кругу фразеологических оборотов. Фразеологические обороты, заимствованные из других языков. Фразеология разговорной и книжной речи.





© 2010-2022