РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ РОДНОГО КРАЯ 7-8 КЛАСС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Джанкойский район с.Овощное



«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор МОУ

«___»________2015г. «___»________2015г. «Овощновская школа»

Руководитель МО _______Т.И.Посмашная «___»___________2015г

_____________Е.В.Кочеткова ___________С.В.Борисова



Рабочая программа

«Литература родного края»

(элективный курс для 7-8 класса)




Учитель Дмитриева О.Л.



















2015г.

Рабочая программа

«Литература родного края»

для учащихся 7-8 классов


Пояснительная записка


Программа по литературе родного края составлена на основе следующих документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в

редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

12. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15. (5 класс).

16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (6-11 классы).

17. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. (6-11 классы).

18. Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (6-11 классы).

Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли - одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.

Программа предмета «Литература родного края» предназначена:

- для углубления и расширения знаний учащихся по литературе (закрепление терминологии, отработка практических умений и навыков анализа), знакомства с литературным наследием Крыма; для изучения произведений, созданных крымскими поэтами и писателями.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального полуострова Крым;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную

оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристики героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Для реализации этой цели необходимо:

  • раскрыть роль личности каждого поэта (писателя) Крыма «в судьбе» художественной литературы, проследить его влияние на духовный мир, нравственные принципы художника-читателя;

  • стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять (открыть) смысл произведений;

  • создать условия для самостоятельного творческого поиска и предоставить право выбора в отборе содержания части учебного материала;

На изучение Литературы родного края отводится из регионального компонента 1ч в неделю в 7-8 классах.












СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ»

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 7 классе (35 час)


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям


Илья Львович Сельвинский (1899-1968) - русский советский писатель, поэт и драматург, представитель литературного течения конструктивизма.
Лирика. Поэмы и романы в стихах. Пьесы. Проза.

Константин Михайлович Станюкович, (18 марта 1843- 7мая 1903) - русский писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота.
Морские рассказы. Проза. Критика и публицистика. Переписка и мемуары.

Асан Сабри Айвазов (1878-1938) - классик крымскотатарской литературы, литературный критик, публицист.

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) - русский писатель, сатирик, театральный критик. Сборники рассказов. Сатирические типы

Александр Грин (родился 11 августа 1880, в Российской империи - умер 8 июля 1932, Старый Крым)- русский и советский писатель, прозаик, представитель направления романтического реализма. «Капитан Дюк»
«Алые паруса» (1923), «Блистающий мир» (1924),«Золотая цепь» (1925),
«Бегущая по волнам» (1928)


Ахматова (настоящая фамилия Горенко) Анна Андреевна (1889-1966), русская советская поэтесса. Поэма "У самого моря" (1914).

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), русский поэт. Элегия "Таврида" (1815).


Бунин Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель. Крымская тема в поэзии.


Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877-1932), русский советский поэт. Первооткрыватель одной из поэтических областей Крыма - Киммерии, оригинальный художник, краевед, гостеприимный хозяин Дома поэта в Коктебеле (Планерском).

Горький (Пешков) Алексей Максимович (1868-1936), писатель. Первые крымские впечатления молодого писателя легли в основу "Песни о Соколе", рассказов "Хан и его сыновья", "Мой спутник".

Куприн Александр Иванович (1870-1938), писатель. Балаклава.






Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классе.(35час)


Леся Украинка, украинская поэтесса. Таврида- источник ее поэтического вдохновения.Леся Украинка и Крым.


Мандельштам Осип Эмильевич (1901-1938), русский советский поэт. Произведения о Крыме.


Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930), русский советский поэт. Крымская тематика произведений Маяковского.


Мицкевич Адам (1798-1855), польский поэт, автор цикла "Крымские сонеты" (1826).


Рождественский Всеволод Александрович (1895-1977), русский советский поэт. "Крымские" стихотворения. Мемуарная повесть "Страницы жизни" (1962).


Руданский Степан Васильевич (1834-873), известный украинский поэт. Руданский и Крым.

Сергеев-Ценский (настоящая фамилия - Сергеев) Сергей Николаевич (1875-1958), писатель. «Севастопольская страда»

.

Толстой Алексей Константинович (1817-1875), граф, русский писатель.Цикл "Крымские очерки".

Лев Николаевич Толстой - "Севастопольские рассказы".

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Творчество Цветаевой, связанное с Крымом.

Чехов Антон Павлович (1860-1904) - прозаик, драматург. Крымская тематика произведений Чехова.

Исмаи́л Гаспри́нский ( 8 (21) марта, 1851 - 11 (24) сентября 1914) - крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик...

Ягупова С.В. (23 июня 1942 - 26 мая 2015)- писательница-фантастка, советская и украинская.Повесть-фантазия «Зеленый дельфин».





Список литературы для учителя:

Абыэов Е. Модест Петрович Мусоргский. - М., 1985. Апетяп 3. Воспоминания о Рахманинове. - М., 1973. Волошин М. Коктебельские берега. - Симферополь, 1989.

Грин А. С. Новеллы / Сост. В. Амлинский. - М., 1984.

Дегтярёв В., Вуль Р. У литературной карты Крыма. - Симферополь, 1965.

Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В, П. Казарин. - Симферополь, 1989.

Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Р. Д. Бащенко. - К., 1990.

Кунин И. Н. А. Римский-Корсаков. - М., 1981.

Сергеев-Ценскии С. Н. Севастопольская страда // Сергеев-Ценский С. Н. Собр. соч.: В 12 т. / Под общ. ред. Н. М. Любимова. - М., 1967. -Т. 4-7.

Ступель А. М. А. Н. Серов (1820-1871).- Ленинград, 1981.

Сухоруков В. Знаете ли вы Крым? - Симферополь, 1983.

Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания: В 3 т. - М., 1990. -Т. 1.

Эфрон А. О. О Марине Цветаевой. - М-, 1989.

Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края.-Симферополь: Антиква,2011.





© 2010-2022