Конспект урока по литературе на тему Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

I.Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки - выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

II.Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор
Чтение статьи учебника
Ученики читают вступительную статью о Саше Черном в учебнике (с.162-163). Учитель дополнит рассказ о поэте.

Слово учителя
Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К.К.Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей -нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.

МОЙ РОМАН

Кто любит прачку, кто любит маркизу,
У каждого свой дурман,-
А я люблю консьержкину Лизу,
У нас - осенний роман.

Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой,
Смешна любовь напоказ!
Но все ж тайком от матери строгой
Она прибегает не раз.

Свою мандолину снимаю со стенки,
Кручу залихватски ус...
Я отдал ей все: портрет Короленки
И нитку зеленых бус.

Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
Грызем соленый миндаль.
Нам ветер играет ноябрьскую фугу,
Нас греет русская шаль.

А Лизин кот, прокравшись за нею,
Обходит и нюхает пол.
И вдруг, насмешливо выгнувши шею,
Садится пред нами на стол.

Каминный кактус к нам тянет колючки,
И чайник ворчит, как шмель...
У Лизы чудесные теплые ручки
И в каждом глазу - газель.

Для нас уже нет двадцатого века,
И прошлого нам не жаль:
Мы два Робинзона, мы два человека,
Грызущие тихо миндаль.

Но вот в передней скрипят половицы,
Раскрылась створка дверей...
И Лиза уходит, потупив ресницы,
За матерью строгой своей.

На старом столе перевернуты книги,
Платочек лежит на полу.
На шляпе валяются липкие фиги,
И стул опрокинут в углу.

Для ясности, после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе - три с половиной года.
Зачем нам правду скрывать?

1927
Париж

-Понравилось ли вам это стихотворение? Почему мы можем назвать его юмористическим?

Беседа
-Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?
-Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
Никто из детей не хотел быть предателем.
- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль.
- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?
Предложим детям прочитать вслух наиболее запомнившиеся эпизоды.
- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Домашнее задание
Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников...)».
Прочитать главу шестую из романа «Робинзон Крузо» (учебник, с.188-199).

Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о жизни Даниеля Дефо.
Подготовить краткий пересказ сюжета романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

© 2010-2022