Рабочая программа по литературе (6 кл.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель Руководитель

руководителя по УВР

МБОУ «СОШ с. Тумутук» МБОУ «СОШ с. Тумутук» МБОУ «СОШ с.Тумутук» ______/Г.М.Гарайшина / _______/ Ф.Ф.Кашапова/ _______/ Б.С.Харрасов

Протокол № ______ от «___ »____________2015г Приказ №______от

«___ »___________2015г «___ »____________2015 г



Рабочая программа


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с.Тумутук»

Хасановой Гузалии Гаптельхаевны,

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

по литературе для 6 класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________от

«_____»_____________2015г

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе;

  • примерной программы основного общего и среднего(полного)общего образования по литературе базового уровня;

  • Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова, 3-е издание, переработанное и дополненное, Казань, «Магариф», 2009.

  • Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук» Азнакаевского района РТ на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане,цели его изучения; основное содержание, в которой даётся распределение учебных часов по разделам курса и рекомендемая последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно - эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

Цель данной программы - это формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к к изображаемому в произведении.Произведения эпического характера - небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной литературы 19 и 20 вв. Большинство из них - произведения о сверстниках, их духовной жизни, нравственном выборе в непростой жизненной ситуации.

Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков» и стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне. Программа рассчитана на 70 часов.

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Классы 6

Учитель_Хасанова Гузалия Гаптельхаевна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2часа

Плановых контрольных уроков 2 ч.

Административных контрольных уроков_________ч.;

Планирование составлено на основе

• федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе;

• примерной программы основного общего и среднего(полного)общего образования по литературе базового уровня;

• Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова, 3-е издание, переработанное и дополненное, Казань, «Магариф», 2009.

• Учебного плана МБОУ «СОШ с.Тумутук» Азнакаевского района РТ

Учебник: Русская литература: Учебник для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы.: В.двух частях. \Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, Т.Д. Фролова, Г.А.Голикова и др.; Под редакцией М.Г.Ахметзянова.-3-е издание_Казань: Магариф, 2006

Дополнительная литература:

1.Т.О. Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Писатели Татарстана на уроках внеклассного чтения.(в 2-хчастях). - Казань «Школа»,2008, 2009.

2 М.Г.Ахметзянов,Р.Ф.Мухаметшина..Русская литература в 6 классе татарской школы

3..Электронный вариант газеты «Литература». -М.: издательство «Первое сентября», 2012 -2013.

4. Интернет- ресурсы.





Содержание курса

Содержание

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Контр. работа

Введение. Значение худ. лит. в жизни человека.

1

Литература народов России.

1

Устное народное творчество Мифы древних славян

1

Устное народное творчество. Былины.

3

Древнерусская литература

2

Русская литература XIX века (И.А.Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов).

20

4

2

1

Русская литература XX века (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн , К.Д.Бальмонт, В.Брюсов, А.А.Ахматова,Б.Пастернак, Л.Н.Андреев, М.М.Зощенко, М.М.Пришвин, Ю.П.Казаков, Н,А.Заболоцкий))

15

1

2

Стихотворения о войне. Русская литература XX века (А.П.Платонов, Е.И.Носов, Н.М.Рубцов, В.Г.Распутин)

8

1

1

Зарубежная литература.

4

1

1

Итоговый урок по курсу литературы 6 класса


Итого

56

7

6

1









Основное содержание


Введение (1ч.)

Значение художественной литературы в жизни человека(1ч).

Литература народов России (1ч.)

Вн.чт. Героический эпос народов России. «Урал-батыр».

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4ч.)

Мифы древних славян. Миф о Солнце (1ч)

Былина «Вольга и Микула Селянинович»(1ч).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (2ч.)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч.)

Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня» (2ч).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (28ч.)

Иван Андреевич Крылов (1ч.)

Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей» (2ч)

Внеклассное чтение И.А.Крылов «Волк на псарне», «Кот и повар», «Свинья под дубом». (1ч)

Александр Сергеевич Пушкин (6ч.).

Стихотворение «Узник» (1ч)

«Песнь о вещем Олеге» (1ч)

Проза. «Метель». (1ч)

«Барышня-крестьянка» (1ч)

Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Выстрел» (1ч)

Р.Р. Изложение

Михаил Юрьевич Лермонтов (2ч.)

Стихотворения «Тучи», «На севере диком…», «Горные вершины» (1ч)

«Утёс», «Листок» (1ч)

Николай Васильевич Гоголь (4ч.)

Повесть «Ночь перед Рождеством» (в сокращении) (3ч)

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». (1ч)

Иван Сергеевич Тургенев(3ч.)

Рассказ «Бежин луг» (3ч.)

Николай Алексеевич Некрасов (2ч).

Стихотворение «Крестьянские дети» (в сокращении). (2ч)

Русские поэты ХIХ века о родной природе (2ч.).

Федор Иванович Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», « Весенняя гроза», «Чародейкою-Зимою...», «С поляны коршун поднялся».

Иван Саввич Никитин. «Встреча зимы».

Аполлон Николаевич Майков. «Пейзаж».

Афанасий Афанасьевич Фет. «Уж верба вся пушистая», «Что за вечер! А ручей…».

Р.Р.Сочинениеи 1ч.

Лев Николаевич Толстой (1ч.).

«Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир») (1ч.)

Антон Павлович Чехов (3ч.).

Рассказы: «Смерть чиновника» (1ч.),

«Хирургия» (1ч.).

Внеклассное чтение А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» (1ч.).

Контрольная работа 1 ч.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (18ч.)

Иван Алексеевич Бунин (3ч.)

Рассказы: «Лапти» (1ч.),

«Танька» (1ч.)

Лирика Полевые цветы» (1ч.).

Александр Иванович Куприн (1ч.).

Проза. «Чудесный доктор» (1ч.).

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Осень »(«Поспевает брусника…»), «Золотая рыбка». Валерий Яковлевич Брюсов «Вечером в дороге» (1ч.).

Анна Андреевна Ахматова. «Музыка», «Перед весной бывают дни такие». (1ч.)

Борис Леонидович Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень». (1ч.)

Леонид Николаевич Андреев (2ч.)

Рассказы: «Петька на даче» (1ч.),

«Кусака» (1ч.).

Михаил Михайлович Зощенко (1ч.).

Рассказы: «Галоша», «Встреча» (1ч.).

Михаил Михайлович Пришвин (3ч.)

Сказка-быль «Кладовая солнца» (2ч.).

Внеклассное чтение М.М.Пришвин. «Таинственный ящик», «Лесная капель» (1ч.).

Юрий Павлович Казаков (2ч.)

Рассказ «Оленьи рога» (2ч.).

Николай Алексеевич Заболоцкий (1ч.).

Стихотворения: «Некрасивая девочка», «Лебедь в зоопарке», «Не позволяй душе лениться» (1ч.).

Стихотворения о войне (1ч.)

Александр Трифонович Твардовский. «Рассказ танкиста»

Константин Михайлович Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете»

Евгений Александрович Евтушенко. «Мёд»

Андрей Платонович Платонов (2ч.)

Рассказы: «Корова» (1ч.).,

«Юшка» (1ч.)..

Евгений Иванович Носов (1ч.)

Рассказ «Белый гусь» (1ч.).

Николай Михайлович Рубцов (1ч.)

Стихотворения: «В горнице», «Ночь на родине» (1ч.)

Валентин Григорьевич Распутин (3ч.).

Рассказ «Уроки французского» (в сокращении) (3 ч.)

Для внеклассного чтения. Ю.В.Бондарев «Простите нас!» (1ч.)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6ч.)

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» (главы) (1ч.).

Вн.чт. О.Генри. «Вождь краснокожих» (1ч.)

Марк Твен . «Приключения Тома Сойера» (главы) (1ч.).

Эрнест Сетон-Томпсон (2ч.)

Рассказы «Чинк», «Снап» (в сокращении) (1ч.)

Рассказ «Арно» (1ч.)

Произведения для заучивания наизусть.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок)

И.А . Крылов. Одну басню по выбору.

А.С. Пушкин. «Узник».

М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…», «Горные вершины…» (по выбору)

И.С.Тургенев. «Бежин луг» (отрывок)

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…» (по выбору)

И.С.Никитин. «Встреча зимы».

А.А. Фет. «Уж верба вся пушистая…»

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» (отрывок)

А.А. Ахматова «Музыка»



Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класса

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Значение художественной литературы в жизни человека.

1

Совершенствование умения аргументировать свою точку зрения. Фронтальный опрос по теме: «Книга, о которой хочется рассказать».

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Уметь рассказать о прочитанном материале, пересказывать текст, построить рассказ о писателе, о героях того или иного произведения.

Литература народов России( 1 ч.)

2

Вн.чт. Героический эпос народов России. «Урал-батыр».

1

Словарная работа. Комментированное и выразительное чтение.

Художественный пересказ. .Ответы на вопросы учителя.

Оценка индивидуального задания о татарском и башкирском эпосе.

Знать героический эпос народов России.

Уметь выразительно читать башкирский эпос «Урал-батыр»..

Устное народное творчество ( 4 ч.)

3

Народный миф о солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром.

1

Словарная работа. Понятие «миф». Комментированное и выразительное чтение.

Художественный пересказ о сотворении мифа.

Контроль записи в тетрадях на этапе словарной работы. «Ярило», «тварь», «здравствовать», «вещий».

Знать понятие миф, мифы древних славян, персонажей славянской мифологии.

Уметь выразительно читать народный миф о солнце.

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1

1.Выразительное чтение былины с элементами анализа.

2.Обучение составлению таблицы «Художественные особенности былины».

Знать понятия «былина» как жанр русского фольклора, содержание былины.

Уметь выразительно читать былины, обсудить актерское мастерство.

5

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.

1

Рассказ учителя, словарная работа .Выразительное чтение былины с элементами анализа.

Ответы на вопросы:

1.Кто герои былины?

2. В чем смысл зачина и концовки?

3 Чем интересны характеры героев?

4.Что достигается с помощью гиперболы?

Знать о киевском цикле былин, содержание былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник».

Уметь определять художественное своеобразие былины, выразительно читать былины.

6

Удивительные страницы былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Гипербола.

1

Рассказ учителя, словарная работа, беседа по вопросам. Выразительное чтение былины с элементами анализа.

Знать содержание былин, понятие былина.

Уметь использовать изученный материал на практике.

Древнерусская литература (2 ч. )

7

Общее представление о древнерусской литературе

1

Рассказ учителя, словарная работа, беседа по вопросам. Чтение и анализ текстов фрагментов из «Повести временных лет» (по группам) Проверка письменного задания. Составление хронологической таблицы.

1.Знать обстоятельства возникновения древнерусской литературы и ее идейно-художественное своеобразие, о поступательном развитии истории и литературы, об их взаимосвязи в контексте мирового исторического развития.

Уметь читать произведения древнерусской литературы.

8

Летопись как исторический и литературный памятник. «Повесть временных лет», «Сказание о смерти Олега от коня».

1

Рассказ учителя, словарная работа, беседа по вопросам. Чтение и анализ «Сказание о смерти Олега от коня».» Ответы на вопросы учителя.

1.Интересно ли летописное сказание современному читателю?

2. Что дает людям знание своего прошлого, история своей страны от самых древних времен? Элементы характеристики князя Олега.

Знать летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством, отражение подлинных исторических событий и народных идеалов.

Уметь анализировать, делать выводы при работе над текстом.

Русская литература XIX века ( 20ч.+ 4 вн.чт.+ 2 р.р.+ 1 к.р.

9

Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Слово о баснописце.

Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение , беседа по вопросам. Запись опорного конспекта.

Сообщения учащихся о баснописцах прошлого. Викторина по проверке знаний басен.

Знать истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен,, русские баснописцы XVIIIвека), понятие басня как об одном из старейших литературных жанров.

Уметь составлять опорный конспект, выразительно читать басни.

10

Вн. чт. И.А.Крылов. «Волк на псарне»

1

Рассказ учителя, словарная работа, беседа по вопросам. Выразительное чтение басен Крылова. Подбор речевых характеристик героев басен (самостоятельно)

Уметь выразительно читать басни И.А.Крылова, уметь выделять главное.

11

Лицейские годы жизни А.С.Пушкина. Южная ссылка. «Узник», «Туча». Вольнолюбивые устремления поэта.

1

Проиллюстрировать стихотворение. Подготовить ответ на вопрос учебника. Подготовить рассказ о дружбе Пушкина и Пущина, о лицейских друзьях А.С.Пушкина. Проверка учащихся выразительно читать стих., находить ключевые слова в стихотворении

Знать факты из жизни А.С.Пушкина, общественно-политическую обстановку в России начала XIX в.

Уметь выразительно читать стихотворение, находить ключевые слова в стихотворении.

12

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…»

1

Рассказ учителя, словарная работа. .Чтение летописного источника и литературного авторского варианта. Анализ образов. Анализ лексики. Подготовить развернутый ответ на вопросы:

Что поведал Кудесник о жизни князя?

Поверил ли ему князь Олег?

Знать отличие летописного и авторского текста.

Уметь сравнивать образы Олега и Кудесника, выяснить основную мысль Пушкина в словах волхва.

13

А.С.Пушкин «Метель». Особенности построения повести. Сюжет и герои повести

1

Чтение отдельных отрывков, ответы на вопросы, составление плана характеристики. Словарная работа. Оценка устных ответов учащихся.

Знать историческую основу повести, особенность построения повести.

Уметь комментировать эпизоды.

14

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка».. О теме и идее художественного произведения.

1

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа. Вопросно-ответная работа.

Знать содержание повести «Барышня-крестьянка».

Уметь анализировать художественное произведение.

15

Р.Р. Изложение по одному из эпизодов повести «Барышня-крестьянка»

1

Самостоятельное составление плана, записи в тетрадях, подбор материала. Ответы на вопросы, написание изложения.

Знать содержание повести.

Уметь раскрыть темы изложения, использовать изученный материал на практике.

16

Вн.чт. А.С.Пушкин «Выстрел»

1

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа.

Знать содержание повести «Выстрел».

Уметь анализировать художественное произведение

17

М.Ю.Лермонтов. Биография поэта. «На севере диком», «Тучи», «Горные вершины». Своеобразие лирических пейзажей Лермонтова.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам. Ответы учеников, чтение и анализ стихов. Устный (опросно-ответная форма). Анализ стихотворения по составленному плану:

1)описание оазиса, одиночных пальм.

2) упреки пальм Богу, небу.

3)описание каравана.

4)встреча путников.

5)гибель пальм.

6)пустыни без пальм.

Знать своеобразие лирических пейзажей Лермонтова.

Уметь чувствовать настроение лермонтовских стихотворений, выразительно читать, анализировать стихотворения.

18

«Утес», «Листок». Выражение чувства одиночества через олицетворение природы. Антитеза, олицетворение.

1

Индивидуальная. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом

19

Н.В.Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение фрагментов текста, беседа по вопросам. Художественный пересказ.

Знать: нежинский период жизни Гоголя; понятия «повесть» - малый эпический жанр, «олицетворение», «юмор» Уметь: характеризовать композицию, язык, стиль произведения; характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов

20

Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение , беседа по вопросам, пересказ текста по составленному плану...

Знать: нежинский период жизни Гоголя; понятия «повесть» - малый эпический жанр, «олицетворение», «юмор» Уметь: характеризовать композицию, язык, стиль произведения; характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов

21

Кузнец Вакула и его невеста Оксана, симпатии писателя к этим героям повести.

1

Рассказ учителя, словарная работа, чтение в лицах сцены «У пацюка» , беседа по вопросам. Анализ эпизода «Кузнец летит на черте»»

Знать: содержание повести. Уметь: характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов

22

Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение , беседа по вопросам.»Каким чувством проникнуто все произведение?», «Какие эпизоды показались особенно интересны?»

Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности повести Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов

23

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Бежин луг»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение , беседа по вопросам..

Знать факты жизни и творчества Н.В.Гоголя.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения.

24

Пейзаж в рассказе.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение с, беседа по вопросам.

Знать содержание понятия «пейзаж», роль пейзажа в в художественном произведении, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь самостоятельно делать выводы, работать с языком художественного произведения


25

Портрет героя литературного произведения.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение , беседа по вопросам. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Знать:

портреты героев как средство изображения их характеров.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследовать речевую характеристику героев

26

Н.А.Некрасов. Детство поэта. «Крестьянские дети».

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворения, беседа по вопросам.

Знать об образной яркости и философской глубине лирики поэта.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

27

Крестьянские дети и природа.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать содержание стихотворения.

Уметь: определять тему и основную мысль художественного текста

28

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою-зимою», «С поляны коршун поднялся».

А.А.Фет. «Вечер», «Учись у дуба, у берёзы..»,

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов

29

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. И.С.Никитин «Встреча зимы», ,А.Н.Майков «Пейзаж»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов

30

Р.Р. Написание сочинения на тему «Мое любимое время года»

1

Творческая работа

Знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом

31

Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. «Петя Ростов».

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение , беседа по вопросам.

Знать: сведения из биографии писателя; образную систему рассказа; авторское отношение к изображаемому

Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, анализировать

Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, анализировать

32

А.П.Чехов - мастер короткого рассказа. Рассказ «Смерть чиновника»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев

Уметь: читать по ролям

33

«Хирургия» Осмеяние глупости и невежества.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев

Уметь: читать по ролям

34

Вн.чт. Мой любимый юмористический рассказ А.П.Чехова.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: содержание рассказов

Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать

35

Контрольная работа на тему «Русская литература XIX века»

1

Ответы на вопросы.

Знать: биографические сведения о писателях; содержание и авторов литературных произведений; теоретико-литературные сведения Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений

Русская литература XX века (15ч.+1 вн.чт. + 2 р.р. )

36

Русская деревня конца 19 века в рассказе И.А.Бунина «Танька»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: содержание рассказа, особенности раскрытия темы

Уметь: отвечать на вопросы

37

Гуманизм в рассказе И.А.Бунина «Лапти». Понятие о рассказе.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать содержание рассказа, нравственную проблематику повести, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь самостоятельно делать выводы.

38

Тонкий лиризм пейзажной лирики И.А.Бунина.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина; темы лирики; цветопись и звукопись поэзии; средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике

Уметь выразительно читать , отвечать на поставленные вопросы.

39

Картины нищеты в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» Доброта и благородство души профессора Пирогова.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна, содержание прочитанного произведения.

Уметь выделять смысловые части художественного текста.

40

К.Д.Бальмонт. «Осень», «Золотая рыбка». Тайна, музыкальность, напевность стихотворений. Тема Родины в стихотворении В.Брюсова «Вечером в дороге».

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; темы лирики поэта,средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике

Уметь: выразительно читать стихотворный текст; находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения

41

А.А.Ахматова. Детство и юность поэта «Музыка»-стихотворение, посвященное Д.Шостаковичу.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать сведения о жизни и творчестве А.Ахматовой, понятие псевдонима.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст; находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения

42

Поэтические картины родной природыв стихотворениях Б.Л.Пастернака. «Июль», «Золотая осень»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать сведения о жизни и творчестве Б.Пастернака.

Уметь «видеть» роль художественной детали в тексте произведения, выразительно читать произведения, в том числе наизусть.

43

Л.Андреев. Биография писателя. «Петька на даче»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать содержание произведения

Уметь выделять смысловые части художественного текста.

44

Гуманистический смысл рассказа Л.Андреева «Кусака»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать содержание рассказа, нравственную проблематику повести, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь выразительно читать произведение, анализировать текст.

45

Р.Р.Подготовка к написанию сочинения монолога Кусаки..

1

Рассказ учителя, словарная работа,

беседа.

Знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

46

Юмор и сатира в произведениях М.Зощенко. «Галоша», «Встреча» .

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

  1. Над чем мы смеёмся, читая рассказы Зощенко?

  2. Слышен ли голос автора?

  3. В чем современность его рассказов?

Знать понятие юмор и сатира, содержание рассказов М.Зощенко.

Уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

47

М.М.Пришвин. Биография писателя. «Кладовая солнца».

1

Рассказ учителя, словарная работа, наблюдение над сюжетом, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль»

Уметь: давать характеристику героям

48

Приключения Насти и Митраши.

1

Рассказ учителя, словарная работа, умение сжато пересказывать, выразительное чтение беседа по вопросам.

  1. Сказку или быль рассказывает писатель?

  2. Какими вы видите главных героев?

  3. Кто из ребят был, по вашему. Прав в конфликте и почему?

Знать: особенности композиции; метафорический смысл сказки-были,проблему произведения.

Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному; характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении

49

Вн. чт. М.М.Пришвин «Лесная капель»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: содержание текста, художественные особенности произведения.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов

50

Р.Р. Подготовка к сочинению по теме "Природа и человек в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

1

Рассказ учителя, словарная работа,

беседа.

Знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

51

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога».

1

Рассказ учителя, словарная работа, .

Знать сведения о жизни и творчестве Ю.Казакове, содержание произведения.

Уметь анализировать эпизоды.

52

Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе Ю.П.Казакова. «Оленьи рога»

1

Выразительное чтение , беседа по вопросам

Знать содержание рассказа «Оленьи рога».

Уметь анализировать эпизоды.

53

Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Размышления поэта о духовных ценностях.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.Заболоцкого, отношение Н.Заболоцкого к Казани

Уметь определять темы стихотворений, выразительно читать стихи.

Стихотворения о войне ( 8ч. + 1вн.чт.+ 1 р.р.)

54

Война и мир - трагическая и героическая тема произведений о Великой отечественной войне. . А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста», К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете».

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

  1. Как вы понимаете значение словосочетания «священная война»?

Знать: факты биографии Симонова, Самойлова; лирические произведения о ВОв

Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений

55

А.Платонов. Автобиография писателя. «Корова» Тема детства в рассказе.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

  1. В чем заключается причина горя коровы? Почему она погибла?

  2. Какое впечатление произвел на вас Вася Руьцов?

  3. Какова основная мысль сочинения, которое написал Вася после гибели коровы?

  4. Какова идея рассказа?

Знать сведения о жизни и творчестве А.Платонова, основные проблемы рассказа.

Уметь определять проблему рассказа.

56

Любовь и уважение к человеку в рассказе А.Платонова «Юшка»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать содержание рассказа.

Уметь проводить анализ отдельных эпизодов; характеризовать сюжетную линию произведения

57

Е.И.Носов. Биография писателя. «Белый гусь». Гуманистический пафос рассказа Е.И.Носова «Белый гусь»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать сведения о жизни и творчестве Е.Носова, содержание рассказа.

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

58

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу «Белый гусь»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

Знать содержание рассказа, методику действий при написании творческой работы.

Уметь составлять план к изложению с элементами сочинения и писать работу в соответствии с планом

59

Н.М.Рубцов. Слово о писателе «В горнице», «Ночь на родине». Безграничная любовь к родине.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта; понятие «ассоциация»; поэтический мир поэта

Уметь: «видеть» роль художественной детали в тексте произведения

60

В.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Изображение сибирского села военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

  1. Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа?

  2. Какие мысли и чувства вызвал рассказ?

  3. Кому обращен рассказ?

  4. О каком времени пишет автор?

Знать: факты биографии писателя; отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции (посвящение, предисловие) и их назначение; приемы характеристики героя

Уметь: составлять устный портрет литературного героя; проводить сопоставительный анализ образов; характеризовать внутренние качества человека

61

Нравственная стойкость юного героя, чувство собственного достоинства.


Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Уметь: характеризовать героя; составлять устный портрет литературного героя; приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов

62

Душевная щедрость учительницы. К/Ф «Уроки французского»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Игра в деньги учительницы со своим учеником. Что за этм стоит: безнравственный поступок или преступление?

Как вы относитесь к такому поступку учительницы?

Что это на самом деле?

Знать: смысл названия рассказа; понятия «рассказ», «сюжет», «герой», «повествователь

Уметь: характеризовать героя; составлять устный портрет литературного героя; приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов

63

Вн. чт. Ю.В.Бондарев. «Простите нас»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности повести Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов

Зарубежная литература ( 5ч. + 1 вн.чт.+ 1 р.р.)

64

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: факты биографии и творчества Д.Дефо.,

Уметь: характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения

65

Вн.чт. О.Генри. «Вождь краснокожих»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Иметь представление о личности и творческой деятельности О.Генри

Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

66

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена

Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

67

Эрнест Сетон-Томпсон. Слово о писателе. «Чинк» Рассказ о верности и преданности собаки своему хозяину.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: жизненный и творческий путь писателя; содержание произведения;

Уметь: составлять словесный портрет героев (устное рисование); оценивать и анализировать поступки героев.

68

«Арно». Грустный рассказ о самоотверженном почтовом голубе.

1

Рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Знать: содержание рассказа «Арно» ;

Уметь: составлять словесный портрет героев (устное рисование); оценивать и анализировать поступки героев.

69

Р.Р.Письменная работа. «Моё любимое произведение литературы, изученное в 6 классе».

1

Индивидуальные творческие работы.

Выявить уровень литературного развития учащихся.

70

Урок-праздник. «Путешествие по стране «Ее Величество Литература». Задания для летнего чтения.

1

Индивидуальные и коллективные творческие работы.

Знать теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса.

Уметь пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения, давать характеристику герою, формулировать тему и идею произведения.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

1.Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 6 классе в 2-х частях» - Магариф, 2006.

2.Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова., Магариф, 2009.

3. Русская литература в 6 классе татарской школы. Методическое руководство к учебной хрестоматии/ М.Г.Ахметзянов. Казань: Магариф.

4.Тематическое планирование уроков литературы в 5-7 классах с учетом национально-регионального компонента. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х.-Казань. РИЦ «Школа», 2007.

4. Интернет-ресурсы




















Требования к уровню подготовки по литературе обучающихся 6 класса.

Учащиеся 6 класса должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.).

© 2010-2022