Сценарий литературного вечера, посвященного 155-летнему юбилею А. П. Чехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературного вечера «Смех сквозь слезы»,

посвященный 155-летнему юбилею А. П. Чехова


Разработка сценария и проведения мероприятия Бережновой С.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Налимская СОШ»

Дата проведения: ноябрь, 2015г

В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и тело…

А.Чехов.

Цель: Вызвать интерес у учеников к творчеству А. П. Чехова. Показать всё разнообразие его творчества. Через глубокое проникновение в текст учить понимать смысл художественного произведения. Воспитывать дух творчества, ответственность, умение работать в разновозрастной группе, расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, компьютер, презентация о жизни и творчестве А. П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение.

Добрый вечер, друзья! Сегодня мы вновь собрались в этом зале праздновать завершающее мероприятие Недели Русского языка и литературы, посвященное Году Литературы.

29 января 2015 года литературная общественность всего мира отметила 155 -летний юбилей русского писателя, Антона Павловича Чехова. Сегодняшний вечер - дань памяти таланту великого русского писателя. И сегодня мы рады приветствовать Вас в конкурсе литературных интерпретаций рассказов нашего замечательного писателя.
Комиссия вечера:

Председатель жюри - Винокурова Ф.Д., учитель истории и обществознания

Члены жюри - Шадрина Е.Е., учитель начальных классов.

Кондакова В.С., учитель русского языка и литературы


Ведущий. Из записок И.А.Бунина о детстве А.П.Чехова:

«Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая…мать и строгий отец, заставлявший сыновей по ночам петь в церковном хоре, требовавший, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке».

Ведущий. «Чаще всего страдал Антон,…отец заметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда самому нужно было отлучиться». Лавка Павла Егоровича - это особенный мир. Чем здесь только не торговали! Чаем, помадой, перочинными ножами, касторовым маслом, фитилями для ламп и самими лампами, лекарственными травами и снадобьями, дорогим прованским маслом и духами "Эсс-Букет", маслинами, мраморной бумагой для оклейки книг, керосином, макаронами и многим другим вперемешку.

Ведущий. Ох, уж эта коммерция! В папашиной лавке Антон Чехов вынужден был проводить по несколько часов в день, следить за торговлей, разыгрывать из себя хозяина. Занятие это он ненавидел. Еще бы, зимой в лавке холодно, летом - нестерпимо жарко. Нужно было постоянно что-то записывать в большую и толстую конторскую книгу. А так хотелось поскорее сделать уроки и убежать на улицу играть с ребятишками...

Ведущий: Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность - петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.

Ведущий. Детей в семье было шестеро: Александр, Николай, Иван, Михаил, Антон и Мария. Раннее детство в большой семье Чеховых, вероятно, было для Антона самым радостным и беззаботным временем. И, хотя отец был строг, грозил, что на улице гулять нельзя, дескать, сапоги истопчите, а с дворовыми детишками общаться тоже нельзя, мало ли чему они научить могут, Антоша со старшими братьями Сашей и Колей и младшим Ванечкой всегда находили, чем заняться. У братьев Чеховых была своя голубятня, они играли в бабки и в мяч, а дома шумно возились, рискуя попасть под отцовские розги.

3 Слайд -«Дети в семье Чеховых»

В 1869-1879 годах Антон Чехов обучается в таганрогской гимназии.В1879 году едет в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет, который закончит в 1884 году. Именно в студенческие годы Чехов начинает писать маленькие рассказы для юмористический изданий «Стрекоза», «Осколки», «Будильник».

Ведущий. Свои «безделушки» подписывал Чехов не своей фамилией, а разными псевдонимами: "Антоша Чехонте", "Врач без пациентов", "Юный старец", "Человек без селезенки", "Улисс", "Брат своего брата".

24 декабря 1879 года можно считать началом моей литературной деятельности. Редакция «Стрекозы» ответила: «Совсем недурно. Присланное помещаем. Благословляем и надальнейшее подвижничество. Гонорар прилагается в размере 5копеек со строки».

Антоша Чехонте умел видеть комическое в обыденном, умел подмечать смешное в жизни, любил юмор, ценил юмор и ценил людей, юмор понимающих.


  1. Чехов вошел в русскую литературу в начале 80-х годов 19 столетия как автор юмористических рассказов. Смех Чехова беззаботен до слез. Его задача - развлекать, а не высмеивать. Основным жанром раннего творчества писателя становится рассказ-сценка. В чем же секрет чеховских рассказов-миниатюр? В начале дана краткая экспозиция (описание места и обстановки последующего действия), далее сама сценка, в которой авторские комментарии сведены до минимума. Но а самое главное - неожиданный финал произведения, как, например, в рассказе-миниатюре «Лошадиная фамилия», который исполнит коллектив 5 класса.

  2. Что же все-таки сделало произведения Чехова вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность автора в жизнь, вера в ее преображение. Писателю интересно все: природа, человеческие отношения, лица, манера говорить, двигаться. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну и свежесть. На сцене школьного театра сегодня для вас выступит коллектив 6 класса с интерпретацией рассказа «Репетитор»

  3. У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. В своих произведениях художник чутко уловил непостоянство человеческой природы: чувство грусти сменяет чувство радости, состояние одиночества недолговечно, его сменяет устремленность человека к полноте бытия, к житейскому счастью. Таковы герои рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Чеховских героев сегодня представляет коллектив 7 класса.

  4. В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина. С Щедриным писателя сближает тема обличения в человеке рабской угодливости, хамелеонства, чинопочитания и такие приемы творчества, как говорящие фамилии, контрастное сопоставление образов и событий.

Вспомните фамилии героев рассказа «Хамелеон»: Очумелов, Хрюкин, Елдырин. Да и название рассказа требует особого осмысления. Кого в нем можно назвать хамелеоном?

В этом разобраться нам поможет коллектив 8 класса. Вашему вниманию интерпретация рассказа «Хамелеон».

  1. Стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и недостатков пришел в русскую литературу Антон Павлович Чехов.

Наши сегодняшние герои попробуют сегодня передать эти противоречивые стороны человеческой натуры. Рассказ посвящается землемеру, который любит похвастаться, да чуть «пересолил». Выступает коллектив 9 класса с интерпретацией одноименного рассказа «Пересолил».

  1. Каждый человек мечтает о славе, но не всякий может предугадать, что обычный случай может сделать его знаменитым, как, например героя рассказа Чехова «Радость» - Митю Кулдарова. Встречаем коллектив 10 класса.

  2. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней…» - говорил Максим Горький.

Следующий рассказ тоже олицетворяет пошлость. Встречаем коллектив 11 класса с интерпретацией рассказа «Смерть чиновника».


Главная задача писателя, по мнению Чехова, не обвинять, не преследовать и обличать, а призывать к состраданию. Что же такое сострадание? Сострадать - значит чувствовать страдание другого человека, воспринимать его боль как свою собственную. Это чувство позволяет человеку ощутить свое единство с ближним. Полюбить его. Чехов настойчиво пытается достучаться до души человеческой. Он употребляет все творческие усилия на возбуждение у читателя чувства сострадания. Таковы его многочисленные рассказы - «Тоска», «Егерь», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ванька».

Все творчество великого художника можно назвать подобным напоминанием о том, что человек не должен быть равнодушен к бедам и несчастьям ближнего.

Чехов - это целый мир необъятный, неизмеримый, талант его многогранен. В чеховский день рождения мы отметили лишь одну грань величайшего таланта Чехова - его юмор, его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, усмешки. Эта особенность чеховского таланта проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко изобразить правду повседневной жизни.

Ведущий:

Жизненный путь Чехова - яркий пример для подражания:

- сотни произведений, посвященных своему народу;

- героическая поездка на остров каторжников - Сахалин;

- бескорыстная врачебная деятельность;

- организация сбора средств для голодающих в России, открытие столовых;

- неустанная врачебная помощь населению во время эпидемии холеры;

- строительство на личные средства школ для крестьянских детей;

- строительство городской библиотеки в Таганроге.

Ведущий. В 1887 году автору присуждена Пушкинская премия.

Ведущий.…Вот он глядит на нас, чуть прищурившись, со своего хрестоматийного портрета. Кажется мягким, интеллигентным, вежливым, чутким. Таким он и был, наш милый, добрый, до конца так и не понятный, вечно ускользающий Чехов.

На этом завершается наш сегодняшний вечер и слово для награждения предоставляется уважаемому жюри!


© 2010-2022