Урок-размышление с элементами сопоставительного анализа «М. Ю. Лермонтов. «Дума»»

Урок-размышление в 9 классе. Цель урока: Це идейно-тематический анализ произведения в сопоставлении с произведениями А.С.Пушкина и казахского поэта просветителя Абая Кунанбаева. Ученики совершенствуют навыки анализа художественного текста, развивают устную и письменную речь. Урок Урок помогает воспитать чувство патриотизма, ответственности за свое поколение, воспитывает нравственные принципы. Ученики работают с сопоставительными таблицами, демонстрируют навыки выразительного чтения, самостоятель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ДУМА».

Урок-размышление с элементами сопоставительного анализа

Бегимова Гульмира Жамантаевна

Средняя общеобразовательная школа имени Шарбан Батталовой

поселка Акжал Шетского района Карагандинской областиУрок-размышление с элементами сопоставительного анализа «М.Ю. Лермонтов. «Дума»»

Учитель - режиссер своего урока. Он создает неповторимый сценарий, в котором участвуют дети и учитель. Часто приходится импровизировать, на ходу меняя ход урока. Работаю в школе 28 лет. Для меня самое важное на уроках литературы - донести до сознания учеников литературный материал, пронеся его через их сердца и души. И настоящий праздник для учителя, когда ребята не хотят идти на перемену, обсуждают, спорят, когда глаза горят, когда рассказывают не ради оценки.

Недавно провела урок в 9Б классе по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Изучали стихотворение «Дума».

На мотивационном этапе делю класс на две группы. Каждая группа придумывает себе название («Лермонтоведы» и «Абаеведы») и выбирает спикера.

Ставлю цели : 1.Идейно-тематический анализ стихотворения «Дума» в

сопоставлении с произведениями А.С.Пушкина и Абая;

2.Формирование навыков анализа художественного

текста, навыков устной и письменной речи;

3.Воспитание чувства патриотизма, ответственности за

будущеее общества, воспитание нравственных принципов.

Предлагаю решить проблему урока через вопросы:

  • Что волновало поэтов ХІХ века?

  • Поэт призывает молодежь к ...

  • «Дума» о моем поколении...

На предыдущем уроке дала ученикам опережающее задание:

прочитать дополнительно стихотворения Абая «О казахи мои, мой бедный народ», «Не для забавы я слагаю стих», «Слово третье», «Слово Десятое», «Слово Двадцать первое» из «Книги слов».


К уроку подготовила слайды.

Слайд №1. Работаем с ключевыми словами и понятиями:

  • образ «лишнего человека»

  • дума,раздумье

  • духовность

  • миниатюра (как литературный жанр)

Эпиграфом к уроку взяла слова Абая (Слайд №2):

Человек - дитя своего времени.

Если он плох, виноваты в этом

и его современники...

Из «Книги слов» Абая

Напоминаю ребятам, что в каждом Послании к народу Казахстана Президент страны Н.Назарбаев обращается к молодежи, подчеркивая, что будущеее нашего государства, реализация различных государственных программ - в руках молодого поколения. Поэтому каждый гражданин нашей страны должен чувствовать ответственность за судьбу своей страны, за ее будущее.

Переходя к операционно-познавательному этапу урока, настраиваю учеников на самостоятельную поисковую работу.

Читаю стихотворение. Прежде чем определить тему и идею стихотворения, предлагаю выполнить задания в группах. Предупреждаю, что задания на сегодняшнем уроке будут иметь поисковый, творческий характер.

На слайдах №3 и №4 даны высказывания о стихотворении «Дума» литературного критика В.Г.Белинского:

З а д а н и е для группы №1

Прокомментируйте высказывание критика(Слайд №3):

В стихотворении Лермонтова «Дума» выражены настроения передовой молодежи 1830-х годов: уныние, душевная апатия, отсутствие внутренней жизни... ( В.Г. Белинский)
-Что происходит в душе поэта?

-В чем обвиняет поэт свое поколение?
- В чем видит смысл жизни автор?

З а д а н и е для группы №2(Слайд №4):

Прокомментируйте слова критика и строки из стихотворения:

«Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!...»

(В.Г. Белинский)
- «К добру и злу постыдно равнодушны»
- «И ненавидим мы, и любим мы случайно»
- «Над миром мы пройдем без шума и следа»

Кто-то из учеников сразу заметил, что Лермонтов как-будто пишет об Онегине. Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что и Лермонтов, и Пушкин были обеспокоены судьбой России, будущим молодежи. В то же время стихи поэтов отличаются внутренним настроем.

Мнение учеников: стихотворение Лермонтова звучит как обвинительный акт, в них, в отличие от пушкинских строк, присутствует пессимизм. Если Пушкин верит в будущее России: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья...» («К Чаадаеву»), то Лермонтов выражает отчаяние и неверие: «Над миром мы пройдем без шума и следа» («Дума»).

Предлагаю ребятам познакомиться со стихотворением Абая «О казахи мои!»

(читаю стихотворение, ребята визуально знакомятся с текстом со слайда(Слайд №5), а также отдельные строки из его стихотворения «Не для забавы я слагаю стих», «Слова третьего», «Слова Десятого», «Слова Двадцать первого» из «Книги слов».

Обсуждаем. Приходим к выводу, что Абай в своих произведениях также выражает тревогу за будущее казахского народа, казахской молодежи. Напоминаю факты из уроков истории Казахстана, историческую обстановку в казахской степи в эпоху Абая. Ребята обращают внимание на то, что Лермонтов, Пушкин и Абай - представители одной исторической эпохи.

Цитируя строки, ребята приходят к выводу, что произведения Лермонтова, Пушкина и Абая имеют много общего по тематике, по идейному содержанию.

Следующее поисковое задание ребята выполняют, работая непосредственно с текстами. Предлагаю заполнить таблицу на интерактивной доске. (Слайд №6) «Лермонтоведы » заполняют цитатами из произведений первую графу, «Абаеведы» - третью.

М.Ю.Лермонтов

"Дума"

темы

Абай

«О казахи мои…»,

"Книга Слов"

Отношение автора к своему поколению

Жизненные ценности

поколения

Отношение к родине,

обществу

Отношение к науке,

традициям отцов

О будущем своих современников


Таким образом, ученики, работая с литературным текстом, анализируя его, приходят к выводу, что как лермонтовская «Дума», так и произведения Абая несут читателю одну и ту же идею: призыв молодежи к ответственности перед будущим своей страны, стремление разбудить в них чувство патриотизма и сохранить добрые традиции отцов.

Предлагаю выдержки из миниатюр о современнике, опубликованных в интернетсайтах(Слайд №7) :



ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ

......Моё поколение не имеет моральных ценностей, и плевать оно хотело на всех философов прошлого. "Мы новая эпоха, мы диктуем здесь правила!" - вот наше правило!

...Моё поколение помешано на мнимых кумирах, которые "пыхают" и ведут разгульный образ жизни.

...Моё поколение сидит сутками за компьютером, а при случае говорит, что ведёт здоровый образ жизни.

...Моё поколение использует мат через каждое пятое слово, но разглагольствует о высоких моральных ценностях.

...Меня тошнит от моего поколения, и я хотел бы жить в другое время.

Напоминаю, что это частные мнения. Сегодня в нашей стране происходит много позитивного и в политике, и в экономике, и в культурной жизни.

Читаем другую миниатюру:

С НАДЕЖДОЙ Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ

...Я думаю, что каждое новое поколение осуждает поколение своих отцов, но немногие из людей признаются в собственных ошибках. И всё-таки я с надеждой смотрю на поколение, открывшее 21 век.

...У нас гораздо больше возможностей, чем было у наших родителей. И мы, целеустремлённые и образованные, ими воспользуемся.

...Среди нас много неравнодушных людей, людей, которые не пройдут мимо человека, когда ему плохо.

...Мы умеем радоваться успеху другого, мы талантливые и трудолюбивые. ...Мы постараемся прожить так, чтобы следующее поколение гордилось нами.

Затем предлагаю задуматься над мнением учителя: (Слайд №8)


Я считаю…
…что человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов.
… если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов и Абай будут ему верными союзниками.
…Лермонтов и Абай призывают нас не быть пассивными, равнодушными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни.
Вы согласны со мной?

Урок подходит к концу. Но главное еще не сказано.

Спрашиваю ребят: «А каково ваше мнение о сегодняшнем поколении молодежи?», «Каковы ваши ДУМЫ о своем современнике?»

Спорят. У каждого свое мнение.

Кто-то согласен с авторами первой миниатюры, кто-то считает, что сегодняшняя молодежь справится с любыми задачами, если...

Даю задание на дом:

1.Написать миниатюру «Дума о моем поколении»

2.Создать устный словесный портрет:

  • современника Лермонтова («лермонтоведам»)

  • современника Абая («абаеведам»)

Рефлексируем:

Работали почти все: читали, говорили, писали.

Ребята знают, какие отметки я поставлю им после оценок их ответов.

Думаю, что проблему, поставленную в начале урока, мы с ребятами решили.

Для меня главное, никто не остался равнодушным к теме...





© 2010-2022