Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы

«Каждый цвет уже намек,- Ты поймешь мои признанья; Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья», - писал А.А. Фет в стихотворении «Язык цветов». Что может более располагать к мечтанию, что может перенести в волшебный мир грез, как не букет цветов. Цветы - радость, выражение наших чувств, влечений сердца и поисков разума, «цветы - остатки рая на земле».

Кроме символики цвета, каждый конкретный цветок несет в себе определенный символ. Так белая гвоздика говорит о доверии, а красная - о горячих чувствах. Желтая роза «сомневается» в искренности любви, красная - тайно «признается» в пылких чувствах. Если учесть эти особенности и в русской культуре, то случайные, казалось бы, детали известных произведений русской классики вдруг начинают приобретать новый, особенный смысл. Исследуя символику цветов, постараемся выяснить, что означает в произведениях ряда писателей цветок, проанализировать исторические факты, связанные с цветами и жизнью писателей.

Роза - царица цветов. Ей поклонялись, ее любили и воспевали с незапамятных времен. У Иоганна Вольфганга Гете есть стихотворение «Дикая роза», в котором он сравнивает розу с неприступной и в то же время опасной девушкой. Мальчик, который пытается сорвать прекрасную розу, страдает от ее острых шипов: « Он сорвал, забывши страх, Розу в чистом поле. Кровь алела на шипах. Но она - увы и ах! - Не спаслась от боли». Так страдают многие люди, которых пленяет красота. Поэтому Гейне показал через поступок мальчика, что и человек, пленивший кого-то красотой, сам страдает от этого. Стихотворение Гейне воскрешает воспоминания о встрече с постаревшей кузиной Терезой, героиней цикла «Опять на родине» из «Книги песен». В этом стихотворении роза - символ утраты молодости и искусства: «Генрих, вспомни! Генрих, верь!» От восхода до заката. И беда лишь в том теперь, Что невеста бородата».

Не только в стихах, но и в прозе писатели описывали розу. Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание розе: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Базаров с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета. «Какую вам, красную или белую?» - спросила Фенечка. «Красную и не слишком большую», - ответил Базаров». Тургенев оставляет на волю читателя делать различные предположения… Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», - были далеко не шуточными. Получается, что Базаров с помощью розы иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева - символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.

Символом красоты и любви в «Персидских мотивах» у Сергея Есенина является образ розы: «Красной розой поцелуи веют, Лепестками тая на губах…», «Розы, как светильники, горят И опять мне о далеком крае Свежестью упругой говорят», «Тихо розы бегут по полям…».

В Веймаре повсюду можно встретить фиалки. Народ называет их фиалками Гёте, потому что великий поэт питал к этому цветку столь страстную любовь, что никогда не выходил на прогулку, не захватив с собой его семян, которые потом рассеивал по пути всюду, где только мог. И теперь, хотя давно уже нет поэта, каждую весну окрестности Веймара превращаются в роскошный ковер из фиалок. В своем стихотворении «Фиалка» он описывает ее как скромный, невзрачный цветок: «Росла, невзрачна и скромна…». Гете сравнивает фиалку с простым, добрым человеком, которому не нужно золотых гор и превосходства над другими. Совсем по-другому символизируют фиалку японские писатели: «Кто он, безвестный? На меже заглохшего поля Собирает фиалки. Как сильно, должно быть, печаль Сердце его омрачила». Фиалка растет на заглохшем поле, как тусклая надежда, а может, даже скорбь, она символ печали, боли, горести.

Хризантема - это национальный цветок, любимица Японии. Часто её называют «кику», что означает «солнце». Есть и стихотворения, в которых японцы описывают хризантему: «Осенью поздней Ни один не сравнится цветок С белою хризантемой. Ты ей место свое уступи, Сторонись ее, утренний иней!» Они сравнивают ее с какой-то опасной стихией. Хризантема не похожа на другие цветы, она отличается от них своей загадочностью. Вот что написал неизвестный автор: «Видели всё на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые хризантемы». Это хокку подтверждает, что нет ничего прекраснее хризантемы-солнца.

В Древней Греции была игра, которую называли игра в любовь. В нее играли, используя цветки мака, а сам цветок называли любовным шпионом. В России цветы мака не имеют особого значения, но церковные купола часто носят название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину называлась даже в народе «Москва - золотые маковки». Стихотворение «Маки» - портрет земной и небесной души Иннокентия Анненского. Здесь и восхищение миром, и сострадание ко всему живущему, обреченному на старение, смерть. Короткое цветение и увядание маков - время всей человеческой жизни: «Все маки пятнами - как жадное бессилье, Как губы, полные соблазна и отрав, Как алых бабочек развернутые крылья… И маки сохлые, как головы старух, Осенены с небес сияющим потиром». Анненский показал, как коротка и недолговечна наша жизнь, и что мы должны беречь каждое мгновение и каждую секунду нашего счастья.

Самым ярким украшением севера является василёк. Трудно обойти молчанием прелестную басню Крылова «Василёк», в которой этот цветок сыграл историческую роль. Басня, как известно, посвящена императрице Марии Федоровне (матери императора Александра I) и начинается так: « В глуши расцветший василек/ Вдруг захирел, завял до половины/ И, голову склоняя на стебелек,/ Уныло ждал кончины...». Рассказывают, что, когда в 1823 году с Крыловым сделался сильный апоплексический удар, императрица Мария Федоровна, питавшая к нашему знаменитому баснописцу большое расположение, прислала ему букет цветов и переселила его для поправления здоровья к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он скорее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова, а когда он поправился, то первой написанной им после тяжелой болезни басней была «Василек», в которой он, выражая свою благодарность, под солнцем изобразил императрицу, а себя - в виде василька, простого дикого цветка, который недостоин того, как это высказывает в басне жук, чтобы солнышко его пригрело. Но тем не менее восклицает он с восторгом в заключение: «Солнышко взошло, природу осветило, По царству флорину рассыпало лучи И бедный василек, завянувший в ночи, Небесным взором оживило». Василёк у многих писателей является символом скромности и спокойствия. Крылов показал различия между людьми, как это являлось между ним и царицей. Букет из васильков будто бы и подал Крылову мысль написать басню «Василек» и изобразить себя под именем этого скромного полевого цветочка.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Но если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.


© 2010-2022