- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по литературе по Учебнику Т. Ф. КУрдюмовой 7 класс
Программа по литературе по Учебнику Т. Ф. КУрдюмовой 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кушнарева Т.К. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Администрация МО «Заиграевский район» Управление образования МО «Заиграевский район» МБОУ Усть-Брянская основная общеобразовательная школа
Утверждаю Согласовано с заместителем Программа рассмотрена и
Директор МБОУ «Усть-Брянской директора по УВР одобрена на заседании МБОУ
ООШ" ____________________ МБОУ «Усть- Брянская ООШ» « Усть- Брянской ООШ»
Приказ№___от « »______2015г. « »________2015г Протокол№__ от «»_____2015г
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 7-х классов
учителя Кушнаревой Т.К.
2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 7 классе:
1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
-
Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
-
Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
-
Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
-
Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.
-
Развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Главной целью литературного образования в 7 классе является изучение богатства и разнообразия жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при аначизе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Теоретическая оснащенность курса предусматривает систематизацию понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике, получить сведения об истории некоторых жанров. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 68 часов.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи - 5 часов.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
-
Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М. : Дрофа, 2009.
-
Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2009.
-
Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
-
Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
-
Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-
электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
-
репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
-
репетитор «Литература» (весь школьный курс);
-
программа «Домашний репетитор».
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы минимального
содержания образования
Элементы дополнительного содержания образования
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Вид
контроля
Домашнее
задание
Дата проведения
план.
факт.
I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение (1 час)
1
Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров
1
Объяснение нового материала
Литература как искусство слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности. Богатство и разнообразие жанров литературных произведений
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы
Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятие родов и жанров в литературном произведении. Уметь: определять роды и жанры произведений; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения произведения
Организация совместной учебной деятельности
Презентации с применением ИКТ
Фольклор и его жанры (2 часа)
2
Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин»
1
Объяснение нового материала
Представление о фольклоре как особой форме познания действительности; понятие народной сатирической драмы, выявление уровня литературного развития учащихся
Свободная работа с текстами; владение монологической и диалогической речью
Знать: своеобразие народной сатирической драмы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику; отличать стихотворную речь и ее особенности
Организация совместной учебной деятельности
Презентации с применением ИКТ
3
Детский
фольклор
1
Объяснение нового материала
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички)
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: произведения детского фольклора.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику малых жанров детского фольклора
Организация совместной учебной деятельности
Индивидуальные сообщения
Литература эпохи Возрождения и ее жанры (3 часа)
4
В. Шекспир
«Ромео
и Джульетта»
1
Объяснение нового материала
Представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX века, литературы XX века; совершенствование навыка анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений
Знать: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».
Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции
Организация совместной учебной деятельности
Читать пьесу «Ромео и Джульетта»
5
В. Шекспир
«Ромео
и Джульетта»
1
Комбинированный
Трагедия произведения эпохи Возрождения. Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Основной конфликт трагедии. Понятие о катарсисе
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений
Знать: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».
Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции
Организация совместной учебной деятельности
Творческая работа
6
Сонеты
В. Шекспира
1
Комбинированный
Понятие сонет. Сонет как жанр и явление мировой культуры. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание изученных произведений; основные теоретические понятия Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов
Организация совместной учебной деятельности
Индивидуальные сообщения
Классическая литература XIX века и ее жанры (33 часа)
7
Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни
1
Объяс-
нение
нового
мате-
риала
Знакомство с жанрами
классической литературы
XIX века. Басня в античной литературе Греции
и Рима
Свободная работа
с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: наиболее распространенные жанры.
Иметь представление о богатстве и многообразии жанров.
Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен
Фронтальный
опрос.
Самостоятельная работа
Презентации с применением
ИКТ
8
И. А. Крылов -
великий бас-
нописец
1
Комби-
ниро-
ванный
Расширение знаний о био-
графии писателя. Знаком-
ство с языковым своеобразием басен И. А. Крылова. Золотой век русской поэзии
Свободная работа
с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Фронтальный
опрос. Самостоятельная работа
Индивидуальные сообщения
9
Из истории
баллады. Бал-
лада В. А. Жуковского
«Перчатка»
1
Комби-
ниро-
ванный
Знакомство с жизнью
и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным
содержанием баллады. Истоки жанра баллада
Свободная работа
с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.
Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе
Беседа,
проблемные задания
Читать бал-
лады Жуковского
10
Баллада
В. А. Жуковского «Свет-
лана»
1
Комби-
ниро-
ванный
Сюжет и народные поверья (фольклорная основа
баллады). Романтический
облик героини. Органическая связь героини с миром природы
Свободная работа
с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.
Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки изученного
Беседа,
проблемные задания
Задания
по выбору
учителя
в соответствии с уровнем подготовленности учащихся
11-
12
А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика: «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец» и др.
2
Комбинированный
Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина в период Южной ссылки. Самостоятельный подбор материала. Устный портрет главного героя. Жанр стихотворения-послания, гимна, богатство и разнообразие жанров в творчестве поэта
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: наиболее распространенные жанры. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося
13-14
Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции
2
Комбинированный
Художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка. Авторское решение вопросов композиции повести
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: сюжетное своеобразие повести.
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа
Пересказ эпизодов повести
15
Роман
А. С. Пушкина «Дубровский»: история создания романа, сюжет, композиция
1
Комбинированный урок
Знакомство с исторической подоплёкой романа; проблематика произведения. Понятия сюжет и композиция; сюжетные особенности незавершенного произведения. Совершенствование умения составлять план произведения
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: понятия сюжет и композиция; роман как один из эпических жанров литературы.
Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа
Беседа, проблемные задания
Читать роман «Дубровский»
16
Главные герои романа «Дубровский»
1
Комбинированный
Художественное своеобразие персонажей, композиционные особенности, нравственные аспекты романа А. С. Пушкина. Владимир Дубровский как романтический герой
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: историческую подоплеку произведения. Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения
Беседа, проблемные задания
Индивидуальные сообщения
17
Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа
1
Комбинированный
Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Окружение героев романа, их судьбы
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Пересказ эпизодов романа
18
Р/р. Сочинение
1
Комбинированный
Формирование навыка написания сочинения на заданную тему
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
Монологический ответ
19
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики
1
Систематизация ЗУН
Представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; знакомство с лирикой, символическими образами стихотворения «Смерть поэта»
Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о поэте. Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений писателя
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа
Учить наизусть отрывок из стихотворения по выбору обучающегося
20
М. Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия
1
Систематизация ЗУН
Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; определение жанра лирического произведения
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения
Организация совместной учебной деятельности
Творческая работа
21
Поэма
М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания
1
Систематизация ЗУН
Понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; знакомство с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств (ИВС); эмоционально и выразительно читать стихотворения
Беседа, проблемные задания
Презентации с применением ИКТ
22
Сюжет, композиция, герои поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
1
Систематизация ЗУН
Понимание идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; анализ поэтического текста в единстве формы и содержания, письменные высказывания на предложенную тему
Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Знать: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.
Уметь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС
Организация совместной учебной деятельности
Учить наизусть отрывок из поэмы по выбору обучающегося
23
Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией
1
Комбинированный
Представление об особенностях драматического произведения, об истории создания комедии «Ревизор»; анализ произведения драматургии с точки зрения идейно-художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей. Выразительное чтение драматического произведения, письменные высказывания на предложенную тему
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия комедия. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров литературы. Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа
Беседа, проблемные задания
Характеристика действующих лиц комедии, устное рисование
24-25
Характеристика героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
2
Комбинированный
История создания комедии. Отражение жизни России XIX века в сюжете и героях комедии. Понимание жизненной основы комедии; обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке
Владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал
Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.
Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному
Монологический ответ
Первые сценические опыты. «Сыграть» (объяснить) поведение своего персонажа
26
Р/р. Инсценирование эпизодов комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
1
Комбинированный
Характеры главных героев, главная мысль произведения, поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Творческая работа
27
И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Общая характеристика жанра
1
Систематизация ЗУН
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие тематики «Стихотворений в прозе». Последние годы творчества и последнее произведение Тургенева
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Беседа, проблемные задания
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося
28
И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений
1
Комбинированный
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие тематики «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности произведения И. С. Тургенева
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы
Знать: содержание прочитанного произведения. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров литературы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе
Монологический ответ
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся класса
29-30
Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
2
Комбинированный
Гражданская лирика Н. А. Некрасова. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме лирического произведения. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение)
Беседа, проблемные задания
Учить наизусть отрывок из стихотворения по выбору обучающегося
31-
32
Творчество
Н. С. Лескова.
Сказ «Левша».
Особенности
жанра сказа
2
Комби-
ниро-
ванный
Знакомство с содержанием
сказа; с нравственной проблематикой: отражение существенных черт русского национального ха-
рактера. Особенности стиля прозы Н. С. Лескова. Пафос творческого труда в произведении
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: этапы жизни Лескова; понятие сюжет; роль портрета и пейзажа в рас-
сказе.
Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа,
в том числе и в письменной форме аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Организация совместной
учебной
деятельности
Пересказ
эпизодов
сказа
33
Характеристика героев сказа
«Левша»
1
Комби-
ниро-
ванный
Роль речевой характеристики героя как средства создания образа; содержание понятия герой художественного произведения
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы
Организация совместной
учебной
деятельности
Устное рисование
34-
35
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Повесть
о том, как один
мужик двух
генералов про-
кормил»
2
Урок
развития
речи
Знакомство с содержанием
сказки; с нравственной проблематикой: сатирическое изображение персонажей. Художественные
особенности сказок
Самостоятельно
делать выводы,
создавать свои
художественные
образы
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Монологический
ответ
Презентации с применением
ИКТ
36
М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»
1
Комбинированный
Знакомство с творчеством М. Твена. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Гротеск как прием
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Индивидуальные сообщения
37-38
А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия»
2
Комбинированный
Знакомство с творчеством А. П. Чехова. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Юмор и жизнелюбие повествования
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Составление вопросов по тексту
39
Р/р. Сочинение
1
Комбинированный
Формирование навыка написания сочинения на заданную тему
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
Монологический ответ
Литература XX века (29 часов)
40
Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку»
1
Комбинированный
Знакомство с жанрами эпоса, лирики и драмы в творчестве поэтов и писателей XX века; совершенствование умения анализировать лирическое произведение на примере творчества В. Я. Брюсова. Выразительное чтение лирического произведения.
Извлечение необходимой информации из справочной литературы.
Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)
Беседа, проблемные задания
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся класса
41-42
Жанры лирики К. Д. Бальмонта. «Бог создал мир из ничего»
2
Комбинированный
Знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: основные теоретические понятия и их соотношение.
Уметь: определять тему, идею, значение заголовка; находить средства художественной выразительности
Беседа, проблемные задания
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося
43
Активность поисков новых жанров в лирике И. Северянина «Не завидуй другу»
1
Комбинированный
Знакомство со своеобразием творчества И. Северянина; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: наиболее распространенные жанры. Иметь представление о многообразии жанров. Уметь: выполнять анализ поэтического произведения
Беседа, проблемные задания
Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося
44-45
Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если», «Заповедь»
2
Комбинированный
Анализ лирического произведения Р. Киплинга; совершенствование навыков выразительного чтения.
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Уметь: привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки прочитанного произведения
Беседа, проблемные задания
Задания по выбору учителя
46
Из истории сонета
1
Комбинированный
Работать над содержанием понятия сонет. Сопоставление и анализ различных жанров.
Извлечение необходимой информации из справочной литературы.
Знать: наиболее распространенные жанры художественных произведений. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Организация совместной учебной деятельности
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся класса
47
М. Горький «Старый год»
1
Комбинированный
Знакомство с биографией и своеобразием творчества М. Горького; совершенствование умения составлять цитатный план эпизода из сказки «Старый Год». Герои произведения. Элементы притчи в жанре сказки
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся класса
48
М. Горький
«Старуха Изергиль»
1
Комбинированный
Знакомство с творчеством М. Горького, Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Роль пейзажа в рассказе
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Составление вопросов по тексту
49
Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького
1
Комбинированный
Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Устное рисование
50
Р/р. Сочинение
1
Развития речи
Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана. Подбор цитатного материала
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
Монологический ответ
51-52
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
2
Комбинированный
Новаторство В. Маяковского. Мир гипербол. Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков устной речи
Владение монологической и диалогической речью
Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения.
Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению
Беседа, проблемные задания
Устное рисование
53
Сатирические стихи В. В. Маяковского «Гимн обеду»
1
Комбинированный
Новое оформление старых жанров. Особенности стиля поэта. Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Сатира В. В. Маяковского
Владение монологической и диалогической речью
Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения.
Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; пользоваться различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению
Беседа, проблемные задания
Творческая работа
54-55
М. А. Булгаков «Ревизор с вышибанием»
2
Комбинированный
Содержание эпизодов фельетона «Ревизор с вышибанием», вопросы по особенностям и содержанию произведения. Закрепление умения пересказа эпизода. Связь реального события и сюжета. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Необычная связь эпиграфа с текстом
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся класса
56
К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»
1
Комбинированный
Умение рассказывать о сюжете, определять основную мысль произведения. Поэтическая проза К. Г. Паустовского. Герой рассказа и его поиски творческого подъема, вдохновения
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: наиболее распространенные жанры. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Организация совместной учебной деятельности
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности учащихся
57
Р/р. Рецензирование одного из произведений.
НРК. И.Соколов-Микитов- вдохновенный певец природы. (цикл «У студёного моря»)
1
Комбинированный
Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана, подбор цитатного материала
Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
Монологический ответ
58
Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади»
1
Комбинированный
Представление о произведении Ф. А. Абрамова и нравственных проблемах, которые в нем поднимаются; совершенствование навыка анализа художественного произведения
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения
Беседа, проблемные задания
Анализ эпизодов
59
Из истории эссе
1
Комбинированный
Работа над содержанием понятия эссе. Жанры устной и письменной речи
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Организация совместной учебной деятельности
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности учащихся
60
А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль»
1
Комбинированный
Приобщение к восприятию сатиры и юмора. Средства создания автором юмористического произведения. Серьезные проблемы веселого жанра
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения
Беседа, проблемные задания
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
61-
62
События и герои Великой Отечественной войны. М. А. Шолохов «Они сражались за Родину»
2
Комбинированный
Знакомство с творчеством М. А. Шолохова. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль, жанр произведения. Идея и проблематика произведения
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Презентации с применением ИКТ
63-64
В. Г. Распутин «Уроки французского».
НРК. Элементы внеклассного чтения. В.С. Маслов «Восьминка» (обзор).
2
Комбинированный
Значение названия рассказа. Гуманизм произведения В. Г. Распутина. Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков устной речи
Владение монологической и диалогической речью.
Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику повести.
Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению
Беседа, проблемные задания
Читать и пересказывать повесть
65
Роман.
Повесть.
Рассказ.
1
Комбинированный
Обзор богатства жанров, через которые раскрывается тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений). Работа над содержанием понятий роман, повесть, рассказ
Извлечение необходимой информации из справочной литературы
Знать: жанры литературных произведений. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения
Беседа, проблемные задания
Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся класса
66
Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах мысли»
1
Комбинированный
Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя, определение главной мысли произведения, поведения и характера главных героев, их душевных и нравственных качеств
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Индивидуальные сообщения
67
Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»
1
Комбинированный
Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя, определение главной мысли произведения, поведения и характера главных героев, их душевных и нравственных качеств
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
Знать: содержание прочитанного произведения. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
Организация совместной учебной деятельности
Индивидуальные сообщения
68
Читательская конференция
1
Комбинированный
Умение характеризовать героя произведения, определять отношение автора к герою. Формирование навыков устной речи
Владение монологической и диалогической речью
Беседа, проблемные задания