Программа по литературе по Учебнику Т. Ф. КУрдюмовой 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация МО «Заиграевский район» Управление образования МО «Заиграевский район» МБОУ Усть-Брянская основная общеобразовательная школа

Утверждаю Согласовано с заместителем Программа рассмотрена и

Директор МБОУ «Усть-Брянской директора по УВР одобрена на заседании МБОУ

ООШ" ____________________ МБОУ «Усть- Брянская ООШ» « Усть- Брянской ООШ»

Приказ№___от « »______2015г. « »________2015г Протокол№__ от «»_____2015г

Рабочая программа

по литературе

для учащихся 7-х классов

учителя Кушнаревой Т.К.



2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и состав­лена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по лите­ратуре и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ре­дакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они опреде­ляют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьни­ками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творче­ства читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конг­ломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 7 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

  1. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятель­ности.

  2. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

  3. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


  1. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

  2. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 7 классе является изучение богатства и разнооб­разия жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изу­чения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными на­правлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при аначизе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литера­турных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типоло­гической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), анали­тические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, свя­зывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый про­граммой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читатель­скому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способ­ствующих решению обозначенных в программе задач. Теоретическая оснащенность курса пре­дусматривает систематизацию понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике, получить сведения об истории некоторых жанров. Подробно изучаются произведе­ния, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расши­рении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих чита­тельский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности исто­рико-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изу­чаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наи­большей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 68 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литера­турных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личност­ным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по мате­риалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специ­фических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистиче­ской и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи - 5 часов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 клас­сы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М. : Дрофа, 2009.

  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2009.

  3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.

  2. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитоно­ва. - М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использо­вание следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

  • репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

  • репетитор «Литература» (весь школьный курс);

  • программа «Домашний репетитор».

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального

содержания образования

Элементы дополни­тельного содержания образования

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план.

факт.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение (1 час)

1

Основные ро­ды литерату­ры: эпос, ли­рика, драма. Богатство и разнообра­зие их жанров

1

Объяс­нение нового мате­риала

Литература как искусство слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, се­мьи, свободы и ответст­венности. Богатство и раз­нообразие жанров литера­турных произведений

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: определение литера­туры как особой формы по­знания действительности; по­нятие родов и жанров в лите­ратурном произведении. Уметь: определять роды и жанры произведений; при­влекать сведения по теории литературы в процессе об­суждения произведения

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Презента­ции с при­менением ИКТ

Фольклор и его жанры (2 часа)

2

Жанры фольк­лора. Художе­ственные осо­бенности сати­рической дра­мы «Барин»

1

Объяс­нение нового мате­риала

Представление о фолькло­ре как особой форме по­знания действительности; понятие народной сатири­ческой драмы, выявление уровня литературного раз­вития учащихся

Свободная работа с текстами; владе­ние монологиче­ской и диалогиче­ской речью

Знать: своеобразие народной сатирической драмы. Уметь: воспринимать и ана­лизировать поэтику; отличать стихотворную речь и ее осо­бенности

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Презента­ции с при­менением ИКТ

3

Детский

фольклор

1

Объяс­нение нового мате­риала

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные, частушки, счи­талки, загадки, скорого­ворки, заклички)

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: произведения детско­го фольклора.

Уметь: воспринимать и ана­лизировать поэтику малых жанров детского фольклора

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Индивиду­альные со­общения

Литература эпохи Возрождения и ее жанры (3 часа)

4

В. Шекспир

«Ромео

и Джульетта»

1

Объяс­нение нового мате­риала

Представление об отдель­ных произведениях зару­бежной литературы, отно­сящихся к периоду Возро­ждения, литературы XIX ве­ка, литературы XX века; совершенствование навыка анализа прозаических про­изведений в единстве формы и содержания

Выбор вида чте­ния в соответст­вии с поставлен­ной целью; извле­чение необходи­мой информации из источников; владение основ­ными видами публичных выступлений

Знать: основные факты жиз­ни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».

Уметь: воспринимать и ана­лизировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произ­ведения; характеризовать особенности сюжета, компо­зиции

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Читать пье­су «Ромео и Джульет­та»

5

В. Шекспир

«Ромео

и Джульетта»

1

Комби­ниро­ванный

Трагедия произведения эпохи Возрождения. Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобе­димость искреннего чувст­ва, высокую гуманность. Основной конфликт траге­дии. Понятие о катарсисе

Выбор вида чте­ния в соответст­вии с поставлен­ной целью; извле­чение необходи­мой информации из источников; владение основ­ными видами публичных выступлений

Знать: основные факты жиз­ни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».

Уметь: воспринимать и ана­лизировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произ­ведения; характеризовать особенности сюжета, компо­зиции

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Творческая работа

6

Сонеты

В. Шекспира

1

Комби­ниро­ванный

Понятие сонет. Сонет как жанр и явление мировой культуры. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий

Свободная работа с текстами, с дополнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание изучен­ных произведений; основные теоретические понятия Уметь: сравнивать и анали­зировать поэтические тексты разных авторов

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Индивиду­альные со­общения

Классическая литература XIX века и ее жанры (33 часа)

7

Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни

1

Объяс-

нение

нового

мате-

риала

Знакомство с жанрами

классической литературы

XIX века. Басня в античной литературе Греции

и Рима

Свободная работа

с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: наиболее распространенные жанры.

Иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: самостоятельно про­водить исследование художе­ственного своеобразия басен

Фронтальный

опрос.

Самостоятельная работа

Презентации с применением

ИКТ

8

И. А. Крылов -

великий бас-

нописец

1

Комби-

ниро-

ванный

Расширение знаний о био-

графии писателя. Знаком-

ство с языковым своеобра­зием басен И. А. Крылова. Золотой век русской по­эзии

Свободная работа

с текстами, с дополнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Фронтальный

опрос. Самостоя­тельная работа

Индивидуальные сообщения

9

Из истории

баллады. Бал-

лада В. А. Жуковского

«Перчатка»

1

Комби-

ниро-

ванный

Знакомство с жизнью

и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным

содержанием баллады. Истоки жанра баллада

Свободная работа

с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить ли­рические и эпические черты в балладе

Беседа,

проблемные задания

Читать бал-

лады Жуковского

10

Баллада

В. А. Жуковского «Свет-

лана»

1

Комби-

ниро-

ванный

Сюжет и народные поверья (фольклорная основа

баллады). Романтический

облик героини. Органиче­ская связь героини с ми­ром природы

Свободная работа

с текстами, с дополнительной литературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуж­дения и оценки изученного

Беседа,

проблемные задания

Задания

по выбору

учителя

в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти уча­щихся

11-

12

А. С. Пушкин. Богатство те­матики и раз­нообразие жанров в твор­честве. Лири­ка: «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец» и др.

2

Комби­ниро­ванный

Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина в период Южной ссылки. Самостоятельный подбор материала. Устный порт­рет главного героя. Жанр стихотворения-послания, гимна, богатство и разно­образие жанров в творче­стве поэта

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из справочной литерату­ры

Знать: наиболее распростра­ненные жанры. Иметь представление о богат­стве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Фрон­тальный опрос. Самостоя­тельная работа

Учить наи­зусть сти­хотворение по выбору обучающе­гося

13-14

Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и ком­позиции

2

Комби­ниро­ванный

Художественное своеобра­зие повести, особенности пушкинского языка. Авторское решение вопро­сов композиции повести

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: сюжетное своеобра­зие повести.

Уметь: воспринимать и ана­лизировать художественный текст, выражать свое отноше­ние к прочитанному

Фрон­тальный опрос. Самостоя­тельная работа

Пересказ эпизодов повести

15

Роман

А. С. Пушкина «Дубровский»: история созда­ния романа, сюжет, компо­зиция

1

Комби­ниро­ванный урок

Знакомство с исторической подоплёкой романа; про­блематика произведения. Понятия сюжет и компо­зиция; сюжетные особен­ности незавершенного произведения. Совершен­ствование умения состав­лять план произведения

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: понятия сюжет и композиция; роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь: составлять план со­бытий, говорить о компози­ции романа

Беседа, проблем­ные зада­ния

Читать ро­ман «Дуб­ровский»

16

Главные герои романа «Дуб­ровский»

1

Комби­ниро­ванный

Художественное своеобра­зие персонажей, компози­ционные особенности, нравственные аспекты ро­мана А. С. Пушкина. Вла­димир Дубровский как ро­мантический герой

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: историческую подо­плеку произведения. Уметь: анализировать неко­торые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Индивиду­альные со­общения

17

Дубровский и Маша Трое­курова. Судьба героев романа

1

Комби­ниро­ванный

Характер главного героя, его душевные и нравст­венные качества. Главная мысль произведения. Ок­ружение героев романа, их судьбы

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Пересказ эпизодов романа

18

Р/р. Сочине­ние

1

Комби­ниро­ванный

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: выбрать жанр сочи­нения, составить план, сфор­мулировать идею, подобрать цитатный материал, редакти­ровать написанное

Моноло­гический ответ

19

М. Ю. Лермон­тов. Стихотво­рение «Смерть поэта» и его история. Жан­ры лирики

1

Систе­матиза­ция ЗУН

Представление об основ­ных фактах биографии по­эта и особенностях его по­этической манеры; зна­комство с лирикой, симво­лическими образами сти­хотворения «Смерть по­эта»

Создание пись­менных высказы­ваний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив­ной задачей

Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о поэте. Уметь: давать характеристи­ку герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений писателя

Фрон­тальный опрос. Самостоя­тельная работа

Учить наи­зусть отры­вок из сти­хотворения по выбору обучающе­гося

20

М. Ю. Лермон­тов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия

1

Систе­матиза­ция ЗУН

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; определение жанра лирического произ­ведения

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произ­ведения; формулировать идею, проблематику произ­ведения

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Творческая работа

21

Поэма

М. Ю. Лермон­това «Мцыри». История создания

1

Систе­матиза­ция ЗУН

Понимание поэтического сюжета, сосредоточенно­го на передаче внутрен­них переживаний, ощу­щений человека, его чувств и настроений; знакомство с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным со­держанием поэмы

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание изуча­емого произведения. Уметь: анализировать по­этический текст; характери­зовать особенности сюжета, композиции, роль изобрази­тельно-выразительных средств (ИВС); эмоционально и выразительно читать стихо­творения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Презента­ции с при­менением ИКТ

22

Сюжет, компо­зиция, герои поэмы М. Ю. Лер­монтова «Мцыри»

1

Систе­матиза­ция ЗУН

Понимание идейного со­держания поэмы, свободо­любивой личности героя и его стремления к незави­симости; анализ поэтиче­ского текста в единстве формы и содержания, письменные высказывания на предложенную тему

Создание пись­менных высказы­ваний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив­ной задачей

Знать: содержание изуча­емого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белин­ским.

Уметь: анализировать по­этические произведения; вы­делять смысловые части ху­дожественного текста; харак­теризовать особенности сю­жета, композиции, роль ИВС

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Учить наи­зусть отры­вок из по­эмы по вы­бору обу­чающегося

23

Н. В. Гоголь «Ревизор». Ис­тория создания комедии. Зна­комство с ко­медией

1

Комби­ниро­ванный

Представление об особен­ностях драматического произведения, об истории создания комедии «Реви­зор»; анализ произведения драматургии с точки зре­ния идейно-художествен­ного своеобразия, мастер­ства речевых характери­стик персонажей. Вырази­тельное чтение драматиче­ского произведения, пись­менные высказывания на предложенную тему

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: особенности драмати­ческого произведения; лите­ратурного жанра; определе­ние понятия комедия. Иметь представление о под­вижности связей и истории жанров литературы. Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произ­ведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа

Беседа, проблем­ные зада­ния

Характери­стика дей­ствующих лиц коме­дии, устное рисование

24-25

Характеристи­ка героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

2

Комби­ниро­ванный

История создания коме­дии. Отражение жизни России XIX века в сюжете и героях комедии. Пони­мание жизненной основы комедии; обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке

Владение основ­ными видами публичных вы­ступлений; уме­ние обосновывать суждения, приво­дить цитатный материал

Знать: основы сценического поведения; содержание ко­медии.

Уметь: использовать различ­ные виды пересказа; участво­вать в диалоге по прочитан­ному произведению; вырази­тельно читать фрагменты ко­медии; выражать свое отно­шение к прочитанному

Моноло­гический ответ

Первые сцениче­ские опыты. «Сыграть» (объяснить) поведение своего пер­сонажа

26

Р/р. Инсцени­рование эпи­зодов комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

Комби­ниро­ванный

Характеры главных героев, главная мысль произведе­ния, поведение и характер главного героя, его душев­ные и нравственные каче­ства

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Творческая работа

27

И. С. Тургенев «Стихотворе­ние в прозе». Общая харак­теристика жанра

1

Систе­матиза­ция ЗУН

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие тематики «Стихотворений в прозе». Последние годы творчест­ва и последнее произведе­ние Тургенева

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: содержание произве­дения.

Уметь: анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблем­ные зада­ния

Учить наи­зусть сти­хотворение по выбору обучающе­гося

28

И. С. Тургенев «Стихотворе­ние в прозе». Анализ произ­ведений

1

Комби­ниро­ванный

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие тематики «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особен­ности произведения И. С. Тургенева

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочи­танного произведения. Иметь представление о бо­гатстве и многообразии жан­ров литературы. Уметь: воспринимать и ана­лизировать поэтику стихотво­рений в прозе

Моноло­гический ответ

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся класса

29-30

Н. А. Некра­сов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихо­творения «Размышления у парадного подъезда»

2

Комби­ниро­ванный

Гражданская лирика Н. А. Некрасова. Позиция автора. Стиль, отвечаю­щий теме лирического произведения. Народные характеры и судьбы в сти­хотворениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Уметь: анализировать по­этическое произведение (определять тему, идею, зна­чение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настро­ение, которым проникнуто стихотворение)

Беседа, проблем­ные зада­ния

Учить наи­зусть отры­вок из сти­хотворения по выбору обучающе­гося

31-

32

Творчество

Н. С. Лескова.

Сказ «Левша».

Особенности

жанра сказа

2

Комби-

ниро-

ванный

Знакомство с содержанием

сказа; с нравственной проблематикой: отражение существенных черт русского национального ха-

рактера. Особенности стиля прозы Н. С. Лескова. Пафос творческого труда в произведении

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Знать: этапы жизни Лескова; понятие сюжет; роль портрета и пейзажа в рас-

сказе.

Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа,

в том числе и в письменной форме аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной

учебной

деятельности

Пересказ

эпизодов

сказа

33

Характеристика героев сказа

«Левша»

1

Комби-

ниро-

ванный

Роль речевой характеристики героя как средства создания образа; содержание понятия герой художественного произведения

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории

литературы

Организация совместной

учебной

деятельности

Устное рисование

34-

35

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть

о том, как один

мужик двух

генералов про-

кормил»

2

Урок

развития

речи

Знакомство с содержанием

сказки; с нравственной проблематикой: сатирическое изображение персонажей. Художественные

особенности сказок

Самостоятельно

делать выводы,

создавать свои

художественные

образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Монологический

ответ

Презентации с применением

ИКТ

36

М. Твен «Как я редактировал сельскохозяй­ственную газету»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством М. Твена. Характер глав­ного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведе­ния. Гротеск как прием

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Индивиду­альные со­общения

37-38

А. П. Чехов. Ранние расска­зы. «Жалобная книга», «Хи­рургия»

2

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством А. П. Чехова. Характер главного героя, его душев­ные и нравственные каче­ства. Главная мысль про­изведения. Юмор и жизне­любие повествования

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Составление вопросов по тексту

39

Р/р. Сочинение

1

Комби­ниро­ванный

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: выбрать жанр сочи­нения, составить план, сфор­мулировать идею, подобрать цитатный материал, редакти­ровать написанное

Моноло­гический ответ

Литература XX века (29 часов)

40

Жанры эпоса, лирики и дра­мы в произве­дениях XX ве­ка. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хва­ла Человеку»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство с жанрами эпо­са, лирики и драмы в твор­честве поэтов и писателей XX века; совершенствова­ние умения анализировать лирическое произведение на примере творчества В. Я. Брюсова. Вырази­тельное чтение лиричес­кого произведения.

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры.

Уметь: анализировать по­этическое произведение (определять тему, идею, зна­чение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблем­ные зада­ния

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся класса

41-42

Жанры лирики К. Д. Бальмон­та. «Бог создал мир из ничего»

2

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта; анализ лирического произведе­ния; совершенствование навыков выразительного чтения.

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: основные теоретиче­ские понятия и их соотноше­ние.

Уметь: определять тему, идею, значение заголовка; находить средства художест­венной выразительности

Беседа, проблем­ные зада­ния

Учить наи­зусть сти­хотворение по выбору обучающе­гося

43

Активность поисков новых жанров в ли­рике И. Севе­рянина «Не за­видуй другу»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство со своеобрази­ем творчества И. Северя­нина; анализ лирического произведения; совершен­ствование навыков выра­зительного чтения.

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: наиболее распростра­ненные жанры. Иметь представление о мно­гообразии жанров. Уметь: выполнять анализ поэтического произведения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Учить наи­зусть сти­хотворение по выбору обучающе­гося

44-45

Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если», «Запо­ведь»

2

Комби­ниро­ванный

Анализ лирического про­изведения Р. Киплинга; совершенствование навы­ков выразительного чтения.

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Уметь: привлекать сведения по теории литературы в про­цессе обсуждения и оценки прочитанного произведения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Задания по выбору учителя

46

Из истории сонета

1

Комби­ниро­ванный

Работать над содержанием понятия сонет. Сопостав­ление и анализ различных жанров.

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры.

Знать: наиболее распростра­ненные жанры художествен­ных произведений. Иметь представление о богат­стве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся класса

47

М. Горький «Старый год»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества М. Горького; совершенст­вование умения составлять цитатный план эпизода из сказки «Старый Год». Ге­рои произведения. Эле­менты притчи в жанре сказки

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся класса

48

М. Горький

«Старуха Изергиль»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством М. Горького, Характер главного героя, его душев­ные и нравственные каче­ства. Главная мысль про­изведения. Роль пейзажа в рассказе

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Составление вопросов по тексту

49

Сюжет и ге­рои легенды о Данко в рас­сказе «Старуха Изергиль» М. Горького

1

Комби­ниро­ванный

Характер главного героя, его душевные и нравст­венные качества. Главная мысль произведения.

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Устное рисование

50

Р/р. Сочинение

1

Разви­тия ре­чи

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему. Выбор жан­ра сочинения, составление плана. Подбор цитатного материала

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: выбрать жанр сочи­нения, составить план, сфор­мулировать идею, подобрать цитатный материал, редакти­ровать написанное

Моноло­гический ответ

51-52

В. В. Маяков­ский «Необы­чайное при­ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

2

Комби­ниро­ванный

Новаторство В. Маяков­ского. Мир гипербол. Ха­рактеристика героя произ­ведения. Определение от­ношения автора к герою. Формирование навыков устной речи

Владение моноло­гической и диало­гической речью

Знать: содержание прочи­танного произведения; нрав­ственную проблематику сти­хотворения.

Уметь: самостоятельно де­лать выводы об активности авторской позиции; владеть различными видами пере­сказа, участвовать в диалоге по прочитанному произве­дению

Беседа, проблем­ные зада­ния

Устное ри­сование

53

Сатиричес­кие стихи В. В. Маяков­ского «Гимн обеду»

1

Комби­ниро­ванный

Новое оформление старых жанров. Особенности сти­ля поэта. Характеристика героя произведения. Опре­деление отношения автора к герою. Сатира В. В. Мая­ковского

Владение моноло­гической и диало­гической речью

Знать: содержание прочи­танного произведения; нрав­ственную проблематику сти­хотворения.

Уметь: самостоятельно де­лать выводы об активности авторской позиции; пользо­ваться различными видами пересказа, участвовать в диа­логе по прочитанному произ­ведению

Беседа, проблем­ные зада­ния

Творческая работа

54-55

М. А. Булга­ков «Ревизор с вышибанием»

2

Комби­ниро­ванный

Содержание эпизодов фель­етона «Ревизор с вышиба­нием», вопросы по особен­ностям и содержанию про­изведения. Закрепление умения пересказа эпизода. Связь реального события и сюжета. «Ревизор» Н. В. Гоголя. Необычная связь эпиграфа с текстом

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся класса

56

К. Г. Паустов­ский «Рожде­ние рассказа»

1

Комби­ниро­ванный

Умение рассказывать о сюжете, определять основную мысль произве­дения. Поэтическая проза К. Г. Паустовского. Герой рассказа и его поиски творческого подъема, вдохновения

Извлечение необ­ходимой информации из спра­вочной литерату­ры

Знать: наиболее распростра­ненные жанры. Иметь представление о богат­стве и многообразии жанров. Уметь: анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти уча­щихся

57

Р/р. Рецензи­рование одно­го из произве­дений.

НРК. И.Соколов-Микитов- вдохновенный певец природы. (цикл «У студёного моря»)

1

Комби­ниро­ванный

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему. Выбор жан­ра сочинения, составление плана, подбор цитатного материала

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: выбрать жанр сочи­нения, составить план, сфор­мулировать идею, подобрать цитатный материал, редакти­ровать написанное

Моноло­гический ответ

58

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади»

1

Комби­ниро­ванный

Представление о произве­дении Ф. А. Абрамова и нравственных пробле­мах, которые в нем подни­маются; совершенствова­ние навыка анализа худо­жественного произведения

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; фор­мулировать тему, идею, про­блематику; выражать свою точку зрения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Анализ эпи­зодов

59

Из истории эссе

1

Комби­ниро­ванный

Работа над содержанием понятия эссе. Жанры уст­ной и письменной речи

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Уметь: анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти уча­щихся

60

А. В. Вампилов «Несрав­ненный Нако­нечников». Особенности жанра «воде­виль»

1

Комби­ниро­ванный

Приобщение к восприятию сатиры и юмора. Средства создания автором юмори­стического произведения. Серьезные проблемы весе­лого жанра

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; фор­мулировать тему, идею, про­блематику; выражать свою точку зрения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся

61-

62

События и ге­рои Великой Отечественной войны. М. А. Шоло­хов «Они сра­жались за Роди­ну»

2

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством М. А. Шолохова. Характер главного героя, его душев­ные и нравственные каче­ства. Главная мысль, жанр произведения. Идея и про­блематика произведения

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произ­ведения; формулировать идею, проблематику произ­ведения; давать характери­стику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Презента­ции с при­менением ИКТ

63-64

В. Г. Распутин «Уроки фран­цузского».

НРК. Элементы внеклассного чтения. В.С. Маслов «Восьминка» (обзор).

2

Комби­ниро­ванный

Значение названия расска­за. Гуманизм произведения В. Г. Распутина. Характе­ристика героя произведе­ния. Определение отноше­ния автора к герою. Фор­мирование навыков устной речи

Владение моноло­гической и диало­гической речью.

Знать: содержание прочи­танного произведения; нрав­ственную проблематику по­вести.

Уметь: самостоятельно де­лать выводы об активности авторской позиции; использо­вать различные виды переска­за; участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Беседа, проблем­ные зада­ния

Читать и переска­зывать по­весть

65

Роман.

Повесть.

Рассказ.

1

Комби­ниро­ванный

Обзор богатства жанров, через которые раскрывает­ся тема войны (повторение с привлечением ранее изу­ченных произведений). Работа над содержанием понятий роман, повесть, рассказ

Извлечение необ­ходимой инфор­мации из спра­вочной литерату­ры

Знать: жанры литературных произведений. Уметь: анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; привлекать целе­сообразные формы пересказа в соответствии с особенно­стями рода и жанра произве­дения

Беседа, проблем­ные зада­ния

Задания по выбору учителя в соответст­вии с уров­нем подго­товленно­сти обу­чающихся класса

66

Научно-фанта­стическая литература. Р. Шекли «За­пах мысли»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя, определение главной мысли произ­ведения, поведения и ха­рактера главных героев, их душевных и нравственных качеств

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Индивиду­альные со­общения

67

Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

1

Комби­ниро­ванный

Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя, определе­ние главной мысли произ­ведения, поведения и ха­рактера главных героев, их душевных и нравственных качеств

Свободная работа с текстами, с до­полнительной ли­тературой, само­стоятельный по­иск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочи­танного произведения. Иметь представление о богат­стве и многообразии жанров. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организа­ция со­вместной учебной деятель­ности

Индивиду­альные со­общения

68

Читательская конференция

1

Комби­ниро­ванный

Умение характеризовать героя произведения, опре­делять отношение автора к герою. Формирование навыков устной речи

Владение моноло­гической и диало­гической речью

Беседа, проблем­ные зада­ния














© 2010-2022