Исследовательская работа ученика по предмету русская литература Жанр стихотворной сказки в творчестве Г. Р. Державина

Цель предлагаемой работы – раскрыть художественное своеобразие  литературной сказки Г.Р. Державина. В связи с этим ставлю следующие задачи:1.     Исследовать историю жанра литературной сказки.2.     Проанализировать систему образов литературных сказок Г.Р. Державина.3.     Собрать библиографический материал по данному вопросу.Объектом исследования является творчество Г.Р. Державина. Предметом – литературные сказки (новеллы) в творчестве Г.Р. Державина.Практическое значение работы заключается в в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Второй районный Фестиваль наук



СЕКЦИЯ: РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



ЖАНР СТИХОТВОРНОЙ СКАЗКИ (НОВЕЛЛЫ) В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Р. ДЕРЖАВИНА











Работу выполнила:

Ибрагимова Чулпан, ученица 10 класса

Пелёвской средней общеобразовательной

школы Лаишевского муниципального района РТ

Научный руководитель: Ахтямова Г.Х.,

учитель русского языка и литературы



Пелёво, 2012

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………2

2. Основная часть.

2.1 Сказка- в системе литературных жанров в ХVІІІ - начале ХІХ века…...3

2.2 Обращение Г.Р. Державина к литературно-стихотворным сказкам…….3

2.3 Художественное своеобразие сказок Г.Р. Державина………………… ...4

2.4 Сказки Г.Р. Державина с политическим содержанием…………………5

2.5 Новаторство Г.Р. Державина……………………………………………….7

3. Заключение…………………………………………………………………...8

4 Список литературы………………………………………………………… 9

5. Приложение…………………………………………………………………..10

1. Введение

Среди знаменитых людей, родившихся на Лаишевской земле, особое место занимает имя Гавриила Романовича Державина. Значение его творчества велико и для всей России. Поэзия Державина современна и в настоящее время, так как в ней живы мысли и чувства поэта, отстаивавшего справедливость, гордое достоинство человека, любовь, жизнь, красоту русской природы. Несмотря на то, что Державина от нас отделяют несколько веков, образы им начертанные до сих пор сохраняют свою актуальность, и это является залогом того, что имя Державина не утратило в истории своего значения и для нас, его потомков.

Цель предлагаемой работы - раскрыть художественное своеобразие литературной сказки Г.Р. Державина. В связи с этим ставлю следующие задачи:

Исследовать историю жанра литературной сказки.

Проанализировать систему образов литературных сказок Г.Р. Державина.

Собрать библиографический материал по данному вопросу.

Объектом исследования является творчество Г.Р. Державина.

Предметом - литературные сказки (новеллы) в творчестве Г.Р. Державина.

Практическое значение работы заключается в возможности творчески использовать наследие Г.Р. Державина, может быть использована при изучении данного материала в курсе школьной программы (факультативы, внеклассные мероприятия).

Структура: работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложения.

2. Основная часть

2.1.Сказка - в системе литературных жанров XVIII-XIX вв. Сказка - это составная часть духовной культуры народа. Писатели, поэты и драматурги любого времени обращались к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы современности, с целью художественного постижения «вечных» проблем человеческого бытия. Сказка уникальна потому, что способна трансформировать в литературные произведения, не разрушаясь, не переставая быть сказкой.

Первый период в истории отечественной литературной сказки может быть назван «допушкинским» - это литературная жизнь сказки в ХVІІІ - начале ХІХ века. В этот период в развитии жанра стихотворной сказки (новеллы) условно выделяются два основных направления к первому можно отнести сказки с ярко выраженным эпическим началом, которые по жанровым признакам приближаются к новелле. Такие стихотворные сказки создавали Н.М. Хемницер, И.И. Дмитриев, В.И. Майков. Большая часть произведений А.П. Сумарокова, А.А Ржевского, М.В. Ломоносова составляют второе направление в рамках которого стихотворная сказка ближе к басне и притче, чем к новелле. В эту группу можно отнести стихотворную сказку Г.Р. Державина.

2.2 Обращение Г.Р. Державина к литературно - стихотворным сказкам. Первое обращение Г.Р. Державина к этому жанру относится к 1770-м годам и, по всей видимости, явилось следствием творческого влияния И.И. Хемницера, входившего вместе с Державиным в львовский кружок. Стихотворные сказки Державина отличаются сюжетным разнообразием, но в целом по жанровым характеристикам очень близки к басне. При жизни басни Державина, кроме двух, затерянных в журналах, не появлялись в печати, потому «певец Екатерины» не был известен современникам как баснописец.

Большинство дошедших до нас басен и сказок было написано значительно позднее, в 1790-1800-е годы. В 1810-1811 из них составился рукописный сборник, некоторое время спустя вновь подвергшийся редактуре автора и получивший название «Басни и притчи». Он включал 23 произведения, которые были напечатаны лишь полувеком позже в «Сочинениях» Державина, вышедших под редакцией Я.К. Грота (Т3 СПб.,1866)

2.3. Художественное своеобразие сказок Г.Р. Державина. Для истории жанра стихотворной сказки произведения Державина представляют особый интерес. Державин целеустремленно работал над стилистикой и сюжетом басен. В отличие от Хемницера, Дмитриева, и других авторов, он отказывается от традиционных и заимствованных сюжетов, изображает собственные, часто обыгрывая, конкретные бытовые ситуации. Так сказка «Улитка» (1776) ( в ранних редакциях - «Дьяку») основана на анекдоте, в котором дьяк обвиняет подьячего в пьянстве, заявляя:

«Не я ли всякий день хожу как на кабак,

Сам вижу там тебя?...» [4,С.257]

В композиционном отношении сюжет сказок тяготеет к единству действия, часто всего рассказывается об одном случае, давшем повод для морализирования, основное внимание при этом уделяется самому сюжету, а создание характеров не становится задачей автора. Ситуация Державинских сказок словно вырвана «из плавного течения жизни: молодой «Хозяин» играющий с детьми в жмурки; мальчишка, кормящий птиц, дровосек, подрубающий огромный дуб. При этом для повествования не важны причины происходящих событий, важен лишь их итог. Важным композиционным элементом державинских сказок является басенная концовка, содержащая мораль или вывод из рассказанной истории.

Объект осмеяния в сказках Державина - не человеческий порок в общем смысле этого слова, а конкретный человек. В каждом произведении Державин подвергает критике какую-либо отрицательную черту в характере конкретного человека.

2.4. Сказки Г.Р. Державина с политическим содержанием. Бытовая сатира в сказках постепенно перерастает в политическую как заметил еще первый комментатор державинского творчества Я.К. Грот, стихотворные сказки и басни Державина представляют собой по существу маленькие политические памфлеты на злобу дня с конкретным адресатом. В таких сказках как «Хозяйка» (1790г), «Жмурки» (1805) поэт, пользуясь средствами басенной аллегории, продолжал давать «уроки царям», подобно тому, как раннее он делал это в своих гражданских одах.

Так, сказка «Хозяйка» первоначально имевшая заглавие «Мать и Сын» была направлена против Павла І, намекала на щедрые награды, раздаваемые государем своим любимцам. В образе мудрой хозяйки, которая «с умом умела награждать», выступает в стихотворении императрица Екатерина ІІ. Сам император выведен как «мальчишка, сын её, который бросал корм птицам ( т.е. вельможам) «полной горстью».

В стихотворной сказке «Жмурки», по мнению исследователя творчества Державина Я.К. Грота, выражено недовольство русского общества несамостоятельностью политики Александра І. В стихотворении Державина самодержавец представлен в образе «Хозяина молодого», который решил поиграть с детьми в жмурки, и позволил надеть на себя «тёмну маску». Баснописец не одобряет действие царя, представившего большие совещательные права «дружескому кружку». В.Т. Кочубея, Н.Н. Новосильцева и другие, которые в сказке названы собирательным именем «друзья- ребятички» Державин, таким образом, предупреждает царя, а в конце произведения в открытую поучает его:

«Не надо допускать класть на себя повязки

И вслед друзей своих будто слепцу ходить.

Или глядеть на них тихонько из-под маски;

А инак - голову сломить». [4, С.260]

Стихотворная сказка «Крестьянин и дуб в аллегорической форме повествует о случае, происшедшем самим Державиным во время его губернаторства в Калуге. Под мужиком, рубящим дуб, подразумевается сам Державин, а «листья и ветви» - мелкие чиновники, участвовавшие в злоупотреблениях губернатора.

Откликом на события внешней политики послужила притча «Струя и дом», где отразилось понимание Державиным последствий французской революции. Монархия представлена в образе «прекрасного дома», «в котором весело, роскошно Боярин знатный жил»; революционное движение поэт сравнивает со струёй, незаметным ручейком, который незаметно превращается в свирепую реку и смывает дом. Сказка завершается басенным поучением:

«Предупреждай беду сначала,

Доколь не грянул гром». [4, С258]

Второй тип стихотворной сказки, новеллистический, представлен в творчестве Державина всего двумя произведениями - «Амур и Псишея»(1793), «Спящий Эрот»(1795), которые в жанровом отношении близки к идиллии. В этих стихотворениях действуют античные мифические персонажи: боги любви Амур и Эрот, Психея, грации. Основное внимание уделяется игривому, полушутливому описанию главных героев и их нежных чувств. Моралистическое басенное заключение заменяется в стихотворении сердечным дружеским наставлением.

Так будь чета век нераздельна,

Согласием дыша

Та цепь тверда, где сопряженна:

С любовию душа.[2, С.196 ]

2.5 Новаторство Г.Р. Державина. Новаторством Державина в области стихотворной сказки можно назвать шутливые произведения, где автор подтрунивает над самим собой: «Мельник»(1799), «Старик»(1802). Особенность этих произведений состоит в том, что главным героем является сам повествователь, предстающий в образе пожилого человека или мельника, который ведёт забавный остроумный диалог с молодыми девушками. Персонаж, называемый собеседницами «старинушка», «дед», относится к себе с иронией и пытается умалить или скрыть свою «седину». Он утверждает, что главное - не внешняя, а внутренняя, душевная молодость:

«Что нужды мне, не знаю,

Я стар,- сказал,- иль нет;

А только уверяю,

Что я душой не сед…» [2, С.289 ]

Стихотворные сказки Державина написаны простым, лаконичным языком, который сам автор обозначил понятием «забавного русского слога»:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить…

Следуя принципам простого и шутливого слога Державин, как и другие авторы сказок, широко использует обиходно-разговорные слова, формы и обороты: «скверный человек», «старинушка», «вздор», «кабак». В сказочный текст вводятся фразы из живой народной речи: «Пускай их врут…», «Чего ж его?», «Чего же, ребята, вам бояться?».

3.Заключение.

Стихотворная сказка Державина стоит особняком в сонме «сказочных» произведений русских писателей XVIII-XIX века. Она отличается общественно - политической нравственной направленностью, лаконизмом формы и композиционным сходством с басней. В то же время Державин расширяет границы сказки, иногда сближая её с жанрами лёгкой поэзии - идиллией и эклогой. Несомненное новаторство Державина в области жанра - шутливые сказки, где повествователь, являющийся главным героем, иронизирует над самим собой.

Стихотворные сказки Державина являются органичным продолжением его одического творчества, ибо в большинстве своём выполняют главную задачу всего литературного наследия писателя - «истину царям с улыбкой говорить».

Литература

Грот Я.К. «Жизнь Державина». Москва, 1997.

Державин Г.Р. «Стихотворения». (Библиотека поэта. Большая серия.), 1954.

Критарова Ж.Н. «Русская басня XVIII - XX веков». Москва, 2002.

Соколов А.Н. «Стихотворная сказка (новелла) XVIII - начала XIX века». Москва, 1980.

5



© 2010-2022