- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Формирование учебных компетенций учащихся
Статья Формирование учебных компетенций учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова Г.Е. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Соколова Г.Е учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ РТ «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов». г.Елабуга
«Формирование учебных компетенций учащихся с помощью
интерактивного процесса модерации в условиях использования современных
и авторских технологий».
«Непросто компетентным учителем быть,
Ты должен всё знать и ежедневно творить
Свою квалификацию каждый год повышать,
Чтоб компетентного ученика для страны воспитать.
Профессиональная компетентность-
Интерактивных методов и приемов сплав.
Кто в процесс их внедряет
Тот, конечно же, прав
Компетентный педагог- генератор идей,
Совершенствует технологии для развития детей.
Ведь истина одна верна на века:
Только компетентный педагог
Может сотворить компетентного ученика.
Соколова Галина Евгеньевна
На современном этапе развитии общества, который
характеризуется изменениями во всех сферах и социальных институтах,
особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего
поколения.
Одна из ведущих международных консалтинговых
компаний McKinsey&Company проанализировала 25 наиболее успешных
образовательных систем, действующих сегодня в мире (Россия в их число не
входила и в докладе не упоминалась). Результаты данного исследования
представляют особый интерес для российского образования. Так как в
большинстве исследуемых стран проводились образовательные реформы,
имеющие много общего с тем, что делается в нашей стране сегодня.
От современного учителя требуется высокая культура, глубокая
нравственность, сформированная система ценностей и убеждений, гражданская
позиция, заинтересованность педагога в развитии творческого потенциала своих
учащихся, способность к инновационной деятельности,
самосовершенствованию, профессиональной активности.
Установлено, что единственный параметр, который определяет успешность
процесса обучения и от которого зависит качество образования, - это качество
взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией
педагога. Потому главная задача школьного образования - непрерывное
повышение профессиональной компетентности педагогов.
Учитель просто обязан быть профессионально компетентен.
Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное
влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-
воспитательной работы;
во-вторых, сможет добиться лучших результатов своей профессиональной
деятельности;
в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных
возможностей.
Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание
этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога,
позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать
педагогические задачи. Профессиональная компетентность педагога - это
сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности
и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на
уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и
развитии учащихся.
Повышению профессиональной компетентности учителя может способствовать
работа по методу модерации в условиях внедрения групповых технологий.
Модерация - это усовершенствованная модель групповой работы,
направляемый интерактивный процесс взаимодействия участников группы в
целях самостоятельной выработки и принятия группового решения. Роль
учителя при этом состоит в стимулировании активности участников группы и
обеспечении их равноправия, что важно для организации диалогового
взаимодействия.
Применение модерации позволяет учителю развивать способность учащихся к
самостоятельности, умению анализировать информацию и выявлять проблему,
умению дискутировать, убеждать и приходить к согласию. Учащиеся каждый
раз пробуют себя в новой роли. Кроме этого, все участники могут почувствовать
свой вклад в выработку решения группы.
Эта технология комбинированная, она включает в себя технологию
проблемного обучения, т.к. данная технология заключается в создании
проблемной ситуации, которая может быть разрешена в процессе совместной
деятельности.
Принцип проблемности максимально приближен к процессам исследования и
творчества, т.е. технологии ТРИЗ.
Также используется технология критического мышления, которая основана на
творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся
аналитического подхода к любому материалу. Здесь ребята выдвигают
различные версии, используют приёмы мозгового штурма, затем оформляют
свои выводы в виде устного эссе, используя попс-формулу:
Алгоритм ответа с использованием ПОПС - формулы
П. - ПОЗИЦИЯ (В чем заключается твоя точка зрения по данному вопросу) - Я
считаю, что…
О - ОБОСНОВАНИЕ (Довод в пользу позиции ученика) - потому что…
П - ПРИМЕР (Факты и аргументы из произведения) - например…
С - СЛЕДСТВИЕ (Вывод, который ты считаешь нужным сделать, призыв к
принятию твой позиции) - поэтому…
Также данная технология вмещает в себя элементы личностно-
ориентированного развивающего обучения, элементы гуманно-личностной
технологии Ш.А.Амонашвили, элементы системы Е.И.Ильина, преподавания
литературы как предмета, формирующего человека.
Класс делится на творческие группы, и каждой группе предлагаются следующие
задания:
-
Задания творческой группе «Теоретики».
В их компетенции находится вопрос: проанализировать произведение с точки
зрения концептуального уровня:
Концептуальный тематика
Уровень проблематика
идея
пафос произведения
-
Задание творческой группе «Критики»
Данная группа анализирует произведение с точки зрения уровня организации
произведения как художественного целого:
Уровень организации сюжет
Произведения как конфликт
Художественного целого композиция
-
Дать сжатый (очень краткий) пересказ сюжета произведения, выделив при
-
этом ключевые (главные) эпизоды сюжета. Как в них показаны герои произведения? Какие они?
-
Герои: положительные, отрицательные, «пегие»
-
В чем основной конфликт произведения?
-
Кульминационный момент произведения.
-
Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
-
Задание творческой группе «Аналитики»
В их компетенцию входит задача проанализировать произведение с точки
зрения
уровня «внутренней формы» (т.е. художественного изображенного мира)
Уровень детали
«внутренней портреты
формы» пейзаж
мир вещей
интерьер
психологизм
фантастические элементы (если есть)
-
Что самое главное в портрете героев? Глаза - зеркало души. Какие они? На какие еще черты обращает внимание писатель?
-
Какие детали использовал писатель? Какова роль детали в данном произведении?
-
Какую роль играет пейзаж в данном произведении? Помогает ли он понять душевное состояние героев?
-
Роль интерьера и изображение мира вещей в произведении.
-
Задание творческой группе «Лингвисты»
Данная группа должна проанализировать произведение с точки зрения уровня
внешней формы.
Уровень внешней речевая организация
формы произведения;
(художественная речь) речевая характеристика
персонажей;
художественная речь (писателя);
изобразительно-выразительные
средства языка, тропы;
лексика произведения;
синтаксические фигуры;
стиль писателя.
5. Задание творческой группе «Философы»
Я - философ. Вечные философские проблемы:
-
Добро - зло
-
Любовь - ненависть
-
Любовь - предательство
-
Доброта - жестокость
-
Бескорыстие - зависть
-
Жизнь - смерть и др.
Выведение философских формул:
-
Какие философские размышления во мне пробудило это произведение?
-
Смысл жизни, формула человеческого счастья данного писателя?
-
Одной фразой, предложением, коротко сформулировать философское измышление, т.е. философскую формулу.
6. Задание творческой группе «Сакубунисты»
«Сакубун» - это когда нужно представить сочинения - образы, сочинения -
фантазии, представить образ души героя в виде какого-то символа. На что
похожа душа каждого из героев? Какая она? Сначала составьте образный ряд
произведения, затем дайте характеристику. С чем ассоциируется данный герой?
7. Задания творческой группе «Синквейнисты»
Кратко выразить, соблюдая технологическую цепочку синквейна, тему, идею и
проблематику произведения.
Синквейн - один из приемов технологии развития критического мышления
через чтение и письмо. Это технология исходит из признания чтения
оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же
рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому
мышлению, так как пишущий всегда активен. «Cing» во французском значит
пять. Синквейн - это пятистрочная строфа. В методике синквейн является
быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения
- 4 -
понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и
определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять
строк:
1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к
ней;
5-я строка - синоним ключевого слова (существительное).
Способность резюмировать прочитанное, излагать сложные идеи, чувства и
представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой
рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого
образного мышления.
8. Задание художественной группе «Поэты»
Выразить впечатление от прочитанного в поэтической форме.
9. Задание творческой группе «Музыканты»
Какое музыкальное произведение подходит к этому произведению?
Какая, может быть, песня?
Какое-то конкретное музыкальное произведение?
Если бы ты был музыкантом, какую бы музыку написал?
Сильные стороны технологии модерации:
-
Создание ситуаций общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, творческие способности.
-
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика, речевой активности учащихся.
-
Формирование умения давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления.
Работая по данной технологии, вы сможете воспитать компетентного ученика.