- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка занятия по дисциплине «Русский язык» на тему «Русская лексика с точки зрения её происхождения»
Методическая разработка занятия по дисциплине «Русский язык» на тему «Русская лексика с точки зрения её происхождения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасьева Е.Г. |
Дата | 06.11.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка занятия по дисциплине «Русский язык»
для студентов I курса специальности
030912 Право и организация социального обеспечения
Т Е М А:
«Русская лексика с точки зрения
её происхождения»
Данная тема входит в раздел «Лексика и фразеология» рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык» для студентов I курса специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, разработанной на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (по рекомендации ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.) и утверждённой Научно-методическим Советом ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж.
Подготовила:
Афанасьева Елена Григорьевна,
преподаватель ГБОУ СПО
Тольяттинский социально-экономический колледж
Тольятти - 2012
Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения.
Тип занятия: комбинированный.
Продолжительность занятия: два академических часа (по 45 минут).
Цели:
1. Обучающие:
-
ознакомить с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения;
-
научить различать исконно русскую и заимствованную лексику;
-
научить отличать старославянизмы от исконно русских слов;
-
научить производить лексический разбор текста;
-
совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Приставки на З и С», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «Правописание предлогов со словами».
2. Развивающие:
-
развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное;
-
развивать умение формулировать выводы из прочитанного текста;
-
развивать умение выражать своё мнение и аргументировать его;
-
работать над развитием речи студентов;
-
развивать и совершенствовать навыки публичного выступления.
3. Воспитательные:
-
воспитывать поддержание интереса к русскому языку;
-
помочь лучше, правильнее, выразительнее почувствовать гармонию, красоту слова;
-
воспитывать культуру общения, уважительное отношение к своему собеседнику.
Методы работы: словесные, наглядные, поисковые, объяснительно-иллюстративные, практические, самостоятельная работа, устная проверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная работа.
Оборудование, техническое оснащение:
-
мультимедийное сопровождение занятия (презентация в Power Point);
-
учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2005;
-
словарь иностранных слов, этимологический словарь, толковый словарь;
-
индивидуальные карточки с заданиями;
-
распечатки стихотворения В.Твороговой «Сколько смысла в старинных словах!»;
-
распечатки плана лексического разбора текста.
Этапы занятия:
-
Организационный момент.
-
Объявление целей и задач занятия.
-
Проверка домашнего задания.
-
Повторения изученного ранее материала: орфография и пунктуация.
-
Переход к изучению нового материала: лексический разбор текста.
-
Изучение нового материала: ознакомление с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения.
-
Закрепление изученного материала: выполнение упражнений.
-
Подведение итогов занятия. Выставление оценок за работу на занятии.
-
Заключительное слово педагога.
-
Домашнее задание по вариантам.
Работа по развитию речи:
-
конструирование предложений;
-
определение основной мысли высказывания;
-
комплексная работа с текстом.
Повторение:
-
лексическая система русского языка;
-
художественно-выразительные средства русского языка;
-
сферы употребления русской лексики;
-
активный и пассивный словарный запас
Ключевые слова к занятию:
-
лексика;
-
исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские);
-
заимствованные слова (старославянизмы).
Ход занятия:
Эпиграфы к занятию (см. приложение Слайды 6, 7, 8):
Люблю обычные слова, как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло. И в этом наше ремесло.
Д.Самойлов «Слова»
Докапываемся до смысла слов,
Докапываемся до основ,
Докапываемся до истины!
Л.Мартынов «Смысл слов»
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
Анна Ахматова
-
Организационный момент.
-
Объявление целей и задач занятия.
-
Проверка домашнего задания.
-
Комментированное чтение предложений из упр. 69 (учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2005.) - студенты читают предложения, находят в них устаревшие слова, распределяя их на историзмы и архаизмы.
-
Индивидуальная работа: в это время 2 студента работают у доски по карточкам:
-
Карточка 1. Какими профессиями связаны данные слова? Распределите их по группам.
-
Опера, кларнет, артиллерия, адвокат, снаряд, кросс, зарядка, приговор, соната, гармония, десант, присяжные, бомбардировка, патрон, преступник, батальон, разминка, аут, кодекс, ноктюрн, мелодия, зенитка, связист, закон, хоккей, тайм, кантата, пристав, вокал, ария, взвод, прыгун, судья, атлет, романс, окружение, ходатайство.
(Ответ:
а) музыканты: Опера, кларнет, соната, гармония, ноктюрн, мелодия, кантата, вокал, ария, романс.
б) военные: артиллерия, снаряд, десант, бомбардировка, патрон, батальон, зенитка, взвод, окружение.
в) юристы: адвокат, приговор, присяжные, преступник, кодекс, закон, пристав, судья, ходатайство.
г) спортсмены: кросс, зарядка, разминка, аут, хоккей, тайм, прыгун, атлет.)
? - К какой лексике с точки зрения сферы её употребления относятся данные слова?
(Ответ: лексика, имеющая ограниченную сферу употребления - профессионализмы)
-
Карточка 2. (см. приложение Слайды 9, 10, 11) Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц.
Слайд 9
СЛОВО
ОДНОЗНАЧНОЕ ___________?___________
С ПРЯМЫМ _______?_______
ЗНАЧЕНИЕМ
(Ответ: ? - многозначное; ? - с переносным значением)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 10
СЛОВО
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ ___________?___________
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ ______?______
_____? _______ _____?________
(Ответ: ? - имеющее ограниченную сферу употребления; ? - диалектизмы;
? - жаргонизмы; ? - термины)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 11
СЛОВО
__________?_________ УСТАРЕВШЕЕ
АРХАИЗМ _______?_______
(Ответ: ? - новое (неологизм); ? - историзм)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 12
-
Повторение изученного ранее материала.
1. Объяснительный диктант. Объясните графически знаки препинания и орфограммы.
…Слово - Со…нце языковой вселенной: в нём, как в Со…нце, при гр…мадных д…влении и температуре прои(з,с)ходит соед…нение и ра(з,с)пад элементов, а и(з,с)лучения, исх…дящие (от)него, достигают самых отдалё(н,нн)ых уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, г…рмонию и жизнь всего, что в ней есть движущегося и ж…вого. (Л.Ю.Максимов)
(Ответ:
Схема: какие?
[ __с__ - ==с== ]: [ …, ср.об., и ==== и ], а [ __х__ , / ~~~~ /,
что делая? чего?
==== , / _._._._._._._._,._._._._и._._._._/ ..х.. ] , ( ____ ==== и ).
-
Переход к изучению нового материала: лексический разбор текста.
(Текст - Слайд 13)
-
Сколько смысла в старинных словах!
Сколько с ними забыто напрасно.
Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» -
Как свечу засвечу…
Как я прежде была неправа,
Не о том и не так говорила!
Только в давнее дверь отворила -
Обрела и открыла слова.
Что за чудо - и молвить, и речь,
И словами одаривать - чудо.
Словно музыку, слушаю речь -
Ну, откуда такое, откуда?..
(В.Творогова)
Задания:
1. Прочитайте отрывок из стихотворения.
2. Определите тему, основную мысль. (Ответ: В стихотворении говорится о значении и значимости старых, устаревших слов русского языка, о том, что в наше время мы порой забываем о них, не употребляем их в речи, а именно такие слова могут сделать нашу речь красочной, оригинальной, неповторимой, выразительной, грамотной, соответствующей высокому стилю).
3. В каких словах текста эта мысль выражена наиболее точно? Определите ключевые слова, словосочетания. (Ответ: Старинные слова, забыто, говорила, давнее, отворила, обрела, открыла, молвить, речь, словами одаривать, что за чудо, слушаю речь…).
4. Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении. (Ответ: Свет, засвечу, дверь, речь в зн. «говорить», открыла слова…).
5. Найдите в тексте синонимы, омонимы (в том числе контекстуальные).
(Ответ: Синонимы: обрела, открыла - контекстуальные в зн. «узнала, нашла, получила»; молвить, речь, одаривать словами (конт.); старинных, давнее (конт.); была неправа, не о том, не так говорила(конт.) Омонимы: речь (говорить - гл.) и речь (высказывание - сущ.).
6. Найдите стилистически окрашенные слова (обрела - высок.), фразеологизмы (свет ты мой ясный), устаревшие слова (отворила, речь в зн. «говорить», молвить), разговорные слова (прежде, давнее).
7. Объясните роль этих слов в тексте. Для чего они использованы? Что достигается благодаря их использованию? (Ответ: Данными словами автор подчёркивает основную мысль текста).
8. Подберите синонимы к словам старинный (старый, давний, древний, прежний, несовременный, бывший, ветхий), молвить (говорить, произносить, вещать, толковать, сказать, проговорить, речь).
9. Чем различаются подобранные вами слова-синонимы? Почему автор выбрал именно те слова, что мы читаем в тексте, а не другие синонимы? (Ответ: Потому что данные слова более подходят к теме стихотворения, полнее раскрывают смысл, точно отражают основную мысль сказанного, звучат выразительнее, поэтичнее, подчёркивая высокую значимость устаревших слов, которые по своим эстетическим качествам превосходят наши современные слова и выражения: СТАРИННЫЙ от слова «старина» (а не от «старый»), этимологический суффикс -ИН- придаёт высокое звучание этому слову, МОЛВИТЬ от слова «молва»-речь, у Пушкина мы также встречаем это слово: «Если б я была царица», - третья молвила сестрица; в пословицах «Людская молва, что морская волна»; в сказках «Молви хоть словечко!» и т.д. Это слово придаёт речи плавность звучания, ласкает слух, как тёплая морская волна ласкает тело).
10. Используется ли в тексте лексический повтор (повторение одного и того же слова, однокоренных слов)? (Ответ: Сколько, как - анафора, НЕ о том и НЕ так, чудо, откуда, свечу засвечу - однокоренные слова).
11. Интересно, употребляются ли те слова, которые повторяются, в одинаковых значениях или нет? (Ответ: Нет, не все повторяющиеся слова употребляются в одинаковых значениях: «СКОЛЬКО смысла в старинных словах!» - выражается радость, удивление, осознание многозначительности этих слов; «СКОЛЬКО с ними забыто напрасно» - печаль, сожаление о потерянном. «КАК свечу засвечу» - радостное сравнение, нежное, трепетное отношение к слову; «КАК я прежде была не права» - сожаление о потерянном времени, печальное осознание своей неправоты. «НЕ о том и НЕ так говорила!» - усиление ошибочности действий, боль в сердце от этого. «Что за ЧУДО - и молвить, и речь, И словами одаривать - ЧУДО» - восхищение старинными словами, твердая убеждённость в правильности выбора этих слов для высказывания мыслей. «...Ну, ОТКУДА такое, ОТКУДА?..» - автор восхищается музыкальностью звучания старинных слов, и с удивлением восклицает о том, что не может понять этого…).
12. Какие художественно-выразительные средства автор использует в данном стихотворении? (Ответ: Сравнение: как свечу засвечу; словно музыку, слушаю речь. Эпитеты: старинных, ясный).
13. Какие части речи в стихотворении используются в большом количестве? Почему? (Ответ: Глаголы; ими автор хочет толкнуть нас, читателей, к действию, к тому, чтобы мы не сторонились старинных слов, а больше и чаще использовали их в своей речи, тем самым делали свою речь выразительнее, красочнее и разнообразнее).
14. Скажите, прочитав данное стихотворение, почувствовали ли вы красоту «старинных» слов, их музыку?
ВЫВОД:
Я хочу вас призвать к тому, чтобы вы чаще обращались к нашим первым помощникам, словарям, и могли как можно больше узнавать о некоторых из таких слов, которые в словарях имеют пометы «устар.», «уст.». И тогда вам будет знакомо такое выражение, которое В.Творогова использует в своём тексте - «открыть слова» (как «неизведанные страны»).
(Обратить внимание студентов на выставку словарей русского языка и далее предложить студентам план лексического разбора текста)
Слайд 14
План лексического разбора текста
-
Прочитать выразительно текст.
-
Найти ключевые слова (словосочетания).
-
Найти слова, употреблённые в переносном значении.
-
Найти синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы.
-
Найти слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.).
-
Найти заимствованные слова, устаревшие (архаизмы, историзмы), неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы.
-
Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию.
-
Уточнить (обратиться к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте.
-
Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.
-
Провести наблюдение над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно обратите внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях.
-
Показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).
-
Указать средства художественной выразительности (использование тропов и стилистических фигур).
- Внимательно прочитайте пункты плана и скажите, над всеми ли пунктами плана мы с вами работали? Каких пунктов мы не коснулись?
VI. Ознакомление с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения.
1. Слово педагога:
«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего", - так писал о нашем языке русский писатель А.Н.Толстой.
Русский язык существует много веков, и за многие столетия он претерпел немало изменений. Изменился его словарный состав, не остался неизменным и грамматический строй языка, и звуковая система.
Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка, в котором можно выделить два основных пласта лексики в зависимости от её происхождения: лексика исконно русская и заимствованная.
2. Самостоятельная работа с учебником: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2005 - стр. 34 - 35, 36 - 37.
- Ознакомиться с материалом учебника.
- Рассказать о происхождении лексики, используя материал учебника и схемы
(см. приложение Слайды 15 и 16).
3. Самостоятельная работа с учебником (там же): стр. 35 - 36. Ознакомиться с материалом учебника и ответить на вопросы преподавателя:
-
Какими признаками обладают старославянизмы? (студенты называют признаки старославянизмов, преподаватель обращает их внимание на Слайды 17 и 18)
-
Какое влияние оказал старославянский язык на развитие русского языка?
Слайд 19
-
Где использовался старославянский язык? Слайд 20
-
Какое значение имели старославянизмы в речи? Слайд 21
VII. Закрепление изученного материала, выполнение упражнений: учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2005.)
-
упр. 61, 62 стр. 38
-
упр. 63 стр. 38-39 (самостоятельно)
(Ответы:
упр. 61
1. прах - порох, глава - голова, нрав - норов, елень - олень, одежда - одёжа, рождать - рожать, брег - берег, небо, невежда - невежа, полнощный - полночный, чуждый - чужой, страна - сторона, един - один, краткий - короткий, врата - ворота, агнец - ягнёнок, глад - голод.
2. Не все русские слова совпадают со старославянскими значениями - прах, невежда, чуждый, страна, един.
3. Слова, которые в настоящее время являются архаизмами - елень, брег, полнощный, врата, агнец, глад.
упр. 62
1. Исконно русские слова: пастух, земля, мать, волк, ландыш, щи, телёнок, грач, заяц, тулуп, зодчий, ватрушка, лепёшка, дом, дочь, крыша, кошка, лодка, тряпка, сестра, брат, берёза, матрос.
2. Слова старославянского происхождения: бедствие, разиня, Богородица, грядущий, ямщик, кормчий, святыня, внимание, боязнь, сочувствие, среда, благоденствие, благонравие, хождение, разум, доброта.
3. Заимствованные слова: музей, алфавит, вдаль, лебезить, абажур, афиша, вокзал, джинсы, синтаксис, колледж, мэр, пюре, халва, чудесный, джемпер, конспект, партер, хобби, дуэт, опера, макароны, гардероб, алмаз, арба, шхуна, табун, цирк, офицер, шинель, трап, лифт, трамвай.)
VIII. Подведение итогов занятия. Выставление оценок за работу на занятии.
-
Заключительное слово педагога:
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - писал Н.В.Гоголь.
Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет никого равнодушным - ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово» живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту. Анна Ахматова писала (Слайд 8):
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
Всякому культурному человеку не безразлична эстетическая сторона слов. Надеюсь, и вы не представляете в этом отношении исключения. Ведь «метко сказанное русское слово» в будущем будет вам помогать в вашей профессии, когда вы будете выступать с речью в защиту обвиняемого или давать юридическую консультацию. В подтверждение своей мысли приведу вам ещё несколько высказываний известных людей:
«Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка». (Г.А.Золотова. Слово и штамп).
«Нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами». (А.Ф.Кони. Приёмы и задачи прокуратуры). (Слайды 22, 23)
X. Домашнее задание.
1. Знать теоретический материал по теме занятия (учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2005. - стр. 34 - 37);
-
Задания по вариантам:
- I вариант - упр. 64 в учебнике (выполнить задания ДО и ПОСЛЕ упражнения)
- II вариант - лексический разбор текста по плану (план см.выше)
-
В моём краю гречихой белой пахнет,
Там, в чёрной пашне, россыпи зерна.
Там выгорают добела рубахи,
А лица загорают дочерна.
В моём краю черны от вишни губы,
Белы берёзы на краю села.
Там у людей улыбки белозубы.
Там чёрный хлеб, а соль белым - бела.
В моём краю на потемневших елях
Белеет снег, нетронутый, густой…
Мне этот край дороже в чёрно - белом
Своей простой и строгой красотой.
(Ю.Фанкин)