Урок «Написание –Н--НН-в прилагательных»

Конспект урока « Написание –Н- -НН- в прилагательных» разработан в соответствии с новыми стандартами. Каждый этап урока оправдан, подобраны задания мотивирующие детей на изучение данной темы. В результате проведения урока у учащихся будут развиты такие личностные результаты как осознание важности учебного труда, получение позитивного настроя на работу, что является мотивацией к изучению предмета. Работа на уроке предполагает, что дети научаться находить тему урока, определять основную идею, выск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Учитель: Голод Татьяна Петровна

Город, район: Кулундинский

Образовательное учреждение: МБОУ Октябрьская СОШ

Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы

Класс : 6

Тема урока: « Написание -Н- -НН- в прилагательных»

Тип урока: изучение нового материала

Подход в обучении: системно-деятельностный

Характеристика класса: класс однородный, мотивированный на усвоение учебного материала в полном объёме, 40% - имеют отличные знания, остальные учатся на «4» и «5». Предмет преподаётся на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: УМК «Русский язык» под ред. М.М. Разумовской, компьютер, 4 ноутбука, мультимедийный проектор, презентация для урока в программе Power Point, карточки для работы в парах и группах (Приложение 1), интерактивный тест в программе « МuTestEdit» (Приложение 7),.

Формы деятельности: групповая, в парах, индивидуальная.

Вид контроля: текущий

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов

  • Личностных ( формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, освоение социальных норм, правил поведения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора);

  • Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем );

  • Предметных (формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать лингвистическую информацию, знакомство со способами образования слов, приобретение практических навыков определения способа образования слова, закрепить понятие о формообразовательных и словообразовательных морфемах, тренироваться в подборе однокоренных слов и делении слов на морфемы, осваивать лингвистические понятия ).

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать суффиксы прилагательного, работать в парах, рефлексировать, оценивать результат.


1. Организационный момент

Задача учителя: подвести учащихся к пониманию темы и определению задач урока.

Задачи для учеников: принимая активное участие в разговоре учителя с классом, прийти к пониманию того, что они будут делать на уроке и чему они должны научиться.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (планиру- емые результаты)

Психологический настрой

Ведёт диалог:

-Пожелаем друг другу удачи.

-Давайте поговорим о настроении.(спросить у детей какое у них настроение).

-Какие слова помогают нам определить наше настроение?

-Почему именно именами прилагательными вы определили своё настроение?

- Сейчас мы работаем в парах.

- Напомнить правило работы в парах?

- Кого мы будем слушать?


Желают друг другу удачи.

Отвечают, называя настроение именами прилагательными.

Отвечают, что имена прилагательные наиболее полно дают характеристику настроения.

Отвечают, что слушать надо друг друга.

Личностные: осознание важности учебного труда, получение позитивного настроя на работу, что является мотивацией к изучению предмета.

Предметные: познакомиться с правилом написания - Н- -НН- в прилагательных и научиться его применять, через алгоритм «Написание -Н- -НН- в прилагательных».

Метапредметные: находить тему урока, определять основную идею, высказывать её в чёткой формулировке; ориентироваться на страницах учебников, понимать задания; уметь выстраивать аргументы, вести диалог, выслушивать товарищей, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Задача учителя: получить информацию о том, как ученики относятся к домашней работе, о качестве выполненной работы и о наличии пробелов в знаниях, о степени самостоятельности при выполнении д. заданий, помочь увидеть, понять и исправить собственные ошибки и ошибки товарищей, подвести их к выводу о необходимости систематической работы.

Задачи для учащихся: понять уровень выполнения работы каждым из них; имеются ли пробелы в знаниях и ошибки; если да, то какие и как восполнить и исправить; получить оценку своей работы (оценочное суждение).

Методы мотивации: слово учителя и доброжелательная атмосфера; разнообразные формы работы ( в парах)состояние сотрудничества.

Критерии оценивания ответов учеников: умеют объяснить суть дом. задания ( что делали, как делали, почему именно так) ; умеют рассказать это и оценить результат.

Если учащиеся не достигли цели, то предлагается следующее: - поняли, как выполняется задание - выполнить к следующему уроку; - не поняли, как выполняется задание - предлагается помощь учителя после уроков или помощь одноклассников.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (планируе-мые результаты)

Организует проверку выполнения домашнего задания:

1). Интерактивный тест по аналогии с домашним заданием « Способы словообразования прилагательных» (Приложение 7)

Напоминает правила выполнения тестов с одним ответом.

Наблюдает за работой пар, помогает организовать работу парам, испытывающим трудности.

Ведёт разговор, помогая увидеть как плюсы, так и минусы.

Организует анализ и обсуждение результатов работы.

Озвучивает оценки каждой пары (если нужно поддержать кого-то или стимулировать действие) или не выставляет их.

Работают в парах, стараются увидеть, что получилось и не получилось у партнёра, помочь ему понять свои ошибки и исправить их.

Высказывают свои суждения друг другу.

Учащиеся выполняют тест, сигнализируют о завершении работы, поднимая сигнальную карточку.

Высказывают свои предложения и принимают коллективное решение.

Учащиеся высказываются о правильности выполнения задания, аргументируют свои мнения, высказывают оценочные суждения, анализируют ошибки.

Личностные: убедятся в том, как важно уважительно относиться к учению; должны проникнуться серьёзностью при выполнении взаимопроверки; обогатят опыт общения при совместном выполнении работы.

Предметные: отрабатывают умения быстро и правильно определять способ словообразования.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения задания, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; находить общее решение.


3. Изучение нового учебного материала.

Учащиеся уже знакомы со словообразовательными моделями, с алгоритмом «Словообразовательный разбор». На этом уроке им предстоит находить суффиксы, на изученное правило.

Задачи учителя: создать условия для восприятия, осмысления правила-Н- -НН- в суффиксах прилагательных в русском языке и алгоритма определения правописания суффиксов.

Задачи для учащихся: научиться применять правило, используя алгоритм; доказывать свою точку зрения.

Уровень внимания учащихся определяется активностью и эмоциональностью учащихся на уроке, желанием выполнять задания как можно быстрее и качественнее, стремлением поделиться результатами работы с одноклассниками.

Стимулирование активности: слово учителя, разнообразные формы работы (индивидуально и в паре, в группе ), создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(планируемые результаты)

-Давайте выполним 1-е задание (Приложение 2). При выполнении задания можно пользоваться таблицей. (Приложение 3)

- На доске записаны словообразовательные модели

-Вы мне должны доказать, что вы правы.

Процессуальная рефлексия

- Для чего мы выполняли это задание?

-Скажите, а почему тема нашего урока закрыта?

Постановка проблемы

Ведёт диалог, подводящий учащихся к теме урока и задачам:

- Почему у вас возникли сложности в написании этих прилагательных?

-Что будем с ними делать?

-Почему строение слова ( например, туманный) зависит от правописания?


-Сформулируйте тему урока.

-Поставьте задачи.

- Делаем запись в тетрадях

( число, классная работа)

- «Откройте учебник п. 17 на стр.67-69, прочитайте рубрики «Возьмите на заметку»

- Сделайте вывод о том, как необходимо заполнить схему- алгоритм (Приложение4)

Помогает составить алгоритм, если возникнет необходимость

Ведёт диалог:

- Подумайте, как оформите устный ответ.

- Сравните свои схемы- алгоритмы с со схемой на слайде.

Процессуальная рефлексия

Читают и выполняют задание

Обсуждают в группах и определяют к какой модели подходят данные слова в задании.

Приводят доказательства.

Отвечают, что правописание напрямую связано со словообразованием.

Отвечают, что новая тема

Отвечают, что не знают правило. Рассуждают и делают вывод о том, что сначала необходимо узнать тему урока.

Будем искать ответы на возникшие вопросы.

Отвечают, что слово туманный, образовано суффиксальным способом, выделяют корень, находят исходное слово. -Н- входит в корень, а вторая является суффиксом.

Формулируют тему и задачи урока.

Делают запись в тетрадях.

Находят и читают. Изучают содержание материала на странице и высказывают свои предположения, аргументируя их, соглашаясь или не соглашаясь с товарищами.

Составляют алгоритм правила -Н- -НН- в прилагательных и проверяют его на слайде.

Помещают на доску, получившиеся схемы- алгоритмы. Ответы групп.

Сравнивают схемы, анализируют, где правы, а где ошиблись.

Делают вывод в результате наблюдений и обращению к Теории учебника

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и совместной деятельности со сверстниками.

Предметные: познакомятся с алгоритмом определения способа образования слова; закрепят правило -Н- -НН- в суффиксах прилагательных.

Метапредметные: планирование пути достижения целей; будут иметь возможность наблюдать и делать выводы (умозаключения); будет предпринята попытка создания алгоритма, соотнесения его с образцом, использование этого алгоритма в работе; работа с учебником: сопоставлять и отбирать информацию, определять правильность выполненного задания.

4. Закрепление учебного материала

Задачи учителя: создать условия для формирования умения применять правило -Н- -НН- в суффиксах прилагательных.

Задачи для учащихся: научиться применять правило -Н- -НН- в суффиксах прилагательных.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала: отсутствие страха, неуверенности при выполнении задания; правильность выполнения задания; правильность использования алгоритма.

Если не все учащиеся усвоили новый материал, учитель предлагает несколько путей решения проблемы: поможет сам после уроков, помогут одноклассники (если выразят желание)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (планируемые результаты)

Организует работу по выполнению упр. № 163,165 (стр.68-69)и проверку в группах. Активизирует учащихся, привлекая их внимание к умению применять правило при выполнении заданий.

Предлагает закрепить полученную информацию, повторив правило при проверке выполнения упражнения.

Организует работу по выполнению задания на слайде: « Образуйте прилагательные, используя суффиксы с буквой Н»

(Приложение 5)


Оказывает помощь группам, затрудняющимся в определении алгоритма.

Оценивает работу ученика, работавшего у доски. Оценочные позитивные слова произносит в адрес всех учащихся.

Процессуальная рефлексия

- Для чего мы выполняли это задание?

Предлагает поработать самостоятельно, акцентируя внимание на том, что каждый сам должен уметь делать то, что частично или полностью делали в группе. Особое внимание уделяет тому, что возможна и работа в парах, если ученик испытывает некоторую неуверенность.

( Приложение 6) (Ключ на слайде)

Наблюдает за работой учащихся, особое внимание обращает на тех, кому необходима постоянная поддержка, помогает, если только его помощь нужна.

Выслушивает мнение учащихся о результатах выполнения упражнения самостоятельно.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, партнёра и всего класса. На слайде дополнить предложения оценочными словами.

Рефлексия

Ведёт диалог:

-Что у нас сегодня получилось?

-с Какими проблемами столкнулись?

-Как мы их можем решить?

Выполняют задание упражнений. Читают задание, пытаются понять его и выполнить, используя алгоритм.

Проверяют правильность выполнения упражнений, сверяясь со слайдом. Комментируют ответы.

Проверяют работу партнёра, оценивают в корректной форме. Слушают и понимают задание, работают в группе, один из группы выходит к доске и образует прилагательные, используя в суффиксе букву Н., проверяют правильность своего вывода.


Отвечают, что для умения применять изученное правило.

Изучают содержание карточек, пытаются понять смысл задания, определяют в паре алгоритм выполнения задания, но выполняют самостоятельно и письменно.

Приступают к выполнению задания.

Проверяют и оценивают свою работу самостоятельно, ключ на слайде.

Сверяются с ключом, оценивая правильность выполнения. Учащиеся высказывают свои суждения о работе партнёра корректно, отмечая больше удачи, чем неудачи.

Анализируют свою работу. Делают выводы о том, что получилось, а над чем необходимо поработать.

Личностные: возможность развивать коммуникативную компетентность в общении и совместной деятельности.

Предметные: учащиеся получают опыт анализа, учатся применять правило; закрепляют умение объяснять правило.

Метапредметные: учатся соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своих действий и действий партнёров в ходе работы; пользоваться алгоритмом, образцом; имеют возможность проанализировать результаты своей работы на уроке и сделать вывод о её успешности.


5. Задание на дом

Задачи учителя: сообщить учащимся их домашнее задание; донести до них суть задания на дом; помочь понять, что они могут успешно выполнить его; напомнить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.

Задачи для учащихся: понять смысл заданий к упражнениям на дом; настроиться на их обязательное выполнение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Объясняет, что задание носит творческий характер. Для своего партнера необходимо составить карточку из 15-20 слов, на изученную орфограмму, п. 17

Учитель говорит слова поощрения и нацеливает на реальность успешного выполнения домашнего задания большинством учащихся и напоминает критерии успешного выполнения дом. задания.

-Спасибо за урок!

Учащиеся читают задания к упражнениям, осмысливают задания, обсуждают с товарищем в паре порядок выполнения заданий, но окончательно выбрать уровень задания можно дома.

Принимают информацию к сведению.

Личностные: возможность осознать необходимость ответственного отношения к выполнению домашнего задания; понимать уровень своей готовности к его выполнению.

Метапредметные: предложено понять смысл домашнего задания; выработать свой алгоритм выполнения задания; выбрать одно из заданий по результатам оценки усвоения материала урока; повторить критерии успешного выполнения домашнего задания.



ПРИЛОЖЕНИЕ1

Лист оценки

Предмет: Русский язык

Класс 6

Тема: «Написание -Н- -НН- в прилагательных»

Дата________________________

Ученик(ца)________________________________________________________

Оценка за тест

Само-оценка

ученика

Оценка

учителя

Оценка

партнёров по группе

итого

Средний бал


1



2



3



4



5



6



7



Оценивание проводится по пятибалльной шкале.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Задание: соотнесите данные слова к следующим словообразовательным моделям : презабавный; атомоходный; футболист; соавтор; переход; подстаканник; счастливый; испытатель; преподаватель; солдатский.

ПРИЛОЖЕНИЕ3

Я знаю

Я умею

Не знаю

Хочу узнать












ПРИЛОЖЕНИЕ4

Урок « Написание –Н- -НН- в прилагательных»

Урок « Написание –Н- -НН- в прилагательных»




ПРИЛОЖЕНИЕ5



Задание: образуйте от слов прилагательные, используя суффиксы с буквой н:

Лёд, клятва, лебедь, песок, цена, экскурсия.

ПРИЛОЖЕНИЕ6

Задание: образуйте от слов прилагательные, используя суффиксы с буквой н:

Дерево, серебро, станция, сокол, снег, лошадь.

(Приложение 7)

1. Нижеследующее слово образовано при помощи приставки:

а) бумажный; г) преспокойно;

б) безаварийный; д) домище;

в) подыскать; е) разбежаться.

2. Нижеследующее слово образовано при помощи суффикса:

а) дружески; г) разудалый;

б) зеленеть; д) болотистый;

в) сверхскорость; е) кто-то.

3. Нижеследующее слово образовано при одновременном присоединении приставки и суффикса:

а) загородный; г) никто;

б) красота; д) застолбить;

в) прикаспийский; е) издалека.

4. Нижеследующее слово образовано при помощи сложения:

а) комдив; г) МГУ;

б) юннат; д) бурелом;

в) переплыв; е) заготовитель.

5. В этом предложении есть существительное, образованное путём сложения целых слов:

а) Дизель-электроход, обслуживающий обычно паромную переправу, взял курс на север.

б) Как назло, поблизости не было ни одного телефона-автомата.

в) Обедали мы чаще всего на фабрике-кухне.

г) Поставив на ночь с полдесятка удочек под берегом лесного озера, я надел плащ и устало лёг на моховой коврик отрухлевшего пня.


© 2010-2022