Из опыта подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы по теме








Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

по русскому языку















Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Денискино Кантимерова Альфия Сайфулмулюковна



август 2014 года


Единый государственный экзамен - это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.

ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9-х.

Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.

А самим написать часть С!? Вы скажете, что это трудно, что затрачивается слишком много времени, которого и так не хватает? Может быть. Зато с какой легкостью мы сможем работать потом и быть по-настоящему полезным своим ученикам.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с психологического настроя. Убеждаю учащихся в том, что все обязательно смогут сдать экзамен, что ничего особенно трудного здесь нет, что на ЕГЭ представлен только изученный нами материал.

Затем идет информационный этап. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. Эти материалы со всеми классами я в основном брала из интернета.

Ежегодно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. Эта информация подробно представлена на сайте РЦОИ РБ.

Обязательно оформляю стенд, помогающий в подготовке к экзамену.

В ноябре провожу контроль знаний по части А с последующим тщательным анализом. В декабре - по части В. Чуть позже - по части С. Всё это собираю в папке для подготовки к экзамену. На родительском собрании представляю анализ работ.

Для эффективного усвоения знаний, умений и навыков мы с 5-го класса начинаем справочник, где записываем все основные правила русского языка с примерами. Но мало просто завести справочник, нужно сделать так, чтобы учащиеся привыкли к нему постоянно обращаться. В этом же году включаю в учебный процесс тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Особое внимание уделяю работе над ошибками после каждой контрольной работы. Типичные ошибки разбираем всем классом. Над единичными ошибками дети трудятся сами.

На уроках обращаю особое внимание на вопросы, традиционно вызывающие затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса.

В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти (либо в своем справочнике, либо в каком-нибудь словаре), а потом рассказать об этом классу.

ИКТ, несомненно, делает лучше процесс обучения за счет наглядности, увеличения доли самостоятельной индивидуальной и коллективной работы, повышения мотивации. В большинстве случаев к уроку готовлю двойной план: с презентацией и без неё.

При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания. Или же раз в месяц стараюсь проводить уроки комплексного анализа текста, что хорошо помогает повторить обширный материал.

Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого государственного экзамена является обязательное соответствие с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету.

Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др.

Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся по текущей теме, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их.

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения.

В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю:

- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;

- умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать нужную информацию;

- обладает ли выпускник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом.

Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаю домашние задания.

Более тщательно работаем над наиболее трудными заданиями:

- словообразовательный разбор,

- правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени,

- правописание не и ни с различными частями речи,

- слитное, раздельное и дефисное написание слов,

- морфологические и синтаксические нормы,

- осложнённое предложение,

- анализ выразительных средств языка.

На изучение выразительных средств в национальной школе почти не даётся часов. Поэтому с ними знакомимся во внеурочное время.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?

Задания по лексике предполагают работу со словом, а следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся.

Большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное.

Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Часто при работе над текстом учащимся предлагаю задания для определения способа словообразования.

Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

Самую объёмную работу провожу по подготовке к написанию части С.

Проводим лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных текстов, учимся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде.

Особое внимание уделяем специфике рассуждения как типа речи, совершенствуем умение анализировать текст.

Самостоятельно составленный учащимися текст даёт возможность судить об уровне развития, о его общей культуре, имеет ли личностную позицию и умеет ли её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно если их позиции не совпадают. С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося.

При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Сочинений пишем очень много.

Приемов, связанных с использованием текста, множество. В первую очередь они предполагают беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.

Неотъемлемой частью на каждом уроке является словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:

В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?

В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.

На уроках русского языка больше внимания стараемся уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Использую на уроках задания типа:

В каком предложении используется метафора?

Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаю материалы Интернета, проводим анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

В основе моей методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию части С: от анализа исходных текстов - к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений - к сочинению-рассуждению.

Я думаю, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый из нас определяет для себя и своих учеников путь к успеху.

Большую помощь оказывают консультации с учащимися. Их я провожу регулярно с января - месяца до самого экзамена.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается чёткое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Положительным примером моей работы служат результаты сдачи ЕГЭ моими учащимися. Шесть раз вместе с учащимися выходили на ЕГЭ. Результаты представляю в виде таблицы.

Итоги ЕГЭ

Год

Предмет

Средний балл

Средний балл

по региону

Средний балл по России

Кол-во уч-ся, показавших рез-ты выше среднерегион

% показавших

результаты выше среднерегион

2007-2008

Русский язык

55

52,4

55,4



2008-2009

Русский язык

58

55,7

57,2



2009-2010

Русский язык

60

56,9

60,2



2010-2011

Русский язык

59

60

60,02

2

50

2011-2012

Русский язык

65

60,4

61,5

3

60

2013-2014

Русский язык

67,3

61,1

62,5

8

67


Год

Предмет

Средний балл

Средний балл

по региону

Средний балл по России

2-13-2014

Литература

68

51,7

57,59








© 2010-2022