- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на тему «Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»
Доклад на тему «Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исаева О.Ю. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ Джогинская СОШ
Доклад на тему
«Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»
Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ Джогинской СОШ Исаева Ольга Юрьевна
с. Джогино
2015 г.
«Научиться учиться - вот ключ ко всему»
Хэл Зина Беннет
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Слайд 3
Являясь важным источником информации, технические средства в то же время выступают в роли мощных стимуляторов обучения, способных активизировать учебный процесс, оказать значительное воздействие на умножение и совершенствование методов развивающего обучения. Слайд 4
Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения.
К работе с техническими средствами необходимо готовить и учеников. Слайд 5. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой они обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Использование ТСО не будет эффективно, если его применение станет редким и несистемным. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Нередко можно увидеть уроки с включением и аудиозаписи, и кинофрагментов, но технические средства, не выполняя четких дидактических задач, не активизируют процесс обучения, используются не направленно, а иногда и формально.
Анализируя, например, I действие «Горя от ума», учитель предлагает восьмиклассникам прослушать одну из сцен. После прослушивания, однако, анализ текста продолжается без всякого учета только что услышанной его сценической трактовки. Использование проигрывателя оказалось в данном случае «вставным номером», без определённой учебной задачи.
При изучении «Детства» Горького в VI классе учителя часто демонстрируют в классе фрагменты одноименного кинофильма. Отлично поставленные и сыгранные сцены и сами по себе, разумеется, могут помочь в освоении текста, в более четком оформлении в сознании у школьников образов горьковских героев. Однако функция кинофрагментов сводится в таком случае к иллюстрации: от ученика не требуется значительного интеллектуального напряжения, активного включения в урок. Кроме того, возникает опасность отождествления в сознании ученика словесного образа и кинообраза.
Однако, если одной из учебных задач урока сделать сопоставление кинофрагмента и эпизода повести «Детство», эти опасности нейтрализуются. Сопоставляя, например, описание Горьким танца бабушки (глава III) с аналогичным эпизодом фильма, учитель может обратить внимание учеников на особенности выразительных средств киноязыка, а затем подробно остановиться на том, как писатель помогает нам увидеть танец бабушки, ощутить его динамику посредством искусства слова. Кинофрагмент оттенит горьковское описание, станет фоном для анализа литературного текста и таким образом приобретет дидактическую функцию в структуре урока.
Хотя литература по существу своему является наглядным изображением действительности, но бывает немало случаев, когда в преподавании следует привлечь изобразительное искусство и музыку. Наглядность - не редкость на уроках литературы. Но редко мы используем её для объяснения теоретико-литературных понятий. Слайд 6
Основное наглядное пособие словесника, на мой взгляд,- картина художника. Она нужна, прежде всего, чтобы познакомить студентов с новым для них предметом или явлением, отсутствующим в его жизненном опыте и восполнить то, чего не хватает ему для восприятия словесного литературного образа. Когда, например, ученики читают в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» о том, чего они сами не видели:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То- разгулье удалое,
То-сердечная тоска. Слайд 7
то пейзаж и настроение путника станет понятнее, если картина придет на помощь и покажет ему зимнюю дорогу, борзую тройку, подвешенный к дуге колокольчик и ямщика.
Таким образом, можно объяснить два теоретико-литературных понятия: эпитет и пейзаж. Темы, включающие эти понятия (т.е., «Изобразительно- выразительные средства» и «Композиция») расположены в программе друг за другом, что ещё более облегчает задачу. На примере этого стихотворения я объясняю роль эпитетов в создании настроения стихотворения. Картина помогает не только услышать эту печаль и грусть, но и увидеть. В противовес я привожу строчки из другого стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись.
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись… Слайд 8
Затем, прошу учеников найти эпитеты и сказать, какое они создают настроение? На дом задаю нарисовать иллюстрацию к стихотворению так, чтобы она отражала настроение поэта и была светлой и радостной. На примере этой же картины можно объяснить и тему «Пейзаж».
Ниже приведены примеры уроков с 5 по 7 класс, с использованием данного ресурса и указанием тех универсальных учебных действий, которые они помогают формировать.
5 класс Слайд 9
Например, уроки литературы, посвященные произведению И.С. Тургенева «Му-му», были представлены в виде проекта на тему «Сколько стоит жизнь?». После прочтения произведения ученикам были предложены отрывки из кинофильма (использование проектора), снятого по этой повести. Только по окончанию просмотра у них сложилась полная картина происходящего. Он смогли погрузиться в ту эпоху, увидеть наряды, жилища, обычаи крестьян, познакомиться к крепостным правом и многим другим. Далее им предстояло выбрать одну из групп - адвокаты (считающие, что в смерти собаки виновен не главный герой, а крепостное право), прокуроры (имеющие противоположную сторону) и судьи, которым предстояло вынести решение по вопросу: «Кто виноват?». После ответа на проблемные вопросы группы создавали буклеты и презентации для защиты своей точки зрения.
Слайд 10 УУД сформированные при помощи ТСО на данном уроке:
- видеофильм «Му-му» - познавательные;
- групповое создание буклета в программе Microsoft Office Publisher - коммуникативные, регулятивные, познавательные;
- групповое создание презентации для защиты проекта - регулятивные, коммуникативные.
Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
6 класс Слайд 11
Одним из обязательных, на уроках литературы, является изучение поэзии, как русской, так и зарубежной. В 6 классе мы знакомимся с поэзией Ф.И. Тютчева на примере его стихотворения «Листья». После вступительного слова, учащиеся прослушали аудио запись данного произведения в исполнении А. Ципленкова, которая сопровождалась музыкальным оформлением. После этого начинается создание фильма по стихотворению. Ученики выбирают, как должен выглядеть главный герой - лист (изображения представлены на экране), в технологической карте указывают изобразительно-выразительные средства, выбирают музыкальное сопровождение к фильму (Ф. Лист «Ноктюрн», либо Л. ван Бетховен «Времена года. Осень»). Далее определяется основная мысль стихотворения. Урок заканчивается просмотром фильма (заготовлено несколько, на случай любого выбора музыки, героя и т.д.) и рефлексией.
УУД сформированные при помощи ТСО на данном уроке: Слайд 12
- аудио запись стихотворения «Листья» - познавательные;
- презентация в Microsoft Office PowerPoint (выбор героя, проверка знаний) - личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные;
- аудио запись классических произведений - личностные, познавательные;
- групповое создание фильма - регулятивные
Слайд 13
Результатом использования ТСО на уроках является повышение психофизических характеристик у детей, улучшение качества знаний, возросший интерес учащихся к предмету, способность более четко определять цель и способы ее достижения. Все это доказывает, что использование данного ресурса ведет к положительным результатам.
Формирование универсальных учебных действий не ограничивается только уроками. Слайд 14 Для достижения наибольшего эффекта необходима взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. Одним из способов, на мой взгляд, является создание школьной газеты, как учебного проекта по русскому языку и литературе, либо как курса занятий по «журналистике».
Все это было бы невозможно представить без технических средств, таких как фотоаппарат, диктофон, видеокамера, интернет, компьютер (программы Microsoft Office, Adobe Photoshop CS, ABBYY FineReader и другие), проектор (для совещаний и обсуждений дизайна выпуска).
Что не маловажно, что учащиеся видят результаты своей работы.
Слайд 15
Это подтверждает предположение о том, что целенаправленная системная работа с ТСО помогает формировать универсальных учебных действий.
Технические средства обучения - один из наиболее эффективных методов работы с учащимися. Данный ресурс расширяет возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста, уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей.
Вот к каким выводам я пришла в использовании наглядности: Слайд 16
1. Она должна быть не целью, а средством обучения, развития мышления учащихся.
2. Использовать наглядность не только в качестве иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации, но нужно следить, чтобы наблюдения студентов были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
3. Рассматривать наглядные средства сначала в целом, потом главное и второстепенное, а затем снова в целом.
4. Стараться изготавливать наглядность вместе со студентами; лучше всего то пособие, таблица или схема, которые сделаны студентами.
5. Использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.
6. Не забывать, что наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести мысль студентов от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
Слайд 17 При использовании технических средств и наглядности наблюдается улучшение коммуникативных универсальных действий. Учащиеся развивают умение слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы. Слайд18 Из этого следует, что ТСО становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
6