Урок в 8 классе. Тема. Словосочетание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе. Тема. Словосочетание



Цели:

-научить находить словосочетания в тексте, определять их способ связи и выполнять синтаксический разбор словосочетания;

- развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

- воспитывать умение работать в команде.


Ход урока



В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников).

У каждой группы на столе ресурсы: текст «Жан Франсуа Лаперуз», задания, инструкции к заданиям.

Деление на группы. (Карточки с примерами способов связи слов в словосочетании).

Согласование: желтая акация, прибрежные заросли, красный цвет и др.

Управление: приведение к знаменателю, приехать домой, увидеть друга идр.

Примыкание: говорил улыбаясь, спал сидя, нежно прикасаться и др.

1 этап. Вводно-мотивационный

-Итак, попытайтесь определить тему урока.

- Зная тему, какие цели мы можем поставить перед собой? Чему мы должны научиться?

3.Этап актуализации прежних знаний.

Прием «Корзина идей»

- Что вам известно о словосочетании?

Ответы записываются на доске.

4.Информационно-операционный этап.

Стратегия «Внимательное чтение».

  1. Внимательно и осмысленно прочитайте данный отрывок. 3минуты

  2. Ответьте на вопросы после текста.

Жан Франсуа Лаперуз

После смерти Кука Французское правительство решило продолжать исследования. Оно разработало чрезвычайно обширный план и отправило экспедицию во главе с офицером французского флота Лаперузом (1741 - 1788), которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.

Жан Франсуа Голуп граф де Лаперуз был военным моряком с опытом плаваний в открытом океане. Когда он в 1785 году отплыл из Бреста, ему было уже сорок четыре года, и он имел за плечами опыт двух морских войн. В состав его экспедиции входили фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» и двести двадцать три члена экипажа.

Обогнув мыс Горн, они через Маркизские и Гавайские острова направились к горе Святого Илии на Аляске. Оттуда путешественники спустились к бухте Монтерей в Калифорнии и снова пересекли Тихий океан на широте Гавайских островов в направлении Макао и Филиппин. От Филиппин Лаперуз в 1787 году начал картографирование азиатских берегов. Его корабли прошли Формозу (Тайвань), острова Риу-Киу, остров Квельпарт и через Корейский пролив и Японское море вышли в Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка. Лаперуз доказал, что Сахалин представляет собой остров. Далее экспедиция следовала проливом, отделяющий Сахалин от острова Хоккайдо (этот пролив теперь именуется проливом Лаперуза). Обследовав цепь Курильских островов, корабли прошли на Камчатку, откуда Лаперуз отправил через Сибирь во Францию донесение о состоянии экспедиции и ее достижениях, а также судовой журнал и сделанные им карты.

Затем он снова двинулся на юг, чтобы продолжить исследования. В январе 1788 года Лаперуз прибыл в Порт-Джексон (ныне Сидней). Вскоре его корабли покинули бухту Ботани и с тех пор исчезли бесследно.

В течение двух лет экспедиция д´Антркасто искала следы Лаперуза на многих островах Тихого океана, но вернулась ни с чем. В конце концов пришли к выводу, что оба корабля затонули, разбившись о рифы.

Путешественник Дюмон-Дюрвилль, посетивший по поручению французского правительства Ваникоро, узнал от туземцев, что корабли Лаперуза разбились о рифы, но команда благополучно добралась до берега. Французы много лет прожили на уединенном острове, и последний из спутников Лаперуза умер всего за несколько лет до того, как Диллон посетил Ваникоро.

Дюмон-Дюрвилль узнал от туземцев Ваникоро, что моряки, потерпевшие крушение, видели корабли д´Антркасто и, зажигая костры, пытались привлечь их внимание, но на кораблях не заметили их сигналов.

Памятью об этом трагическом происшествии стала книга Лаперуза «Вокруг света», написанная по материалам его экспедиции под редакцией Л. Миле-Моро и вышедшая в 1797 году.

(Авядяева Е.Н. 100 великих мореплавателей. М.: Вече, 2004г.)

Вопросы и задания:

  1. О чем данный текст?

  2. К какому стилю и типу речи относится текст? Объясните ответ.

  3. Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?

Задание: разделите текст на смысловые части; выпишите из текста словосочетания, соответствующие графам таблицы.

Какие действия предприняло французское правительство после смерти Кука?



Кем был граф де Лаперуз? Какой имел опыт?



Как двигались путешественники?


Каковы последствия путешествия?


Что удалось узнать Дюмону Дервилю о команде Лаперуза?


Что стало памятью об этом трагическом происшествии?


Задание: выпишите из текста словосочетания с разными способами связи:

1 группа - согласование; 2 группа - управление; 3 группа - примыкание;

4 группа - сочетания слов, которые не являются словосочетаниями

согласование

управление

примыкание

не явл. словосоч.










Вопросы:

1. Каких словосочетаний в тексте больше? Связанных между собой по типу согласования, управления или примыкания?

2.Почему автор использовала больше словосочетаний, связанных по типу …? Каково их значение?

Используя стратегию «Делегат», выберите в группе одного представителя (делегата). Делегируйте представителя в соседнюю группу по часовой стрелке (1минута).

Задача делегата - разъяснить позицию своей группы по последнему вопросу и кратко зафиксировать точку зрения новой группы (3минуты).

Обсудите (сравните ваши ответы с ответами другой группы) и подумайте, изменилось ли ваше мнение. Подготовьтесь к защите своей точки зрения, выберите выступающего. (2 минуты)


Задание: найдите в тексте словосочетания, в которых главные слова являются стилистическими синонимами (ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения).

Задание: сократите второй абзац текста, заменив развернутое толкование словосочетанием.

Задание: найдите в тексте словосочетание, в котором главное слово выражено причастием, выполните синтаксический разбор словосочетания.

4. Домашнее задание:

- Были ли вы когда-нибудь участником или свидетелем случая, о котором можно было бы сказать: « Так поступают…» Напишите заметку в газету для соответствующей рубрики с использованием словосочетаний с разными видами связи. Тщательно отредактируйте свой текст, убедитесь, что вы полностью реализовали свой замысел. Придумайте яркий заголовок.

5. Рефлексивно-оценочный этап

Возврат к «корзине идей» (что верно, что неверно и т.д.)

- Чему вы сегодня научились?


© 2010-2022