- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Правописание букв -е, -и в корнях с чередованием (6 класс)
Урок по русскому языку на тему Правописание букв -е, -и в корнях с чередованием (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухаметжанова Г.Р. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме: «Правописание букв е, и в корнях с чередованием»
Тип урока. Изучение нового материала.
Метод. Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог)
Форма работы. Коллективная, парная.
Цели:
-
Познакомить учащихся с условиями выбора букв е - и в корнях с чередованием.
-
Разработать алгоритм написания буквы е - и в корнях с чередованием.
-
Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е - и в корне.
-
Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Языковая разминка (работа в парах).
Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о - а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями - -лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-, -рос-. Взаимопроверка.
3. Создание проблемной ситуации. Прочитайте записанные на доске слова:
Разбирать разберу
Отпирать отпереть
Задирать задеру
Вытирать вытереть
Замирать замереть
Блистать блестеть
Расстилать расстелить
Выжигать выжег
Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике - е). А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).
(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких - е?)
Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.
При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.
Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.
При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижений.
4. Решение проблемы.
Постарайтесь найти закономерность в написании букв е - и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)
Дети выдвигают гипотезы. (Например: В глаголах совершенного вида пишется е, а несовершенного - и)
Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и, а если суффикса нет, то - е). Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют главное условие.
На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление. Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребенок сам поймет свои ошибке при проверке. Это способствует овладению учащимися приемами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации.
Сверим вывод с правилом в учебнике на с. 354.
Назовите опознавательный признак орфограммы.
Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е - и.
5. Начало формирования умений. Составление алгоритма.
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм.
-
Найти орфограмму по опознавательному признаку - безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.
-
Вспомнить корни с чередованием и их значение.
-
Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.
-
Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет - е.
Составление схемы по алгоритму
-бир- -бер-
-пир- -пер-
-дир- -дер-
-тир- -а- -тер- (нет -а-)
-мир- -мер-
-блист- -блест-
-стил- -стел-
-жиг- -жег-
Рисунок 1. Алгоритм «Буквы е-и в корнях с чередованием».
7. Первичное закрепление.
1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.
Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.
У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.
Физкультминутка.
Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с и - хлопок.
2) Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, из каких произведений А.С. Пушкина взяты эти примеры.
1. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
2. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.
3. Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь…
4. Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.
5. Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает.
6. Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердце замерло, дрожит.
7. Конь упирается, дрожит…
8. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Дополните столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием, которые не встретились в упражнении.
Выполняют по цепочке с подробным комментарием (по алгоритму).
8. Самостоятельная работа.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1,3,5,7 - I вариант; 2.4,6,8 - II вариант. Проверка в парах.
-
Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!
-
Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д. Бальмонт)
-
Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали… (М.Ю. Лермонтов)
-
Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А. Бунин)
-
Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А. Кольцов)
-
Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И. Прилежаева)
-
Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б. Белова)
9. Итог урока.
Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и, а при каком - е?
Рефлексия. Синквейн по теме «Урок».
10. Домашнее задание.
1. Выучить алгоритм «Буквы е-и в корнях с чередованием»
2. Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.