Урок литературы Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя

Внимательно посмотрите на портрет Л.Н.Толстого и поделитесь своими впечатлениями.Сравните их с впечатлениями других людей. Стефан Цвейг, описывая портрет Толстого в книге «Три певца времени», подчеркивает обыденность лица великого писателя: «С таким анонимным общерусским лицом можно председательствовать за министерским столом так же, как и пьянствовать в толпе бродяг, продавать на рынке булки или в шелковом облачении митрополита осенять крестом коленопреклоненную толпу: нигде, ни в каком обществ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ



УЧИТЕЛЬ МОРОЗ Т.А.

Тема: Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением изученного). Поиски нравственного идеала в юности. Автобиографическая трилогия

Цель: ознакомить учащихся с жизнью, творческой деятельностью и мировоззрением великого русского писателя; развивать речь и навыки анализа художественного произведения; воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, альбом «Л.Н.Толстой», выставка книг писателя.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н.Толстой

Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!

Теодор Драйзер

I.Мотивация учебной деятельности школьников

II.Объявление темы и цели урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Внимательно посмотрите на портрет Л.Н.Толстого и поделитесь своими впечатлениями.

Сравните их с впечатлениями других людей. Стефан Цвейг, описывая портрет Толстого в книге «Три певца времени», подчеркивает обыденность лица великого писателя: «С таким анонимным общерусским лицом можно председательствовать за министерским столом так же, как и пьянствовать в толпе бродяг, продавать на рынке булки или в шелковом облачении митрополита осенять крестом коленопреклоненную толпу: нигде, ни в каком обществе, ни в каком месте России это лицо никому не могло броситься в глаза чем-либо из ряда вон выходящим… Именно потому, что Толстой воплощает в себе всю Россию, у него не исключительное, а только чисто русское лицо». Только одну деталь Цвейг отмечает особо в этом лице: глаза, взгляд писателя. «Вся озаряющая сила этого человека собрана воедино в его взгляде, - так же, как у Достоевского вся красота сконцентрирована в мраморной выпуклости его лба… Тот, кто обладает таким взором, видит истину; ему подвластны и мир, и познавание. Но не будет счастлив тот, кто обладает этим вечно правдивым, вечно бодрствующим взором». Д.Лихачев назвал Толстого «типичным русским странником по натуре и по своим писательским и этическим исканиям».

Действительно, творческий путь Толстого - это бесконечный поиск истины и стремление к идеалу. «Чтоб действовать на других, художник сам должен быть ищущим», - писал сам Лев Николаевич в своем дневнике.

Знакомясь с биографией писателя, постараемся увидеть основные вехи, главные устремления на пути его духовных исканий, а также отражение их в творческом процессе.

III.Работа над темой урока

1.Слово учителя с элементами беседы.

2.По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу :

Творческий путь и духовные искания Л.Н.Толстого

Даты

Произведения

Направление духовных и творческих поисков писателя

I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»

1852

1854

1857







1855



1856-

1860

1863



1862-

1869





1873-

1877

«Детство»

«Отрочество»

«Юность»







«Севастопольские рассказы»



«Утро помещика»

«Люцерн»

«Казаки»



Роман-эпопея

«Война и мир»





Роман

«Анна Каренина»

Автобиографическая трилогия.

Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.

Черты таланта:

- интерес к внутреннему миру человека, изображение диалектики души;

- беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;

- поиски нравственного кодекса, правил поведения.

Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне. «Герой моей повести… - правда».

Впервые возникает обобщенный образ народа.

Столкновение помещичьей и крестьянской психологии.

Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы, - высшая ценность.

Стремление к простоте и естественности.

Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:

- отношение к родине, народу, природе;

- способность к самоанализу;

- глубина переживаний;

- нравственные искания.

Отражение проблем современной эпохи. Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.

Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой.

Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л.Толстого от женитьбы до окончания двух романов - единственный период в жизни писателя, когда он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творчества принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отношениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.

II этап. Духовный кризис.

«Жизнь остановилась и стала жуткой».

80-е -

90-е

годы

1887-

1886

1890

1890-

1898

1889-

1899

1890

1903

1904

«Исповедь»



«Власть тьмы»

«Смерть Ивана Ильича»

«Дьявол»

«Отец Сергий»

Роман «Воскресенье»

«Живой труп»

«После бала»

«Хаджи-Мурат»

«Я жил дурно». Переоценка ценностей, уход от искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы.

Противопоставление жизни народа и жизни господ. Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека.



Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки, за несовершенство мира.

Стараясь следовать своему учению, отчуждается от семьи, уходит из Ясной Поляны.

Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней, Толстой жил в поисках смысла жизни и познания ее, в борьбе за непостижимое. Он поставил задачу - спасти этой борьбой не только себя, но и все человечество.

«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под ее тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)

IV.Сообщения учащихся:

-«Юношеские дневники Толстого. Стремление к самосовершенствованию»;

- «Автобиографическая трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность»;

- «Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах».

V.Подведение итогов урока

Заключительный блиц-опрос:

-Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Л.Н.Толстого? (Дату рождения писателя по старому стилю можно обозначить так: 28.08.28).

- Портрет какого писателя Толстой в юности носил на груди вместо нательного креста? (Портрет Жан-Жака Руссо).

- Как называются произведения, составляющие автобиографическую трилогию Толстого? Как звали главного героя трилогии? («Детство», «Отрочество», «Юность»; Николенька Иртеньев).

- В обороне какого города Толстой принимал участие? В каком произведении он отразил впечатления этого периода? («Севастопольские рассказы»).

- Кого Толстой считает главным героем «Севастопольских рассказов»? («Герой моей повести…- правда»).

- Когда и где были опубликованы «Севастопольские рассказы»? (1855, журнал «Современник»).

- Какие произведения Толстого о войне предшествовали «Севастопольским рассказам»? («Набег», «Рубка леса»). Какова главная мысль этих рассказов? (Противоестественность войны).

- В чем особая ценность «Севастопольских рассказов» для современников Толстого? (Они написаны от лица очевидцев в виде репортажа с места событий).

VI. Домашнее задание

1. Прочитать по учебнику стр. 398-400 (замысел романа «Война и мир»).

2. Выписать из учебника определение жанра романа-эпопеи.

3. Прочитать часть I тома I романа-эпопеи «Война и мир».

Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.









© 2010-2022