Конспект урока Нормы речи (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - мастерская «Нормы речи».


Цели:

  • развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);

  • развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения;

  • воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе.

Оборудование: раздаточный материал, текст стихотворения А. Лысова «Дикарь».

Социальный долг человека - быть интеллигентным.

Д.С. Лихачёв

Ход мастерской

Класс делится на 4 группы.

1.Вступительное слово мастера. Все чаще приходится слышать, что русский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так и сыплются из Интернета и телевизора, а "благородная" и чистая речь исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на «тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому миру Симон Львович Соловейчик признавался:

«Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не "кухонное полотенце", а "кухонное". А я всю жизнь говорил "кухонное". И нехорошо говорить "играться". Дети не играются, а играют. И еще, сказала она, надо говорить "балованный" а не "балованный" - теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю.

Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением - это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился - в него вошли ошибки речи...»

2. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника».

Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями?

3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора):

  • Делали ли вам замечания подобного рода?

  • Что вы чувствовали при этом?

  • А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?

  • Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?

4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и самостоятельно расставить ударение) - распечатка каждому.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель (или ученик, у которого другое мнение) исправляет - ударения расставляются правильно.

Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка - «5», 2 - «4», 3 - «3», более 4 - «2».

В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.

5. Работа в группе. Задания для групп.

1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром».

2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его схему.

1 группа: Всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, и живая нация тоже не может смириться с деградацией своего языка.

2 группа: Любовь к языку - составная часть патриотизма, любви к Родине.

3 группа: Язык - это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира.

4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ

6. Вывод мастера. Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» - ключевое в учении о правильности речи. Всем известно, что русский язык - язык нормированный, подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

Норма - это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно!

7. Языковой тренинг. Распечатки по группам

1 группа.

Морфологические нормы. Морфология изучает слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода, числа, падежных форм и т.д).

Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

2 группа Лексические нормы. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить- предоставить.

1. Мне ... квартиру (дали, выделили).

2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).

3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...).

4. ... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца ... к ордену (наградили).

6. Все меня ... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был ... на фестивале (показан).

8. Актер умел ... пение соловья (копировать).

9. Этот дом ... собой небольшой замок (является).

Правильный ответ.

1. Мне предоставили квартиру.

2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.

3. Нужно срочно представить отчет о работе.

4. Представляю вам моего друга.

5. Отца представили к ордену.

6. Все меня представляют чудаком.

7. Фильм был представлен на фестивале.

8. Актер умел представлять пение соловья.

9. Этот дом представляет собой небольшой замок.

3 группа. Синтаксические нормы - 1. На высшем языковом уровне - синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре (участвовали)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне - синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Ошибки в построении СП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением).

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и задание, правильный ответ.

8.Отчет консультантов о работе групп.

9. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

10. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

Прочитать выразительно, обсудить в группах, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Анатолий Лысов

Дикарь

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, -
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого "шаг-матиста".

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале -
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный "мате-матик".


11. Творческое задание всем группам: написать письмо дикарю.

12. Домашнее задание. Рассуждение на тему:

«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

5


© 2010-2022