Разработка для внеклассного мероприятия, посвященного Дню языков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник русского языка

Цель: расширение знаний по русскому языку.

Задачи: - активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческой активности;

- расширение знаний учащихся в области лексики, грамматики, орфографии.

- развитие связной речи.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!

Начинаем наш праздник русского языка « О великий, могучий русский язык», посвященный Дню языков народов Казахстана. Все мы родились в этой прекрасной стране, а говорим на разных языках. И все потому, что Казахстан-многонациональное государство. Сегодня мы празднуем День языков.

В Казахстане живет более 130 народов, и язык каждого уникален. 22 сентября в нашей стране отмечается праздник -День языков народов Казахстана. 11 июля 1997 года принят Закон Республики Казахстан « О языках РК», в котором сказано: «Язык- выдающееся достижение народа и его неотъемлемый и неотделимый признак. Развитие языка целиком и полностью связано с развитием национальной культуры, и в этом плане язык выполняет свою общественную функцию. »

Закон «обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем , без исключения языкам, употребляемым в Республике Казахстан, языкам» каждого 130 народов, населяющих нашу страну.

«Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достижение-дружбу народов. И сегодня, многое переосмысливая заново в нашей истории, мы не вправе растрачивать это богатство, перечерчивать добрые традиции. … мы разовьем свою единую гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны. В отношении этнических диаспор в Казахстане не в теории, а на практике выработана формула: сохранение национального «я» и патриотизм к стране своего гражданства… Казахстан мы сегодня создали. Давайте создавать теперь казахстанцев- патриотов своей Родины»

Язык- великое творение человека. Язык-основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Русский язык является одним из самых распространенных языков в мире, входит в число мировых языков, является языком межнационального общения. Его статус официального использования на территории Казахстана закреплен в законе о языках. Изучение русского языка открывает окно в мир, является важным фактором межнационального согласия в нашей стране и безусловным гарантом дружбы Казахстан с Россией.

О значимости языка , о силе языка сказано и написано много высказываний и стихотворений.

По мнению писателя Алексея Николаевича Толстого «русский народ создал русский язык -яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбельной»

А другой Толстой Лев Николаевич считает: «русский язык-это настоящий, сильный, где нужно,- нежный, трогательный, где нужно, строгий, серьезный, где нужно, страстный, где нужно, бойкий и живой язык народа».

Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский утверждает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургеневсказал о родном языке : «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу»

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядший и вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, ее воздух. В языке поля, горы и долины, ее леса, реки, ее бури и грозы -весь тот глубокий полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов».

К нам пришел он по наследству,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужую медь

Не смеем золото его.

Как драгоценнейшую чашу,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы, в нем слышится русский мужик,

В нем слышится голос России

Люблю тебя русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкиналик,

В нем вижу я лик Толстого.

Но как родной , люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нем живые трепетные чувства открылись мне и мир открылся мне.

Текут две речки в сердце, не мелея

Становится единою рекой…

Забыв родной - я онемею,

Утратив русский -стану я глухой.

Я ко всем наукам ключ имею, я со Вселенною зна4ком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком

Послушайте, как можно с юмором говорить о языке.

Если у вас язык заплетается, не можете ясно сказать что-либо, то лучше держать язык за зубами. Иначе потом будете корить себя: черт дернул меня за язык.

Если кто-то будет чесать языком о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.

Если же вы сами попадетесь на язык злым языкам, то не бегайте от них, высунув язык. Лучше скажите им прямо в глаза: типун вам на язык.

Когда вы захотите найти общий язык с незнакомым человеком, то не надо трянуть его за язык. Может быть у него язык на плече, лучше прикусить язык и дать человеку отдохнуть.

Итак, начнем наш грамматический бой. Участвуют 5 участников: 7- 2, 8-2, 9-1 класс.

Курс намечен и начинается игра.

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования.

Успех придет не сам собой,

Помогут ваши знания.

1. Фразеологические загадки.
- Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждого в соответствии с жеребьевкой. Досрочный правильный ответ оценивается 5-ью баллами; Если неправильный твет, то ответить может другой участник.
Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а
можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если
вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут
намылить или даже снять. (ГОЛОВА)
Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель
утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает
мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное,
неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак
нельзя испортить маслом. (КАША)
М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-
то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить
завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не
рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них
наступил медведь. (УШИ)
Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные.
Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем.
Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят
счет. А вот кура почему-то предпочитают их не клевать.
(ДЕНЬГИ)
5. Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и
показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда
терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его
в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота.
(ВРЕМЯ)
Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют.
Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль,
перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то
понравился. Можно использовать вместо компаса. (ГЛАЗА)
Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то
очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не
ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он
наплакал. (КОТ)
Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В
народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить
тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно
показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.
(ЯЗЫК)
9. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин
большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна
проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них
предлагают в комплекте с сердцем.(РУКИ)
10. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться.
Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек
их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая
из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления
слонов. (МУХА)
2.Перевертыши. ( 5 б.)
Смысл задания - отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: Кроссовки щей объелись. - Сапоги каши просят.

1. Зайцам симпатизировать - дома не сидеть. (Волков бояться - в лес не
ходить)
2.Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом).
3.Дылда-дочь от мамы смылась. (Крошка-сын к отцу пришел).
4.У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы. (Вороне где-то бог
послал кусочек сыра).
5.На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).

3.Закончи пословицы.( 5 баллов)

1.Век живи, век …. (учись)

2.Не учись безделью, а учись … (рукоделью)

3. Сам погибай, а товарища … (выручай)

4. Языком не торопись, а делом …. ( не ленись)

5. Не гордись званием, а гордись ….(знанием)

6. Родная земля- золотая …. (колыбель)

4.Считаем буквы и звуки. Отгадать загадку, определить, сколько букв и звуков в этих словах.( 5 баллов)

Она в лесу своем живет, и думает о том, что непременно в Новый год придет к кому- то в дом. (Ель. 3 буквы, 3 звука)

Кто приходит, кто уходит - все ее за ручку водят. ( дверь, 5 б, 4 зв.)

Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. (осень, 5 б. 4 зв.)

Закружится на острой ножке, жужжит, как будто бы жучок.

Захочет-вскачь пройдет немножко, захочет - ляжет на бочок. ( юла. 3 б, 4 зв.)

5.Конкурс « Найди лишнее»( 5 баллов)

Игроки должны назвать лишнее слово и объяснить, почему слово называется «лишним»

1.Утка, цапля, гусь, курица

2.Тигр, лиса, корова, заяц

3.человек, учитель, строитель, врач

4.Мандарин, апельсин, баклажан, лимон

5. боксер, тренер, футболист, волейболист

6.Конкурс «Пословицы шутят»( 5 баллов)

Задание: быстро исправить неправильно звучащую пословицу и объяснить значение

1.Два сапога тара.

2. Один в золе не воин.

3.Трус своей лени боится.

4. Нашла коза на камень.

5. Крутится как булка в колесе.

7.Конкурс «Укрась слово». ( 5 баллов)

За определенное время к заданному слову надо подобрать как можно больше прилагательных. Н.: мир- удивительный, прекрасный и т.д. ( 1 минута)

Язык. Друг

8.Задание поставить ударение


Аристократия


Бюрократия


Ветеринария


Водопровод


Нефтепровод


Газопровод


Артиллерия


Симметрия


Феерия


Каталог


Квартал


Диспансер


Христианин


Красивее


Кухонный


9. Вставить попущенные буквы


Г…реть Под…ем


З…рево


Прик…снуться


Под…ем


В…юга


Нян…чить


С…беру


Сж…гать


Зам…реть


Знач…к


Ж…лудь


Девч….нка


Ц…клон


Спиц…


Ц…пленок

1.Игра со зрителями. Отгадать загадку, определить часть речи, сколько букв и звуков слове.

1.Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

2.Не пахарь, не кузней, не плотник,

А первый в селе работник. (Конь)

2.Грамотей. Исправить ошибки в стихотворении.

Закричал охотник : «ОЙ!» Двери гонятся за мной.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Мы собирали васильки, у нас на головах щенки.

Миша дров не напилил, печку кепками топил.

Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей.

3.Корень мой находится в «цене»,
^ В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а)

4.Блиц-вопросы


А


Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.


Азбука Алфавит


Б


Карточка с вопросами для экзамена.


Билет


В


Обращение, направленное на получение каких-либо

сведений, требующее ответа.


Вопрос


Г


Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением.


Глобус


Д


Управление факультетом в высшем учебном заведении.


Деканат


Е


Самая низкая учебная отметка.


Единица


Ж


Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.


Журнал


3


Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании

уроков.


Звонок


И


Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать,

понять.


Интерес


К


Деревянная палочка из смеси глины с графитом.


Карандаш


Л


Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.


Линейка


М


Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.


Мел


Н


Один из принципов обучения, основанный на показе.


Наглядность


О


Принятая в учебной системе оценка знаний.


Отметка


П


Высшее учебное звание преподавателя высшего учебного заведения.


Профессор


Р


График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков.


Расписание


С


Период сдачи экзаменов в ВУЗах, техникумах, специальных училищах.


Сессия


Т


Листы в обложке.


Тетрадь


У


Учебный час в средних учебных заведениях,

посвященный отдельном) предмету.


Урок


Ф


Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения.


Физика


Х


Учебное пособие - сборник избранных произведений или отрывков из них.


Хрестоматия


Ц


Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи.


Циркуль


Ч


Красящая жидкость для писания.


Чернила


Подведение

итогов. Награждение победителя «Лучший грамотей»



© 2010-2022