Тема: «Портретное описание. Портрет А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Панарина О.И. Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение. Цель: обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений; Задачи: - дать сведения о художнике. Истории создания картины; - помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анали...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Панарина О.И.

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского»

Урок развития речи. Сочинение.

Цель: обучить написанию связного текста - описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

Задачи:

- дать сведения о художнике. Истории создания картины;

- помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства;

- стимулировать творческое воображение учащихся.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока

  1. Слово учителя о художнике

Слайд 1

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение Автопортрет О.А Кипренского

В 1823 г. О.А. Кипренский возвратился из Италии, где прожил около 7 лет, совершенствуясь в искусстве. Он поехал в Италию уже зрелым и прославленным у себя на родине мастером. Скоро и в Италии слава Кипренского оказалась велика.

На родине после возвращения к нему отнеслись холодно. Особенно тягостной сделалась петербургская жизнь художника после 14 декабря 1825г. Среди тех, кто был в тот день на Сенатской площади, оказалось немало добрых знакомых Киренского. Это было поколение, запечатленное на холстах живописца, в лучших его портретах.

Пушкин был из тех людей, по которым истосковалась кисть художника, его душа. В Пушкине для Кипренского оживало прошлое: друзья поэта - Жуковский, Батюшков, Крылов - и его давние друзья.

Слайд 2

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

Портрет Константина Николаевича Батюшкова, 1815 г.

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

Портрет Василия Андреевича Жуковского, 1816 г.

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

Портрет А. С. Пушкина (1827) ГТГ, 1827 г.

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

Портрет И. А. Крылова 1816

Но Пушкин воспламенял надежды на будущее: он был воплощение бессмертия, живое воплощение искусства.

  1. История создания картины (Рассказывает ученик)

Один знакомый поэта отмечает 15 июля 1827 года, что «с Пушкина списал Кипренский портрет, необычайно похожий. К художнику привел Пушкина его друг, поэт Дельвиг. Он заказывал портрет для себя и для всех, любящих Пушкина.»

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

Антон Дельвиг

  1. Беседа по картине «портрет Пушкина кисти Кипренского»

Учитель:

- Вглядитесь в портрет, какое впечатление он на вас произвел?

- В послании к Кипренскому Пушкин напишет: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»

Забавно: зеркало, а льстит.

Поэт шутливо замечает, что его наружность из-под кисти живописца вышло приукрашенной, и он получился чересчур красивым.

- А в самом деле, красив ли Пушкин?

Сопоставим два свидетельства:

Первое: «Пушкин был очень красив»

Второе: «Он был нехорош собой, смугловат, неправильные черты лица»

О вкусах, конечно, не спорят. Но речь словно идет о двух разных людях.

- Почему так противоположны мнения?

Ответ: эти люди по-разному относились к Пушкину, и их суждения характеризуют прежде всего их самих.

Учитель:

Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность: «хорош никогда не был».

Вот, что он писал английскому художнику Джорджу Дау:

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

«Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль…»

Обращается он в стихах к английскому художнику Джорджу Дау (автор почти 300 портретов генералов 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца, Дау исполнил с натуры портрет Пушкина, до нас не дошедший).

Тема: «Портретное описание. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского» Урок развития речи. Сочинение

В 1833г. Пушкин пишет своей жене Наталье Николаевне, признанной красавице: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица…»

Дорогое признание! О нем необходимо помнить, размышляя об отношении Пушкина к человеческой красоте, и о красоте самого Пушкина.

- Каким изобразил Пушкина художник? О чем вы хотели бы сказать прежде всего? Какая деталь в портрете притягивает?

Ответ: конечно глаза. Глаза зеркало души. Голубые, широко распахнутые, в них бездна дум, душевных переживаний.

В стихотворении «Пророк», «Бога глас», взывает к Поэту: «И виждь, и внемли»; глаза Пушкина на портрете Кипренского видят и внемлют, в них напряженная, глубокая работа ума.

Учитель:

-О чем ещё важно сказать?

Ответ: Лицо озарено солнечным светом, оно спокойно, но не бесстрастно. В лице, в повороте головы, в руках, крепко скрещенных на груди, передано скрытое волнение, наружная сдержанность выявляет внутренний огонь, опаливший Поэта.

Учитель:

- Может быть, какие-то поэтические строки Пушкина приходят на память?

Ответ: «И звуков, и смятенья полн», - скажет Пушкин о поэте в минуты вдохновенья.

Учитель:

- Что помогает передать внутреннюю взволнованность поэта? Что делает его образ подвижным, незастылым?

Ответ: Блеск ясных глаз, непослушные волосы, словно тронутые полетевшим ветром, луч света, озаривший большой красивый лоб, клетчатый плащ, небрежно наброшенный через плечо.

Учитель:

Поначалу на холсте не было бронзовой фигуры Музы, богини - покровительницы Поэзии, С лирой в руке, стоящей справа за плечом Поэта. Когда работа над портретом была закончена, друзья Пушкина просили художника дополнить портрет изображением Гения Поэзии. Они имели в виду изваяние Музы. «Но я уже изобразил Гения Поэзии», - отвечал Кипренский.

Кого он имел в виду?

Ответ: Пушкина.

Учитель: Да. Но уступил просьбам.

- Что изменило в готовом портрете появления бронзовой Музы?

Ответ: Образ Поэта стал более величествен скульптурен.

Учитель:

Как вы думаете, что стремился передать на портрете Пушкина художник? Удалось ли это?

Ответ: внутренний мир поэта. Духовную красоту облика, внутренний огонь, жар души, величие духа; вдохновение.

Учитель:

У Пушкина есть такие строки:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел…

- Соотнесите эти строки с портретом Пушкина.

Ответ: Пушкин говорить о творческом вдохновении поэта, а художник стремится именно это передать в своей работе.

Учитель:

Известно стихотворное обращение Пушкина к Кипренскому:

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня питомца чистых муз,

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз..

- Объясните Пушкина?

Ответ: Не в том волшебная сила искусства, что художник изобразил поэта похоже, а том, что вновь создал образ питомца Музы - Поэта. Художник не просто переносит на холст все, что видит, а все проходит прежде через его ум и сердце.

Учитель показывает слайд:

Глаза

Ясные, блестящие, светло-голубые, широко распахнуты, в них бездна дум, переживаний; глубокая, напряженная работа ума.

Лицо

Спокойное, но не бесстрастное, одухотворенное, большой красивый лоб; лицо обрамленное курчавыми, светло-русыми волосами, непослушными, как бы тронутыми пролетевшим ветром.

Поза

Поворот головы, скрещенные на груди руки передают внутренний огонь при внешней сдержанности;

Одежда

Парадный костюм, яркий клетчатый плащ, небрежно переброшенный через плечо

Краски

Темные тона, спокойные, на их фоне лицо выделяется светлым пятном, как бы озаренное и солнечным лучом и внутренним светом вдохновения, озарившим гения поэзии.

Задний план картины

Бронзовая фигура Музы, богини, покровительницы Поэзии с лирой в руке.

Учитель: Итак, мы собрали материал. Можно ли писать сочинение?

Ответ: Нет. Нужно составить план.

Учитель: Что вы в него включите?

Ответ: Описание портрета, отношение к картине, что художника заставило написать картину?

Учитель: Я для вас составила план. Вот как он выглядит.

План

  1. Общее впечатление от картины.

  2. Образ Поэта.

  3. Как художнику удалось раскрыть духовную красоту поэта?

  4. Какие чувства, мысли вызывает картина?

Учитель: Что не нравится вам в плане, что бы вы изменили?

Ответ: Второй пункт плана можно уточнить: Бессмертный образ Гения Поэзии.

Учитель: Какой эпиграф хотели бы вы взять к сочинению?

Ответ: «И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

А.С. Пушкин

Учитель: Как назовем сочинение?

Ответ: Гений Поэзии на портрете кисти О.А. Кипренского.

  1. Приступайте к работе.



© 2010-2022