- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературный ринг для учащихся 5-6 классов Путешествие в страну Литературию
Литературный ринг для учащихся 5-6 классов Путешествие в страну Литературию
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хитрова Л.Л. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературный ринг для 5-6 классов
«Путешествие в страну Литературию…»
Цель игры:
-
Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.
-
Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявления эрудиции, умения работать в коллективе, проявления лидерских качеств.
Правила игры:
-
В игре участвуют 6 команд по 5 человек.
-
Три боя: первый - три команды; второй - следующие три команды,
третий - команды-победители предыдущих боёв
-
Ведущий читает вопрос, команды слушают до конца. Время на обдумывание - 1 минута. Команды совещаются, капитан дает сигнал о готовности команды отвечать
-
Выигрывает команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.
-
Команде не засчитывается балл, если она не дала правильный ответ. Право при этом передается соперникам.
-
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход литературного ринга
Вступительное слово
Ничего на свете лучше нету,
Чем читать журналы и газеты,
С умной книгой каждый день встречаться,
Знаний и умений набираться.
Мы читаем про моря и страны,
Про животных, птиц и великанов.
В сказки тоже нам открыты двери-
Мы пойдём за Машей и Емелей.
Встречу эту все мы долго ждали,
И немало книг мы прочитали.
Соревнования сейчас устроим,
Лень, тоску скуку мы прогоним.
Дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из трёх боёв. В каждом бою - три раунда.
В третьем раунде участвуют команды-победители первых боёв.
Визитка
-
В течение 1 минуты команда придумывает название и выбирает капитана.
-
Сообщите жюри класс и название команды.
Жеребьёвка
-
Определяем очередность команд.
-
Первый бой - первые три цифры, второй - вторая тройка.
Первый бой
На ринг приглашаются команды …
1 раунд «Разминка»
(Блиц-опрос, ответ без подготовки. 1 балл - правильный ответ.)
-
Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». (Фольклор)
-
Имя автора учебника литературы для 6 класса, по которому вы занимаетесь?
(Полухина Валентина Павловна)
-
За что Геракл должен был получить бессмертие?
(За 12 подвигов по поручению Эврисфея)
-
Этот сказочник познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. (Андерсен)
-
Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. (Миф)
-
Какая у нее фамилия у няни пушкина Арины Родионовны?
(Матвеева - в девичестве; Яковлева - в замужестве)
2 раунд «Назови персонажа»
(Определить героев литературных произведений. 1 минута на обсуждение ответа.
1 балл - имя героя. 1 балл - произведение)
-
Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?
(Мерцалов из «Чудесного доктора»)
-
Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»?
( Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)
-
В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
(Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)
-
Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом?
(Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
-
«Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать»
(«Два Ивана - крестьянских сына»)
-
В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
(Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)
3 раунд «Схватка капитанов»
(Капитаны выходят вперёд. Вопрос по очереди задается капитанам. Если один не ответил - вопрос снимается.)
-
Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)
-
Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)
-
Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)
-
Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)
-
Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского?
(«До колен борода»)
-
Цвет волос спящей царевны? (Черные)
-
Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)
-
Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)
-
Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)
Подведение итогов первого боя. Игра с болельщиками
(Пока жюри подсчитывают результаты первого боя, с болельщиками проводится блиц-игра.)
-
Назовите фамилию, имя, отчество вашего учителя литературы.
-
Назовите номер кабинета, в котором у вас проходят уроки литературы.
-
Продолжи пословицу: «Сказка - ложь, а песня - …» (Правда)
-
Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)
-
Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? (Арабскому)
-
Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?
(11)
-
Прозвище младшего брата из сказки «Конёк-горбунок»? (Иван-дурак)
Объявление команды-победителя
В первом бою побеждает команда … Молодцы!
Победитель будет сражаться в третьем бою.
Все команды проходят в зал.
Объявляется второй бой. На сцену выходят следующие три команды.
Второй бой
На ринг приглашаются команды …
1 раунд «Разминка»
(Блиц-опрос, ответ без подготовки. 1 балл - правильный ответ.)
-
Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)
-
Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)
-
Во сколько лет Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)
-
Жанр «Руслана и Людмилы» Пушкина? (Поэма)
-
Как называется произведение Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с нечистой силой? («Ночь перед Рождеством»)
-
Продолжите строчки: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа, то как зверь, она завоет, то …» (…заплачет, как дитя)
2 раунд «Назови имя писателя»
(Назвать полностью имя писателя. 1 минута на обсуждение ответа.
1 балл - фамилия писателя. 1 балл - имя, отчество)
-
Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон?
(Николай Васильевич Гоголь)
-
Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор - цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание - камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику?
(Александр Сергеевич Пушкин)
-
Назовите автора рисунка «Парус», помещенного в одном из учебников литературы. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
-
Ему приходилось зарабатывать деньги для семьи переписыванием судебных бумаг. В наследство от отца ему достался сундук с книгами.
(Иван Андреевич Крылов)
-
Кому принадлежат слова: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (Александр Сергеевич Пушкин)
-
В детстве любил играть с крестьянскими детьми, хотя отец запрещал бывать с ними. Много лет спустя посвятил крестьянским детям замечательные стихи.
(Николай Алексеевич Некрасов)
3 раунд «Схватка капитанов»
(Капитаны выходят вперёд. Вопрос по очереди задается капитанам. Если один не ответил - вопрос снимается.)
-
Что такое «лукоморье»?(Излучина морского берега)
-
К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)
-
Возраст Дины, героини повести Льва Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)
-
Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Тютчев)
-
Каким эпитетом «наградил» Лермонтов парус? (Одинокий)
-
Имя матери Тургенева? (Варвара Петровна)
-
Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб и хорей)
-
Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Прилучино)
-
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Василий Жуковский)
Подведение итогов второго боя. Игра с болельщиками
(Пока жюри подсчитывают результаты второго боя, с болельщиками проводится игра.)
Расшифруйте перевертыши из названий книг, т.е. подберите слова с противоположным по смыслу значением.
-
Квадратик (Колобок)
-
Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
-
Собачья конура (Кошкин дом)
-
Солнечный принц (Снежная королева)
-
Петушок бесцветный (Курочка Ряба)
-
Девочка с ладошку (Мальчик с пальчик)
-
Прекрасный лебедь (Гадкий утенок)
Объявление команды-победителя
Во втором бою побеждает команда … Молодцы!
Победитель будет сражаться в третьем бою.
Все команды проходят в зал.
Объявляется третий, решающий бой.
На ринг выходят команды-победители ….
Третий бой
На ринг приглашаются команды …
1 раунд «Блиц-турнир»
Продолжить фразеологизм.
Рвать и … (метать).
Вгонять … (в краску).
Не долго … (думая).
Изо дня … (в день).
Ни жив … (ни мертв).
Ломать … (голову).
До поры … (до времени).
От нечего … (делать).
Спустя … (рукава).
Как снег … (на голову).
Кто в лес … (кто по дрова).
Утереть … (нос).
2 раунд «Назови произведение»
(Назвать произведение. 1 минута на обсуждение ответа.
1 балл - название произведения. 1 балл - имя писателя)
Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.
-
Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник» Л. Толстой)
-
Дуня, старый смотритель, служанка, Минский?
(«Станционный смотритель», А.Пушкин)
-
Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод?
(«Левша».Н.Лесков)
3 раунд «Схватка капитанов»
(Капитаны выходят вперёд. Вопрос по очереди задается капитанам. Если один не ответил - вопрос снимается.)
Отгадать, кто написал телеграмму.
-
Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная шапочка)
-
Прекрасный квартет ищет работу. (Мартышка, осел, козел и косолапый мишка)
-
Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение. (Золушка)
-
Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)
Подведение итогов игры