- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме Повторение изученного по теме «Синтаксис» (5 класс)
Конспект урока русского языка по теме Повторение изученного по теме «Синтаксис» (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малинкина Р.Н. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис»
Цель: 1) закрепить знания по теме «Синтаксис» и умения выполнять разбор предложений
по членам;
2) развивать внимание, скорость мышления;
3) формировать чувство ответственности за результат своего труда.
Тип урока: повторение изученного.
Вид урока: урок-соревнование.
Технология: на игровой и групповой основах.
Оборудование: карточки с оценками для жюри, поле для кроссвордов, карточки с заданиями, табло соревнования.
Название
команды
Количество баллов
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
№ 1
«Слово»
№ 2
«Предложение»
Ход урока.
-
Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
-
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Синтаксис». Урок будет проходить в форме соревнования между командами. Поэтому класс поделим на 2 команды. Команды должны выбрать капитана и определиться с названием команды. Соревнования пройдут в форме туров.
Давайте запишем значения слова тур в тетрадях.
Тур (франц. - круг) - 1) этап соревнования, в течение которого участник выступает
только один раз;
2) законченное движение по кругу.
- С каким значением слова связан наш сегодняшний урок?
III. Работа по теме урока.
I ТУР.
Слово учителя.
Ребята, сейчас вы будете отвечать на вопросы и приводить примеры. Первый будет отвечать та команда, где раньше поднимут руку. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
-
Что такое синтаксис?
-
Какое предложение называется повествовательным? Вопросительным? Побудительным?
-
Каким может быть предложение по интонации?
-
Какие члены предложения называются однородными?
-
Какое предложение называется сложным?
-
Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью?
II ТУР.
Слово учителя.
Сейчас команды получать карточки с заданием. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит 2 балла.
Выписать сначала отдельные слова, затем словосочетания и, наконец, предложения.
Отряд, партизанский отряд, отряд сражается; какая тишина, очень тихо, установилась тишина; читаю, читал брошюру, интересная брошюра, в конце брошюры, брошюра прочитана.
III ТУР.
Слово учителя.
Следующее задание - синтаксический разбор предложения. Записать предложение в тетради. По одному участнику из команды выполняют синтаксический разбор у доски. За правильно выполненное задание команда получает три балла.
-
Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.
-
Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окно.
IV ТУР.
Решите кроссворд. Кто быстрее и правильно? За верно выполненное задание команды получают по пять баллов. На работу отводится 5 минут
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
По горизонтали:
-
Второстепенный член предложения, который обозначает место, время или способ действия.
(Обстоятельство)
2. Предложение, в котором содержится вопрос. (Вопросительное)
3.Члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
(Однородные)
4. Предложение, в котором выражается просьба, совет или приказ. (Побудительное)
5. Главный член предложения, который
отвечает на вопрос кто? что?
(Подлежащее)
6. Свод правил о знаках препинания. (Пунктуация)
7. Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. (Сложное)
8. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы
косвенных падежей. (Дополнение)
9. Главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? что делал? или
что будет делать? (Сказуемое)
По вертикали:
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. (Синтаксис)
V ТУР.
Задание капитанам команд. Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
-
Кто же это в окошко стучал спросил Дымов.
-
Славная погода завтра будет заметил я.
VI ТУР
Составить схемы предложений. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
-
Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
-
Недавно прошел дождь, а дорога уже высохла.
VII ТУР
Указать предложения по наличию главных и второстепенных членов. Задание записано на листочка. Кто быстрее и правильно выполнит задание. За правильность и быстроту команда получает 3 балла.
-
Месяц освещает все вокруг.
-
Потянулись дни, погрустнел лес.
-
Сумрак ночи прячется в лесах.
-
Бледная тень набегает и тает.
-
Дымится поле.
-
Из долин зеленым утром веет.
-
Гаснет вечер. Ночь наступает.
VIII ТУР
Из предложения выписать словосочетания. Задание записано на листочках. Кто быстрее и правильнее. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
Лесная тропинка вывела ребят на широкую поляну.
IV. Подведение итогов.
По количеству баллов определяется команда - победитель. Учащимся выставляются оценки за урок.