Урок литературы в условиях ФГОС по рассказу М. Зощенко Аристократка

Анализ рассказа М.Зощенко в условиях ФГОС.На данном уроке используются различные приемы: чтение с остановками, оперирование к личному опыту, прогнозирование по названию, прием "дерево предсказаний" составление словаря героя.На стадии рефлексии предлагается письменная работа на выбор, которая учитывает индивидуальные литературные склонности обучающих1. Эссе по впечатлениям от рассказа.2. Подобрать иллюстрацию, отрывок музыкального произведения, характеризующий героиню рассказа.3. "Смех часто бы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. М.Зощенко, «Аристократка» (урок разработан Курбатовой Н.В., учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ с УИОП№3» г.Березники).

Используемые приёмы: чтение с остановками, оперирование к личному опыту, прогнозирование по названию, приём «дерево предсказаний» составление словаря героя.

Ход урока.

На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы ошибались в людях?

- Как вы понимаете выражение «показать свою значимость»?

- Случалось ли вам наблюдать такое поведение людей? А проявлять самим?

- Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?

- Почему так происходит? Кого вы винили?

Прогнозирование по названию:

- Произведение называется «Аристократка». Как вы думаете, о чем произведение?

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить - прав ли я? Кроме того, данный приём акцентирует внимание учащихся на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, и название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе.

Краткий рассказ об авторе и произведении.

Автор данного сочинения - Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958), русский писатель. Родился 29 июля (9 августа) 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы « Баня», «Аристократка», « История болезни» и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. Судьба писателя была нелёгкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство.

Предложить учащимся новые сведения о произведении, мы тем самым заостряем внимание на таких моментах, как жанр, время создания и авторское своеобразие. В сообщение о писателе и произведении возможно включить собственные впечатления от прочитанного, не оценки, а именно впечатления (удивило, заставило задуматься, рассмешило, напугало, чувства менялись, заинтересовало творчество и т.д.).

На стадии осмысления содержания учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида (уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих).

Михаил Зощенко.

Аристократка.

Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:

- Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме.

А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золочёный.

- Откуда,- говорю,- ты, гражданка? Из какого номера?

- Я,- говорит,- из седьмого.

- Пожалуйста,- говорю,- живите.

И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?

- Да,- отвечает,- действует.

И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижёт. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц - привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Возможные вопросы:

- Кто такой аристократ ? Каковы его жизненные позиции?

- Попробуйте описать героиню? Почему Григорий Иванович решил, что познакомился с аристократкой?

- Как вы думаете, перед нами аристократка?

- Что вас удивило в рассказе?

- Предположите, будут ли развиваться отношения героев?

- Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?

Ответы на последний вопрос лучше записать на доске с указанием авторства, чтобы в дальнейшем проверить правильность выдвигаемых предположений. Продолжаем чтение.

Дальше - больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму её под руку и волочусь, что щука. И чего сказать - не знаю, и перед народом совестно.

Ну, а раз она мне и говорит:

- Что вы,- говорит,- меня всё по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы,- говорит,- как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

- Можно,- говорю.

И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.

На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой - внизу сидеть, а который Васькин - аж на самой галерке.

Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я - на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу - антракт. А она в антракте ходит.

- Здравствуйте,- говорю.

- Здравствуйте.

- Интересно,- говорю,- действует ли тут водопровод?

- Не знаю,- говорит.

И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.

А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и предлагаю:

- Ежели,- говорю,- вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси,- говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом, и жрёт.

А денег у меня - кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег - с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берёт третье.

Я говорю:

- Натощак - не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет,- говорит,- мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Возможные вопросы:

- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

- Попробуйте передать чувства героя.

- Что нового узнали о герое? Составьте словарь героя.

- Как вы думаете, почему именно в театре «всё и вышло»?

- Есть ли уверенность в счастливой развязке?

- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?

- Выдвиньте предположения, что могло произойти дальше? Мнение обоснуйте.

На этой стадии используется приём «Дерево предсказаний». После обсуждения текст дочитывается до конца.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи,- говорю,- взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи,- говорю,- к чёртовой матери!

Положила она назад. А я говорю хозяину:

- Сколько с нас за скушанные три пирожные?

А хозяин держится индифферентно - ваньку валяет.

- С вас,- говорит,- за скушанные четыре штуки столько-то.

- Как,- говорю,- за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.

- Нету,- отвечает,- хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято.

- Как,- говорю,- надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.

А хозяин держится индифферентно - перед рожей руками крутит.

Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.

Одни говорят - надкус сделан, другие - нету.

А я вывернул карманы - всякое, конечно, барахло на пол вывалилось,- народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.

Сосчитал деньги - в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.

Заплатил. Обращаюсь к даме:

- Докушайте,- говорю,- гражданка. Заплачено.

А дама не двигается. И конфузится докушивать.

А тут какой-то дядя ввязался.

- Давай,- говорит,- я докушаю.

И докушал, сволочь. За мои-то деньги.

Сели мы в театр. Досмотрели

А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:

- Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с дамами.

А я говорю:

- Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.

Так мы с ней и разошлись.

Не нравятся мне аристократки.

На стадии рефлексии предлагается письменная работа на выбор, которая учитывает индивидуальные литературные склонности обучающих

  1. Эссе по впечатлениям от рассказа.

  2. Подобрать иллюстрацию, отрывок музыкального произведения, характеризующий героиню рассказа.

  3. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи,- писал великий критик В. Г. Белинский. Согласны ли вы с высказыванием критика. Написать развёрнутый ответ.

.

4


© 2010-2022