- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в условиях ФГОС по рассказу М. Зощенко Аристократка
Урок литературы в условиях ФГОС по рассказу М. Зощенко Аристократка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курбатова Н.В. |
Дата | 08.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема. М.Зощенко, «Аристократка» (урок разработан Курбатовой Н.В., учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ с УИОП№3» г.Березники).
Используемые приёмы: чтение с остановками, оперирование к личному опыту, прогнозирование по названию, приём «дерево предсказаний» составление словаря героя.
Ход урока.
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы ошибались в людях?
- Как вы понимаете выражение «показать свою значимость»?
- Случалось ли вам наблюдать такое поведение людей? А проявлять самим?
- Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?
- Почему так происходит? Кого вы винили?
Прогнозирование по названию:
- Произведение называется «Аристократка». Как вы думаете, о чем произведение?
Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить - прав ли я? Кроме того, данный приём акцентирует внимание учащихся на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, и название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе.
Краткий рассказ об авторе и произведении.
Автор данного сочинения - Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958), русский писатель. Родился 29 июля (9 августа) 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы « Баня», «Аристократка», « История болезни» и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. Судьба писателя была нелёгкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство.
Предложить учащимся новые сведения о произведении, мы тем самым заостряем внимание на таких моментах, как жанр, время создания и авторское своеобразие. В сообщение о писателе и произведении возможно включить собственные впечатления от прочитанного, не оценки, а именно впечатления (удивило, заставило задуматься, рассмешило, напугало, чувства менялись, заинтересовало творчество и т.д.).
На стадии осмысления содержания учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида (уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих).
Михаил Зощенко.
Аристократка.
Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
- Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золочёный.
- Откуда,- говорю,- ты, гражданка? Из какого номера?
- Я,- говорит,- из седьмого.
- Пожалуйста,- говорю,- живите.
И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?
- Да,- отвечает,- действует.
И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижёт. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц - привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
Возможные вопросы:
- Кто такой аристократ ? Каковы его жизненные позиции?
- Попробуйте описать героиню? Почему Григорий Иванович решил, что познакомился с аристократкой?
- Как вы думаете, перед нами аристократка?
- Что вас удивило в рассказе?
- Предположите, будут ли развиваться отношения героев?
- Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
Ответы на последний вопрос лучше записать на доске с указанием авторства, чтобы в дальнейшем проверить правильность выдвигаемых предположений. Продолжаем чтение.
Дальше - больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму её под руку и волочусь, что щука. И чего сказать - не знаю, и перед народом совестно.
Ну, а раз она мне и говорит:
- Что вы,- говорит,- меня всё по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы,- говорит,- как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.
- Можно,- говорю.
И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.
На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой - внизу сидеть, а который Васькин - аж на самой галерке.
Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я - на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу - антракт. А она в антракте ходит.
- Здравствуйте,- говорю.
- Здравствуйте.
- Интересно,- говорю,- действует ли тут водопровод?
- Не знаю,- говорит.
И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.
А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и предлагаю:
- Ежели,- говорю,- вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
- Мерси,- говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом, и жрёт.
А денег у меня - кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег - с гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
- Нет.
И берёт третье.
Я говорю:
- Натощак - не много ли? Может вытошнить.
А она:
- Нет,- говорит,- мы привыкшие.
И берёт четвёртое.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
Возможные вопросы:
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Попробуйте передать чувства героя.
- Что нового узнали о герое? Составьте словарь героя.
- Как вы думаете, почему именно в театре «всё и вышло»?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?
- Выдвиньте предположения, что могло произойти дальше? Мнение обоснуйте.
На этой стадии используется приём «Дерево предсказаний». После обсуждения текст дочитывается до конца.
Тут ударила мне кровь в голову.
- Ложи,- говорю,- взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.
- Ложи,- говорю,- к чёртовой матери!
Положила она назад. А я говорю хозяину:
- Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно - ваньку валяет.
- С вас,- говорит,- за скушанные четыре штуки столько-то.
- Как,- говорю,- за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.
- Нету,- отвечает,- хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято.
- Как,- говорю,- надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.
А хозяин держится индифферентно - перед рожей руками крутит.
Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.
Одни говорят - надкус сделан, другие - нету.
А я вывернул карманы - всякое, конечно, барахло на пол вывалилось,- народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.
Сосчитал деньги - в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.
Заплатил. Обращаюсь к даме:
- Докушайте,- говорю,- гражданка. Заплачено.
А дама не двигается. И конфузится докушивать.
А тут какой-то дядя ввязался.
- Давай,- говорит,- я докушаю.
И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
Сели мы в театр. Досмотрели
А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:
- Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с дамами.
А я говорю:
- Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.
Так мы с ней и разошлись.
Не нравятся мне аристократки.
На стадии рефлексии предлагается письменная работа на выбор, которая учитывает индивидуальные литературные склонности обучающих
-
Эссе по впечатлениям от рассказа.
-
Подобрать иллюстрацию, отрывок музыкального произведения, характеризующий героиню рассказа.
-
"Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи,- писал великий критик В. Г. Белинский. Согласны ли вы с высказыванием критика. Написать развёрнутый ответ.
.
4