Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику С. И. Львовой

"Описание материала: Данная разработка урока рефлексии в 5 классе является прекрасным материалом, в котором прописаны все этапы и цели урока, к тому же описаны планируемые универсальные учебные действия, запланирована групповая работа, в парах, по построению алгоритма действия и построения проекта выхода из затруднения, составлению кластера, работа по карточкам, по составлению синквейна, дифференцированная работа Методическая разработка соответствует требованиям федерального государственного об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Серёгина Ольга Владимировна, МОУ «Владыкинская СОШ» Ртищевский район,


Класс:5

УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2012

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок рефлексии

Тема урока: «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»

Цели урока:

  • деятельностная: развивать умения работать в парах и в группах, составлять кластер, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

  • содержательная: углубить знания учащихся о значении имен существительных, об особенностях употребления имен существительных в речи, развивать чувство эстетического вкуса.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Прием «Доброе слово». Ученики говорят, улыбаясь, друг другу добрые слова.

Читает стихотворение Л. Татьяничевой «Будьте добры»

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

- Спасибо, который час?

- Простите, глаза у меня стары...

Придите, беда у нас!

- Будьте добры,

Очень спешу,

Билет мне. До Синь - Горы. -
Вас

Я, друзья, ни о чем не прошу

Просто -

Будьте добры.

Предлагает послушать отрывок из стихотворения А.Шибаева «слова, слова, слова» и привести примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.

Говорят добрые слова: «будьте добры», «очень приятно», «спасибо» и другие.




Учащиеся слушают отрывок из стихотворения

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Приводят примеры: кот, стол, пальто и т.д.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (к)

К11

Л4

П5

Р2

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Что же это за часть речи, которая живет в этом мире и дает название предметам?

Читает стихотвоение об имени существительном



Задает вопросы

Что такое имя существительное?

Подберите однокоренные слова к слову «существительное».

Свяжите термин имя существительное и слово существовать.

Для чего необходимо изучать имена существительные?

А теперь, ребята, попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запись теемы на доске.

Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке.

Имя существительное.

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы:

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Быва разного я рода:

Тротуар, окно,природа.

Изменяюсь я по членам, падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я...

Существительное.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предметы, события, явления природы.

Существо, сущность, существовать.

Все, что существует в мире, называется именем существительным.

Существительные называют предметы нашего мира.

Имена существительные необходимо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи.

«Существительное»,

«Общее значение имен существительных и их употребление в речи».

Запись темы в тетради.

Повторить изученное об имени существительном, его особенностях и употреблении в речи имен существительных.

П3

П8

К10

Л11

Целеполагание (р)

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Можно ли написать по усски расссказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке?

Оказывается можно.Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская.

Сейчас вы познакомитесь с текстом и попробуете узнать в тексте имена и существительные и доказать это.

Поработаем в парах.

(Текст размножен).

Прочитайте текст.



Найдите имена существительные, выпишите их.

Докажите, что это имена существительные.

Каждый из вас хорошо знает, что имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. Разве слова - доброта, милосердие, сострадание - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

А какие группы?

Нельзя. Можно. Не знаем.



Работа в парах.

Читают текст

Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка - то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

Имена существительные - это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки.

Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? и др.

П8

П15

К1

К5

Р3

Л10

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Где мы можем получить ответ на поставленный вопрос?

Предлагаю построить алгоритм действия.

Продолжим работу в парах.

Учебник поможет нам ответить на вопросы.

В парах выстраивают схему проекта выхода из затруднения.

Действия, которые необходимо предпринять

Поознакомиться с теорией учебника.

Составить план прочитанного.

Выписать ключевые слова.

Составить таблицу, схему или конспект.

Обсуждение в паре.

Рассказать изученный материал соседу по парте.

Рассказать изученный материал одноклассникам.

Выполнить упражнения по теме.

П4

П9

К2

Р2

Л12

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Работать будем в группах по 4 человека (записи оформляем в тетради и один из группы на компьютере).

Давайте применим полученный алгоритм, познакомимся с теоретическим материалом учебника на стр. 64, составим кластер по теоретическому материалу , выполнив задание на карточках, дополним кластер примерами.





Пример одной из четырех карточек:

Обсудите и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

Тетрадь, сомнение, стрельба, тоска, грусть, свежесть, белизна, прыжок, крикливость, стол, крупа, толпа, мука.

  1. Название предметов.

  2. Чувства и состояния человека.

  3. Действия.

  4. Признаки.

  5. Отвлеченные понятия.

  6. Вещества.

  7. Совокупность предметов и лиц.

Распределяются на группы по 4 человека.

Знакомятся с теоретичесим материалом учебника на стр. 64.

Составляют кластер:

имена существительные называют

предметы

явления

чувства, состояния человека

действия

отвлеченные понятия

признаки

вещества

совокупность предметов и лиц

общее значение предмета в широком смысле слова

П1

П2

К3

К4

К9

Р8

Л12

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Физминутка - музыкальная пауза «Поделись улыбкою своей!»

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она ктебе не раз еще вернется.

И тогда, наверняка,

Вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке,

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки!

Назовите имена существительные из «Песенки крошки Енота» по цепочке.

Что вы чувствовали, произнося эти слова?

А теперь давайте расскажем материал,над которым вы работали, скорректируем выводы, проверим правильность выполнения.

Вслед за учителем, стоя, под музыку инсценируют «Песенку крошки Енота» сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского.

Улыбаются друг другу.

Рисуют руками форму радуги и трут глаза.

Улыбаются друг другу.

Берутся за руки.

Делают танцевальные движения.

Изображают пиликание на скрипке.

Изображают руками движение волн ручейка и реки.

Улыбаются друг другу и хлопают в ладоши.

Улыбка, день, небо, радуга, облако, кузнечик, скрипка, ручеек, река, дружба, улыбка.

Радость на душе.

Проговаривают теоретический материал.

Показывают составленные кластеры.

Зачитывают примеры из карточек.

Ребята из других групп оценивают правильность выполнения.

Построение речевого высказывания в устной форме (п)

К7

К9

Р8

Л11

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Организует работу над упр. 738 (продолжаем работу в группах).

Просит прочитать задание, приступить к его выполненю.

Дополните кластер примерами из данного упр.

Работают с упр.738 (продолжают работу в группах).

Читают задание.

Определяют суффиксы, которые служат для образования существительных с отвлеченным значением.

Запоминают их написание.

Продолжают собственными примерами перечень слов с указанными суффиксами.

-изн(а)

-от(а)

-ость( )

-ни(е)

Сверяют результаты работы с другими группами.

П1

П2

П4

П19

Р7

Р3

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Дифференцированная работа на снове упражнений учебника.Организует работу над упражнениями:

Упр. 736 (для учащихся любого уровня). Сочинение - миниатюра.


Упр.737 (на уроке природоведения).


Упр. 739


Вопрос:

Всегда ли совпадает лексическое значение «предмет» и грамматическое значение «предмет»?

Представляют, что им вручили большую коробку с подарками. Пишут, что им хотелось бы в ней обнаружить. Объясняют, почему в их тексте будут преобладать имена существительные. Делают вывод.

При проверке читают 1-2 работы.

Находят в учебнике прродоведения небольшой текст - описание.

Пробуют прочитать его, пропуская имена существительные. Формулируют вывод о роли имен существительных в речи.

Объясняют лексическое значение существительных радость, корыстолюбие, милосердие приемом подбора синонимов.

Проверяют себя по словарику синонимов.

С двумя существительными составляют предложение.

Все существительные имеют общее граммматическое значение «предмет»(кто? что?), а лексические значения у нх могут быть разные.

Например, слово мир (словарь С.И.Ожегова) имеет 7 лексических значений.

К5

К9

П1

П4

Р2

Л9

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Организует рефлексию.

Продолжите фразы устно.

Составляем синквейн.



Домашнее задание.

Оценки.

Дети продолжают фразы:

У меня получилось...

Было интересно...

Теперь я знаю...

Предметы.

Важнейшие, понятные.

Называют, выражают, существуют.

Значения разные, общее одно.

Существительные.

Записывают в дневник

Упр.740 (письменно), упр. 735 (по желанию), рассказ теории № 53 по составленному кластеру.

К10





© 2010-2022