Конспект по русскому языку на тему Письмо как одна из разновидностей текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект по русскому языку на тему Письмо как одна из разновидностей текстаКонспект по русскому языку на тему Письмо как одна из разновидностей текстаКонспект по русскому языку на тему Письмо как одна из разновидностей текста

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Письмо как одна из разновидностей текста» (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: создание условий для: организации творческой деятельности обучающихся на уроке, развития речи детей, формирования интереса к эпистолярному жанру, любви и уважения к родному языку.

Задачи урока:

Образовательные:

пробудить интерес к эпистолярному жанру,

учить анализировать предложенный текст,

формировать умение правильно составлять текст письма,

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение»

(Б.Спиноза) (слайд 1)

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.



Актуализация

знаний



3. Постановка учебной цели.

Тема очень интересная , но чтобы сформулировать ее нам нужно выполнить задание.

Вставьте пропущенные буквы

(слайд 2)

Скри…ка, ш…повник, ра…печатать, сер…езный, (М, м)осква, н…винка,

Из этих букв составьте слово

Скрипка, шиповник, распечатать, серьезный, Москва, новинка

Выполняем самопроверку

+ выполнил правильно,

- не справился с заданием,

+- были ошибки

Какое слово получилось?

- Правильно, это письмо.

Сформулируйте тему урока.

Письмо.

Запишите число, классная работа и тему урока:

«Письмо»

-Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма? А кто вам пишет? О чем рассказывают письма? А вы сами пишете письма? Знаете ли вы, как правильно заполнить конверт? На все эти вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? (Научиться правильно писать письма.)

Выполняют задание




Отвечают на вопросы

формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.




Первичное закрепление знаний.







Словарная работа.

Прочитайте словарные слова словарик слова:

Конверт, фамилия, почтальон, улица, привет, индекс, область, район, город, село, здравствуй, адресат, адресант.

Найдите и выпишите имена существительные женского рода

Выполняем взаимопроверку

+ выполнил правильно,

- не справился с заданием,

+- были ошибки

Слово учителя

Когда у человека не было телефона, компьютера, он мог общаться с другими людьми только посредством слов , устного или письменного. Поэтому умение писать письма ценилось высоко.

- Что такое письмо? ( это послание кому-либо)

Какие бывают письма?

(Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, официальные, личные, письма в газету).

Кому мы пишём письма?

(Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным).

- С какой целью мы пишем письма?

(Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.)

- Что мы хотим узнать о человеке, которому пишем письмо?

(Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует).

Проблемный вопрос Для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф?

Вывод: Одним словом можно обидеть человека, принести ему боль и об этом потом долго жалеть. Когда человек пишет письмо, он задумывается над каждым словом

Отвечают на вопрос.

Используют информационный лист




Коллективная работа.







Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные

Закрепление изученного материала





Физ. минутка

1.Части, из которых состоит письмо любого вида

Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо.

Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

Основная часть.

- сообщение о новостях;
- вопросы к адресату;
- благодарности;
- просьба писать письма.

Заключение - выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

Подпись, дата.

Подписать конверт

Физкультминутка

2.Ребята! К нам гость. Кто это?

Печкин: Правильно. Это я. Почтальон Печкин. Я вам принес почту.

Учитель читает письмо А.П. Чехов «Ванька»

-Чего не хватает в этом письме?

-Получит ли его адресат?

-Что является главным, для того, чтобы адресат получил письмо?

Спасибо, ребята, за помощь, у меня для вас еще одно задание.

У меня в сумке перепутались картинки, помогите их собрать

Творческое задание «Пятый лишний»

Внимательно рассмотри картинки, убери пятую лишнюю

.

.

Коллективная работа



Выполняют физкультминутку

Коллективная работа

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные

( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов работы.

Пришло время подводить итоги

Понравился урок?

Что нового узнали?

Поставь себе оценку за урок

1. Мне было все понятно, я все смог сделать - 5

2. Мне было нелегко, но я справился - 4

3. Мне было трудно, я не все понял, но на следующем уроке я всё пойму - !

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Учащихся отвечают на вопросы


УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Запись учащимися задания в дневники.

Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012



© 2010-2022