Методические рекомендации к составлению плана урока русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации к составлению плана урока



При составлении плана урока в соответствии с методологическими принципами построения эффективного учебного занятия учителю целесообразно руководствоваться приведенными ниже в виде таблицы методическими рекомендациями.

Тема урока (Т): …………………………………………………………….

Цели урока (Ц): формулируются и записывается учителем после осмысления предполагаемого результата урока

Материал к уроку: пишется после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех этапов урока

План

В

ремя, мин

Элеме нты

структуры занятия

Содержание этапов занятия

Планирова ние действий

педагогической оценки

ПЭУ

Проверка домашнего задания (ДЗ) с




целью контроля качества усвоения материала.

Создание ситуации затруднения, приводящей к теме урока (Т)

Тема

(Т)

Объявляется и обязательно пишется на доске

Цель урока (Ц)

Перефразированная цель учителя.

Например: «Научить  Научиться…»

Задач

и урока (З)

Задач всегда три, так как они

показывают ученикам каким путем мы пойдем к цели по трем этапам урока

I этап

Название этапа урока, которое учитель записывает в плане для себя. Например:

«Понятие имени существительного»

Цель

1

1)

Формулируется для детей в форме побуждающего к размышлению вопроса, на который они должны ответить в конце I этапа урока. Например: «Давайте разберемся, что же такое имя существительное?»

Суть работы на I этапе

Логически выстроенная работа с определением: от примеров, фактов, опыта детей к определению нового понятия (индуктивно) или, наоборот, (если не хватает времени) к примерам, фактам, раскрывающим определение понятия (т.е. дедуктивно), в результате чего дети подводятся учителем к итогу этапа (И1)

Итог

1

1)

Иногда может делать ученик или несколько учеников, после чего итог этапа четко и достаточно эмоционально обязательно подводит сам учитель,

акцентируя внимание детей на самом главном

ЭЛП

Фраза-переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели II этапа урока (Ц2)

II

этап

Снова в плане пишется название этапа для себя. Например: «Распознавание имени существительного по существенным признакам на основе определения»

Цель

2 (Ц2)

Формулируется для детей в виде проблемы, побуждающего к размышлению и действию утверждения или вопроса, на который они должны дать ответ в конце II этапа урока. Например: «Интересно, а каким образом среди множества слов мы сумеем найти имя существительное?»

Суть работы на II этапе

Подобрать не более трех упражнений или заданий от простого к сложному, в работе над которыми требуется использование всех существенных признаков определения нового понятия и подвести, таким образом, учащихся к открытию алгоритма - общего порядка действий по правилу (определению, закону, формуле и т.п.) при решении типовой задачи

Итог

2 (И2)

Подводится также, как и на 1 этапе урока


ЭЛП

Фраза-переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели III этапа урока (Ц3)

III

этап

Опять в плане пишется название этапа для себя. Например: «Самостоятельная работа по применению полученных знаний»

Цель

3 (Ц3)

Формулируется для детей в форме побуждающего к действию утверждения или вопроса, на который они должны ответить самостоятельно в конце III этапа урока. Например: «Сейчас мы проверим, что же помогает безошибочно находить в тексте имена существительные»

Суть работы на

III этапе

Подобрать общую самостоятельную работу по стандарту образования, задания по вариантам или задания дифференцированные по уровню трудности - развивающие задания (РЗ) (в зависимости от сложности материала, уровня развития учащихся и типа урока) на использование определения и алгоритма его применения

Итог

3 (И3)

Подводится также, как на I и II этапах урока

ЗЭУ

Формулируется общий вывод по уроку (В) и дается мотивация перспективы (МП)

Выво

д по уроку (В)

Формулируется учащимися, а затем самим учителем эмоционально, четко с акцентом на главное по формуле: В = И1 + И2 + И3

МП

Формулируется учителем в форме интригующей фразы или вопроса, для ответа на который на следующем уроке необходимо качественное выполнение ДЗ

Примечания:

  1. Домашнее задание (ДЗ) может быть выдано на любом этапе урока (там, где это уместно), но оно должно быть продолжением самостоятельной работы ученика на уроке, которая в таком случае служит образцом учебных действий (УД). Это позволяет исключить затраты времени на инструктаж учеников по выполнению ДЗ. Объем письменных ДЗ не должен превышать 1/3 классной работы ученика. Объем устных ДЗ по одному предмету не должен превышать 30 минут, необходимых для его выполнения.

  2. Самостоятельные работы наиболее уместно проводить на ПЭУ и III этапе занятия, где можно организовать проверку знаний, умений и навыков по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Развивающие задания, рассчитанные на работу ученика в зоне его ближайшего развития, могут быть выданы на любом этапе урока.

  3. После составления плана учителю следует вписать все необходимое в графу

«Материал к уроку» и спланировать действия педагогической оценки: опрос знаний, умений и навыков учеников по выполнению ими развивающих заданий. Желательно, чтобы каждый ученик в классе за 40 минут урока смог получить минимум одну отметку по ФГОС и одну отметку за выполнение развивающего задания (РЗ).

  1. Время, отводимое учителем на проведение этапов, ориентировочно прикидывается по ходу составления плана и окончательно определяется после его корректировки и исправления неточностей и ошибок и заносится в соответствующую графу плана (см. колонку слева).

  2. Соблюдение элементов структуры занятия - нормативное требование при составлении плана занятия и проведения урока.

Выбор типа урока (урок формирования знаний, урок совершенствования умений и навыков или применения знаний на практике, сдвоенный урок формирования общих и теоретических знаний и совершенствования умений и навыков, урок повторения и систематизации знаний, урок контроля уровня учебных действий, комбинированный урок), продолжительности его этапов, организационных форм занятия (урок, урок-игра, лекция, семинар, практическое занятие, экскурсия, конференция, беседа, зачет и пр.), выбор конкретного содержания, а также форм и методов работы (методы формирования чувств, стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, формирования сознания (мышления), формирования поведения (воли) и деятельности, методы педагогической индивидуализации и интеграции знаний) - являются зоной творчества учителя. . Следует стремиться к тому, чтобы план урока не превышал 1 листа формата А4.



© 2010-2022