Урок 4 «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

МО Староминский район, Краснодарский край


УРОК №4

План-конспект открытого урока по русскому языку

по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е»

7 класс

Материал подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рубан Татьяна Ивановна

Цели:

1. Образовательные:

  • актуализировать знания о правописании НЕ с существительными и прилагательными,

  • осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на -О, -Е.

  • на основе полученных ранее знаний подвести учащихся к самостоятельному поиску решения проблемы по данной теме.

2. Развивающие:

  • формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

  • развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, учить сравнивать, анализировать, систематизировать материал, обобщать, делать выводы;

  • развивать творческое мышление обучающихся посредством обогащения словарного запаса (объяснить смысл пословицы, подобрать синонимы, выбрать верное употребление слова).

3. Воспитательные:

  • воспитание умения определять роль синтаксических норм при построении сложных предложений в культуре речи учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

  • воспитание духа сотрудничества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

учащиеся должны сформировать представление о том, как пишется НЕ с наречиями на -О, -Е. Соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на -О, -Е».

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • Развивать внимание, память, логическое мышление;

  • Умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

  • Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Познавательные УУД:

  • Обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи.

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, карточки с заданием.

Эпиграф

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью

Л.Н. Толстой


Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок изучения нового материала.

Но сначала мы вспомним, что знаем о наречии.

  1. Что такое наречие?

  2. На какие вопросы отвечают наречия, на какие смысловые группы делятся?

Слайд №2

Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение, замените наречиями, запишите в тетрадь.

Слушать во все уши - (внимательно)

Жить душа в душу - (дружно)

Тютелька в тютельку - (точно, точь-в-точь)

Как по маслу - (гладко, легко)

Всем миром - (сообща, вместе)

Не покладая рук - (без устали)

Что обозначают все записанные наречия?

Признак действия. Это наречия образа действия.

Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом?

Учиться.

Указывают ли некоторые из записанных наречий на признак глагола учиться?

Выберите эти наречия и скажите, как вы должны учиться.

Вместе, без устали, дружно, легко, , а ещё вы должны внимательно слушать учителя, неторопливо и правильно выполнять все задания.

Замените наречие ЛЕГКО синонимом с НЕ (нетрудно).

Можете ли вы объяснить, как надо написать НЕ в наречиях нетрудно и неторопливо?

На уроке мы постараемся объяснить это. Значит, над какой темой мы будем работать на уроке?

Формулировка темы урока.

Сегодня мы будем изучать тему «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е».

II. Актуализация опорных знаний

Слайд №3

Задание: даны словосочетания, вспомните, как пишутся НЕ с прилагательными, разделите эти словосочетания на группы, согласно правилу, и правильно запишите:
(Не) избежное поражение, (не) торопливые движения, (не) веселая, а грустная песня, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость.

1. Самостоятельная работа.

Сколько групп получилось? (Четыре)

Расскажите правило правописания НЕ с прилагательным.

III. Объяснение новой темы

Слайд№ 4

Задание: я заменила в словосочетаниях, с которыми вы работали, прилагательные наречиями, существительные глаголами, получились вот такие словосочетания.

Поражение неизбежно, двигаться неторопливо, петь не весело, а грустно, рассказывать далеко не интересно, гостить нечасто.

Сравните ваши записи с тем, что вы видите на слайде. Есть ли различия в написании НЕ с прилагательными и наречиями?

Нет.

Какой вывод мы можем сделать?

Правописание Не с наречиями на -О, -Е подчиняется тому же правилу, что и НЕ с прилагательными.

Сформулируйте правило раздельного и слитного написания НЕ с наречиями на -О, -Е.

А теперь сравните свои выводы с таблицей.

Слайд № 5

1. Таблица слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -О и -Е

Слитно Раздельно

1) без не не употребляется (нелепо);

2) можно заменить синонимом без НЕ (неискренне - фальшиво).

1) есть противопоставление с союзом а (не хороший, а плохой);

2) имеет пояснительные слова
далеко не, вовсе не, совсем не, отнюдь не,

ничуть не, нисколько не, никогда не.

2. Знакомство с орфограммой на с. 104, образцом рассуждения.

- А теперь объясните, почему наречия нетрудно и неторопливо надо писать слитно? (Потому что нет противопоставления с союзом А, можно подобрать синоним без НЕ (легко, медленно))

IV. Закрепление темы

1. Работа с текстом.

Задание: запишите предложения, по очереди объясняя правописание НЕ с наречиями.

1.Ложь (не) избежно приводит к беде. Соврёт - (не) дорого возьмёт. 2. Одна пчела (не) много мёду принесёт, а мало. (Не) долго думал, но ладно молвил. 3. (Не) лепо по мелочам обижаться на дорогих и близких людей. Говорил (не) громко, (не) тихо, а совершенно так, как следует.

4.Умное слово (не) тяжело, а легко. Легко сказать, да (не) легко доказать.

2. Физкультминутка.

Задание: называю наречия с НЕ. Если слово с НЕ пишется слитно, вы приседаете, если раздельно - поднимаете руки вверх.

Вовсе не интересно, неискренне, не далеко, а близко, неумолчно, нередко, невзначай, живут не богато, а бедно, недёшево, взлететь совсем не высоко, немного, негромко, посмотрел далеко не ласково, нелепо, пришить не крепко, а слабо.

3. Выполнение теста.

Слайд № 6

Вы должны в листе - помощнике записать буквы Р(раздельно) или С (слитно), устно объяснить.

ТЕСТ «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е»

1. Взлететь (не) высоко, а низко

2. Приезжал (не) часто

3. Писать (не) аккуратно

4. Выглядеть (не) ряшливо

5. Ушёл (не) далеко от дома

6. Читать (не)громко, но выразительно

7. Появиться (не) ожиданно

8. Учеба (не) забава, а труд

9. Вести себя (не) принуждённо

10. Поступил отнюдь (не) красиво

Для слабых учащихся предлагается тест, в котором уже есть пояснения, они в листе - помощнике тоже должны записать буквы Р и С. (Задание выполняется по карточкам)

ТЕСТ «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е»

1. Взлететь (не)высоко, а низко

Есть противопоставление с А

2. Приезжал (не) часто

Заменить синонимом - редко

3. Писать (не) аккуратно

Заменить синонимом - грязно

4. Выглядеть (не)ряшливо

Не употребляется без НЕ

5. Ушёл (не)далеко от дома

Заменить синонимом -близко

6. Читать (не)громко, но выразительно

Нет противопоставления с А

7. Появиться (не)ожиданно

Заменить синонимом - мгновенно

8. Учеба (не)забава, а труд.

Есть противопоставление с А

9. Вести себя (не)принуждённо

Заменить синонимом - свободно

10. Поступил отнюдь (не)красиво

К наречию относится слово отнюдь не

  1. Игра «Верно и неверно». В листе-помощнике ставим «+», если утверждение «верно», «-», если утверждение «неверно».

Учащиеся оценивают работу соседа по парте, используя ключ к заданию.

1.Верно, что не с наречием всегда пишется слитно;

2. Верно, что наречие недалеко пишется слитно;

3. Верно, что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-;

4. Верно, что вовсе не серьёзно пишется раздельно;

5. Верно, что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;

6. Верно, что наречие с НЕ пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не-;

7. Верно, что не редко пишется раздельно.

Работа в парах. Учащиеся оценивают работу соседа по парте по ключу.

Слайд № 6. Ключ к заданию.

___1________2_______3_______4_______5________6_______7____

- + - + + - -

V. Рефлексия

Как пишутся НЕ с наречиями на -О, -Е?

Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, легко.

Выставление оценок

VI. Домашнее задание:

параграф 36 с.104-105 - рассуждение;

упр.222.


© 2010-2022