Русские басни. Басня как литературный жанр

Русские басни. Басня как литературный жанр Дата проведения  4.10.13 Этапы урока Содержание Формирование УУД и технология оценивания I.                   Цель урока.   Цель: знакомство с жанром басни. Объяснение популярности басни.   Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.   Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения... II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.                                           2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.                                                                                                                                                                                                                                                                             3. Работа с текстом после чтения.   – Читаем текст на с. 123. Отвечаем на вопросы: – Что такое басня? – Почему басня популярна? – Как возник жанр басни?   Информация для учителя. Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце её обычно содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующие лица данного произведения – животные, птицы, растения, вещи. А то, что подвергается осмеянию, – это человеческие пороки. Басня – один из древнейших...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Литература, 5 класс


Русские басни. Басня как литературный жанр

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока.

Цель: знакомство с жанром басни. Объяснение популярности басни.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации - фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.






2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.


































3. Работа с текстом после чтения.

- Читаем текст на с. 123. Отвечаем на вопросы:

- Что такое басня?

- Почему басня популярна?

- Как возник жанр басни?

Информация для учителя.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце её обычно содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующие лица данного произведения - животные, птицы, растения, вещи. А то, что подвергается осмеянию, - это человеческие пороки.

Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший их в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Во Франции XVII века виднейшим баснописцем был французский поэт Жан Лафонтен.

А в России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева. Первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. Знамениты же у нас стали басни И.А. Крылова с их реализмом, юмором и превосходным языком.

- О чём мы будем сегодня говорить? Формулируем тему урока.

Басня как литературный жанр.

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» (В Почему она так сказала? О)

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. П

Олень и лев

Олень, убегая от охотников, очутился около пещеры, в которой жил лев, и вбежал туда, чтобы спрятаться. Но схватил его лев, и, погибая, олень молвил: «Злополучный я! (В Почему? О) убегал от людей, а попал зверю в когти!» П

Так иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.

Зайцы и лягушки

Поняли зайцы, какие они трусливые, и порешили, что лучше им всем разом утопиться. (В Зачем? О Наверное, от стыда?) Пришли они к обрыву над прудом, а лягушки у пруда как заслышали их топотанье, так и попрыгали в самую глубь. Увидел это один заяц и сказал остальным: «Давайте не будем топиться: (В Почему?) смотрите, и трусливее нас есть твари на свете». П

Так и для людей зрелище чужих несчастий служит одобрением в собственных невзгодах.

Волк и ягнёнок

Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка сожрать. (В Зачем понадобилось выискивать благовидный предлог? О)

Встал он выше по течению и начал попрекать ягнёнка, что тот мутит воду и не даёт пить. Ответил ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду (В Почему?), потому что стоит ниже по течению. П Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» (В Зачем? О Чтобы обвинить.) Ответил ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а всё-таки я тебя съем». П

Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

- Какие общие черты можно найти во всех этих текстах? (Они нравоучительные, они простые, они понятные, в них нет тайны).

- Сравните.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты? - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

- У меня можно купить всё, - прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

- И это всё?! - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

- Да, это всё, - ответил Бог. - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

- Как называется этот жанр? (Притча.)

- О чём рассказывает эта притча?

- Можно ли сразу понять её смысл?

- Есть ли здесь тайна?

(Притча - это то, что заставляет задуматься.)

- Читаем и анализируем текст на с. 127 (басня «Волк и ягнёнок»).

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват: (В Почему? О)

Тому в Истории мы тьму примеров слышим, П

(Заметьте, что слово «Истории» здесь с большой буквы.)

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

(Мы не можем напрямую никого осудить или восхвалить. Зато в состоянии рассказать одну интересную историю на ту же тему.)

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться, (В Какой? О)

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк, (В Почему волку надо придать делу законный вид? О Наверное, это не совсем волк, это начальник.)

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё

Моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». -

(Вот и повод нашёлся.)

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

(Заметьте, что речь ягнёнка опять-таки намекает на отношения начальник-подчинённый.)

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

(Тут же выдумывается другой повод.)

«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», -

Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». -

«Нет братьев у меня». - «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

(Хоть ты и отказываешься, но ситуация такова, что кто-то из вас меня обидел или оскорбил.)

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -

(И если я с тобой разделаюсь, то это будет справедливым возмещением того, как поступают со мной.)

«Ах, я чем виноват?» (В Прямой вопрос. О) - «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». П

Сказал - и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

- Индивидуальная работа: сравните басню Эзопа «Волк и ягнёнок» и аналогичную басню Крылова. Найдите отличия и выпишите их в таблицу.

- Работа в парах. Докажите, что «Волк и ягнёнок» Крылова - это нравоучительная история (докажите, что это притча). Приведите аргументы в пользу того и другого мнения.

Работа в группах (разберите по группам следующие басни Крылова: «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Волк и ягнёнок» и придумайте по три жизненных ситуации с использованием цитат из этих басен.

III. Итог урока.

Жанр басни предполагает историю поучительного характера, рассказанную с использованием животных, растений или предметов, не указывающую напрямую, но подразумевающую реальную жизненную ситуацию; осмеивающую человеческие слабости и пороки.

Своим иносказанием басня близка к притче, но ею не является из-за явного и чёткого вывода в конце - морали.

Популярность басен И.А. Крылова в талантливом сочетании иносказательности и узнаваемых жизненных ситуаций, которые остаются актуальными и сегодня.

IV. Домашнее задание.

Прочитать дома все басни И.А. Крылова (учебник, с. 125-130).

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 55-57.



© 2010-2022