Остаться ребенком в теле взрослого человека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Остаться «ребенком» в теле взрослого человека

(мотив детства в поэзии Олега Григорьева)

Имя Олега Григорьева вряд ли можно найти в списке детских писателей.

Олег Григорьев - незаурядный поэт с незаурядной биографией.

«Как в детство Олег Григорьев уходит в пьянство, в дикие загулы, попадает за решётку» (Вл. Бондаренко). Он дважды оказывался в «Крестах».

Вероятно, его драчливость, пребывание в алкогольном опьянении были единственно возможной формой существования ребёнка во взрослом теле.

Тема детства является основной темой его стихов, и она же объединяет его творчество с творчеством многих поэтов: Эдуарда Успенского, Бориса Заходера, Григория Остера и др.

В отличие от стихов того же Григория Остера «Вредные советы» стихи Олега Григорьева лаконичны, освобождены от дидактики, в них присутствует «сила удара».

Каждый детский поэт обращается к игре, как к основному виду деятельности ребёнка. Так, и у Григорьева можно обнаружить ряд стихов, освещающих тему игры. В игре ребёнок реализуется, раскрывает свой потенциал. Например, в стихе «Былина» дети перевоплощаются во взрослых, пытаются напугать друг друга, показывают ложную уверенность в себе.

Употребление суффикса в стихотворении с эпическим названием придаёт комический эффект. Происходит нагнетание атмосферы, орудие мести приобретают большую мощь. Дети не могут понять истинное положение ситуации, они переоценивают свои возможности: «Славочка НА заборике…НА скамеечке Боренька».

«Война титанов» приводит к неожиданному результату - нет восторжествовавшего и нет проигравшего. Воины становятся детьми, опускаются с небес на землю: «Плачет Славочка ПОД забориком. ПОД скамеечкой плачет Боренька». Для передачи иронии, чёрного юмора автором использована антитеза.

Игра должна быть увлекательна. Зачастую, ребёнок придумывает применение тому или иному предмету, играя с ним.

Шторы

Однажды я в шторы закутался,

Стал раскутываться и закутался.

Зато распутывался так старательно,

Что запутался окончательно.

Видимо, штора пошла винтом,

Но понял я это только потом,

Когда оторвалась штора,

Запутался я в которой.

Стихотворение «Этюд» отражает взгляд ребёнка на мир. Как правило, он, для ребёнка, ярок и неоднороден, удивителен и полон чудес.

Этюд

Сижу я в запахе тмина,

Пишу с натуры этюд.

Передо мной картина…

Не картина - салют!

Всё сверкает на солнце,

Красок таких и нет.

Жук упал на подсолнух,

Мух взорвался букет…

Сидеть на месте - это неинтересно, так не узнаешь мир. Здоровые дети подвижны.

Пятнашки

Мы с Серёжей, Колей, Сашей

Бегали в пятнашки,

Руки выпачкали сажей,

Пачкали рубашки.

Упали

Ловили в поле мотылька,

Столкнулись и упали.

Синяк-синяк, два синяка -

А мотыльки пропали.

Сидим в цветах, удручены,

Лохматые как качаны.

Мир детей должен быть понятен только им, поэтому они создают свой язык.

Шам и ше.

- Где вы были?

- Мы по крышам ходили.

- По шам или ше?

- Что - по шам или ше?

- По крышам или по крыше?

- По шам.

- Что - по шам?

- По крышам.

Опорный принцип стихотворений Григорьева - принцип о остранения.

Ребёнок открывает для себя мир, он с удивлением смотрит на обычные для взрослых предметы. Мир предстаёт деформированным.

Убеждение

- По твёрдому моему убеждению,

Надо воздух всё время в себя вдыхать,

А не то прекратится движение,

И человек будет только лежать.

- По глубокому моему убеждению,

После вдоха надо и выдыхать,

А то от вдохов получится расширение,

И человек станет только летать.

Дети не знакомы с понятием смерть, и поэтому они не испытывают страх в экстримальной ситуации, а реакции взрослых им кажутся смешными.

Карниз

Внизу стоят люди,

Мы по карнизу идём.

Ну и хохота будет,

Если мы упадём!

Стояли люди, стояли,

Лишь продрогли напрасно.

Мы, как назло, не упали.

Всех огорчили ужасно.

Комический эффект создаётся за счёт неправильного оценивания мира.

Открытие мира происходит путём сравнения. Ребёнок даёт толкование непонятному предмету, явлению, используя те не многочисленные знания, которые имеет. Поэтому его объяснения ложные.

Награда

Синяк я заслужил храбростью,

Как орден ношу его с радостью.

На всю жизнь

Ходил я против ветра носом.

Остался на всю жизнь курносым.

Батут

Если б знал, что падать тут,

Натянул бы я батут.

Для детей равносильны понятия добра и зла. Зло, как и добро, они творят бессознательно.

На кочке

Сижу я в болоте на кочке

И кушаю хлеб с колбасой.

Подходит ко мне незнакомец,

Размокший и страшно босой.

- Я провалился в болото -

Тоскливо, он мне говорит, -

Оставил там целых два бота,

Этюдник и теодолит.

Рюкзак с очень ценным снарядом

И то, в чём я кашу варил, -

Сказал так и плюхнулся рядом,

И больше он не говорил.

И был он настолько промокший

И до того босой,

Что я поделился с ним хлебом,

А также и колбасой.

От злости

И вот от злости

Я пришёл к нему в гости.

Настроение

Коля съел моё варенье,

Всё испортил настроение.

Я синяк ему поставил -

Настроение исправил.

Взрослые считают, что детство - безответственная пора существования. На самом деле - это жизнь по другим законам, жизнь, в которой, кроме игр и развлечений, есть свои трагедии и драмы. Как правило, у взрослых столько проблем, что они не обращают внимания на трагедии детей, не понимают всей их важности.

Упал я

Упал я - вот неудача!

Кругом же смех вместо плача.

Беда

Со мной случилась беда -

На меня упала звезда.

В коляске

Ревел человек в коляске,

Видно, хотел он ласки.

Мир взрослых враждебен и непонятен миру детей.

Очередь

Люди куда-то стоят

Прямо, потом назад,

В подворотню, сквозь дом,

В угол и снова кругом.

Мы проверили с другом:

Ни лавки, ни продавца.

Люди просто стоят друг за другом -

Без начала и без конца.

Генетика

Купил я прибор оптический.

Расшифровал свой код генетический.

По этому самому коду -

Нет мне в обществе ходу.

Хлопнул я громко дверями -

Отправился жить со зверями.

Дети делают свои маленькие открытия не только в процессе игры, но и в процессе учения.

Учился…

Учился в шести разных школах,

Но остался олухом олух.

Где справедливость?

Клоков получал «единицы»,

А его называли «двоечник».

А я получал «двойки»,

«тройки»,

«четверки»,

«пятерки»,

А меня называли «троечник».

В школе дети получают новые знания, и эти знания они проверяют на практике.

Опыт

Чтоб убедиться,

Что воздух упруг,

В трубку забьем

Картошины круг.

Поршнем нажмем

С другой стороны -

Вылетит пробка

До той стены.

Пробка ударила

Клокова в лоб.

Клоков затылком

О глобус хлоп.

Два полушарья

Летят со стола

И отлетают

В два разных угла.

Юг на север,

Север на юг,

Оттого что

Воздух упруг.

К сожалению, не всегда учение приносит удовольствие и желаемые отметки.

Дети, обладающие большим воображением, изобрели способы исправления плохих оценок.

Война

Петров вел войну

С «двойками» и «единицами»:

Вырывал листы,

Ловко складывал,

И они улетали в окошко птицами.

Двойка

Сидоров хотел опять

Переправить «три» на «пять».

«три», конечно же, не «два»,

Но похвалят ли - едва.

Вот «пятерка» - это ЗНАК!..

Но, к несчастью, вышел брак.

Так протер, что не понять,

«тройка» это или «пять».

Математик почему-то

«двойку» с «тройкой» перепутал.

Из «пятерки» вычел «тройку»

И поставил сверху «двойку»…

Скорчил Сидоров усмешку

Со слезами вперемешку.

Ребенок сидит неподвижен, задумчив, ему больше не хочется бегать, что-то изобретать, делать открытия. Не заболел ли он? Нет, его неподвижность - сигнал взросления, роста.

Почему ты молчишь?

- Сизов, почему ты молчишь?

- Я слушаю тишь.

- Разве можно услышать тишь?

- Можно, если ты помолчишь.

Григорьеву удалось остаться «ребенком» в теле взрослого человека, не смотря на все притеснения. Тема детства является не только основной темой его произведений. Григорьев сам живет по законам детей, потому что только человек, обладающий «сознанием ребенка», может обратить внимание на мелкие, незаметные глазу взрослого детали в общей картине, как в стихе «Этюд», найти оригинальное применение обычным предметам, как в стихе «Шторы», придумать необычные слова, тайный язык. В основном, все взрослые считают это шалостями детей, глупостями, на которые не стоит тратить время, а ведь из всех этих забав состоит жизнь «маленького человека» и у него особые счастье и горе, свои проблемы, поэтому ребенка нужно воспринимать, как полноценного члена общества.









© 2010-2022