Экзамен по русскому языку

Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральным государственными образовательными стандартами начального профессионального или среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).  Экзамен по дисциплине «Русский язык» за курс среднего (полного) общего образования в учреждениях  профессионального образования  п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Прокопьевский электромашиностроительный техникум»



УТВЕРЖДАЮ:


Директор ГОУ СПО ПЭМСТ


_____________ О.В.Богачек


«_____» _______________

Экзаменационные материалы для проведения итогового контроля учебных достижений обучающихся ГОУ СПО ПЭМСТ по дисциплине «Русский язык» при реализации основной профессиональной образовательной программы «Профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов» с получением среднего (полного) общего образования.















Прокопьевск 2013


ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК ООД и ЕН

«___»_________2013 г. Пр. №____

Председатель ПЦК

_______________О.Н. Галузина




Составитель: Терентьева О.С.

Рецензент:





















Содержание

Пояснительная записка

4

1. Варианты экзаменационной работы

8

2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по дисциплине «Русский язык» для составления экзаменационной работы письменного экзамена в ГОУ СПО ПЭМСТ

32

3. Перечень элементов содержания по дисциплине «Русский язык» для составления экзаменационной работы письменного экзамена в ГОУ СПО ПЭМСТ

33

Приложение 1. Инструкция для обучающихся по оформлению письменной

36

экзаменационной работы по дисциплине «Русский язык»







Пояснительная записка

Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральным государственными образовательными стандартами начального профессионального или среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).

Экзамен по дисциплине «Русский язык» за курс среднего (полного) общего образования в учреждениях профессионального образования при реализации основной профессиональной образовательной программы «Профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов» с получением среднего (полного) общего образования является обязательным.

Экзамен по русскому языку проводится письменно за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию, с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку дается 4 астрономических часа (240 минут).

Комплект контрольных материалов состоит из четырёх вариантов. Каждый вариант включает две части: обязательную и дополнительную. В обязательную часть включены задания минимально обязательного уровня, в дополнительную - более сложные.

В обязательную часть работы включены задания базового уровня по всем основным разделам требований государственного образовательного стандарта: «язык и речь»; «лексика и фразеология»; «фонетика, орфоэпия, графика, орфография»; «морфемика, словообразование, орфография»; «морфология и орфография»; «синтаксис и пунктуация». При выполнении заданий обязательной части обучающиеся должны продемонстрировать базовую компетентность. Обязательная часть содержит 22 задания.

Дополнительная часть направлена на проверку владения материалом на повышенном уровне и содержит 6 заданий повышенного уровня сложности из различных разделов курса русского языка.

Работа выполняется на листах с печатным текстом варианта экзаменационной работы. Прежде чем записать ответ в экзаменационную работу, рекомендуется выполнить задание на листах для черновика. Перед началом выполнения экзаменационной работы обучающиеся должны заполнить лист с личными данными под руководством преподавателя, внимательно ознакомиться с заданиями и со шкалой перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.

Выполнение каждого из заданий экзаменационной работы оценивается в баллах, которые приведены в скобках около номера задания. Если приводится неверный ответ или нет никакого ответа, обучающийся получает 0 баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5».

Начинать работу нужно с заданий обязательной части, выполнение которой оценивается на «3». После того, как обучающийся наберет необходимое количество баллов для удовлетворительной отметки, необходимо приступить к выполнению заданий дополнительной части, чтобы повысить отметку до «4» или «5».



Критерии оценки экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий


№ задания

Количество правильных ответов

Количество баллов за каждое задание

1, 3-5, 14-22

1

1

27-28

1

3

2, 6-13

Количество ошибок

Количество баллов

0

1

1 и более

0

23-25

Количество ошибок

Количество баллов

0

3

1

2

2

1

3 и более

0

26

Количество ошибок

Количество баллов

0

3

2

2

4

1

5 и более

0

* Если приводится неверный ответ или не приводится никакой ответ, за задание выставляется 0 баллов.

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе


Отметка

Необходимое количество баллов

«3» («удовлетворительно»)

14-22

«4» («хорошо»)

23-31

(не менее одного задания дополнительной части)

«5» («отлично»)

32-40

(не менее трех заданий дополнительной части)

Шкала перевода баллов в отметки может быть размещена в инструкции для обучающегося.

Текст краткой инструкции для обучающихся приводится в Приложении 1., которая остается на столах до завершения работы.



















ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В ВИДЕ НАБОРА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

НА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЗА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧАЩЕГОСЯ (ЩЕЙСЯ) ГРУППЫ ____________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

ВАРИАНТ № ________



















Вариант 1

Обязательная часть.

  1. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните.

А) стараться Б) синий В) прелестный Г) грустный


  1. (1 балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении, подчеркните их:

А) справочный стол Б) деревянный стол

В) операционный стол Г) обеденный стол


  1. (1 балл) Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень крепко. Ответ подчеркните.

А) гусь лапчатый Б) тише воды, ниже травы

В) рукой подать Г) без задних ног (спать)


  1. (1 балл) Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните.

А) Неактуальный, безынициативный, создатель Б) Организовать, объяснение, объезд

В) Неплохо, законсервировать, прибежать Г) Подошел, бездействие, объединиться

5. (1 балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить слово ПУГАННЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ПУГЛИВЫЙ на слово ПУГАННЫЙ.

А) Заяц - осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от любой опасности стремительным бегством.

Б) Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной.

В) На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство - кнут.

Г) ПУГЛИВЫЙ змеёй и веревки боится.

Ответ:__________________________________________________________________


  1. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах:

А) зайц… Б) круглолиц…й В) интеллигенц…я Г) ц…ган

7. (1 балл) Допишите нужное окончание:

А) на песчаной отмел… Б) от березовой рощ…

В) в моей тетрад… Г) был в библиотек…

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…дать товарища, пр…делать ручку, пр…фронтовая полоса,

мягкое пр…земление, пр…ступить черту, пр…следовать добычу

с приставкой при-

с приставкой пре-


9. (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие - с двумя нн. Запишите их в две колонки:

глиня…ый, воробьи…ый, телефо…ый, лимо…ый, шерстя…ой, сви…ой

с н

с нн



10. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

А) всех милее Б) ящик мандаринов В) подошел к ему Г) жарких пустынь

Ответ:____________________________________________________________________

11. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и запишите словосочетания правильно.

А) старая шимпанзе Б) большое Сочи В) красивый тюль Г) широкая авеню

Ответ:____________________________________________________________________

12. (1 балл) Распределите слова в нужную колонку и запишите правильно.

не могу удержат...ся, умелый набор...щик, скоро появит...ся, клян...чить угощение, распахнуть настеж…, бежать проч…

Слова с мягким знаком

Слова без мягкого знака




  1. (1 балл) Вставьте устно пропущенные буквы. Выпишите строчку, где во всех словах пишется буква Я.

А) краски выгор..т, колебл..щиеся листья Б) рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу

В) маляры крас..т, ненавид..щий обман Г) флаги ре..т, люб..щие искусство

Ответ:________________________________________________________________

14. (1 балл) Выпишите предложение, в котором на месте пропусков должна стоять буква И.

А) поместье обедн...ло Б) я обессил...л от тяжкого труда

В) солдат обескров...л от раны Г) голод ослаб...л организм

Ответ:__________________________________________________________________

15. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

А) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.

Б) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

В) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода.

Г) Владимир был худ и (не)хорош собою.

Ответ:___________________________________________________________________


16. (1 балл) Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и.

Подчеркните это предложение.

А) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.

Б)Стволы деревьев, освещенные огнем костра, шевелятся и тоже напоминают монахов.

В)Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и реализации его в художественном образе.


17. (1 балл) Определите предложение, в котором нужно поставить одну запятую, и расставьте запятые.

А) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.

Б) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.

В) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

Г) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.


18. (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и запишите его в исправленном виде.

А) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Б) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершён сложнейший научный эксперимент.

В) Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно.

Г) Последнее, на чём следует остановиться, - это композиция романа.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________


19. (1 балл) Выберите грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

А) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.

Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Силотэ-Алиня.

В) географ В.Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

Г) уже стемнело.

Прочитайте ниже приведенный текст и

выполните задания 20-22

1) … (2) Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путем поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3) Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить свое высокое божественное назначение. (4) И они готовы добиться своей цели. (5) В своем мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6) … и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.

20. (1 балл) В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте, и отметьте его знаком «+».

А) Взгляды основоположников мировых религий оптимистичны.

Б) Взгляды основоположников мировых религий пессимистичны.

В)Взгляды большинства сторонников атеизма крайне индивидуалистичны.

Г) Взгляды большинства сторонников атеизма в основе своей альтруистичны.

21. (1 балл) Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

А) Прежде всего Б) Однако В) Несмотря на это Г) Поэтому

22. (1 балл) Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой в третьем (3) предложении приведенного выше текста.

А) которому необходимо измениться Б) необходимо измениться

В) измениться Г) которому необходимо

Дополнительная часть

23. (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания.

Я посмотрел на клён и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь.


  1. (3 балла) Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.

    1. (В)след летели телеграммы, потому (что) времени совсем (не) было.

Б) Ребята побежали (на)встречу ему так (же)быстро, как и он сам.

  1. (Не)смотря на занятость, я помогал другу.


  1. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

А) человеческий - человечный; Б) орудие - оружие.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. (3 балла) Прочитайте текст. Вставьте письменно пропущенные буквы.

В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме л...сов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой прит…гательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увид…ть в Мещорском крае? Цв…тущие или скоше.....ые луга, с…сновые боры, поемные и лесные озера, ст…га, пахнущие сухим и теплым сеном. В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры. И в…ршины сосен гнутся вслед прол…тающим обл…кам. В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной в…дой, обширные болота, п..крытые ольхой и осиной, од....нокие, обугленные от старости избы лесников, пески, мо…..евельник, кос... ки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.


  1. (3 балла) Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, и подчеркните его.

    1. В Мещорском крае заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Б) Мещорский край богат лесами и лугами.

  1. В Мещорском крае можно увидеть озера, болота, избы лесников, косяки журавлей и звезды.


  1. (3 балла) Прочитайте следующее предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Подчеркните правильное объяснение.

Дорог и памятен для каждого человека тот день (...) когда осуществляются его заветные стремления.

  1. запятая нужна, т. к. это сложное предложение с разными видами союзной связи;

Б) запятая нужна, т. к. это сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным;

  1. запятая не нужна, т. к. это простое предложение;

Г) запятая нужна, т. к. это сложносочиненное предложение.


Вариант 2

Обязательная часть.

1. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните.

А) звездный Б) щель В) песня Г) лазурь

2. (1 балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении, подчеркните их:

А) работа кипит Б) вода кипит

В) молоко кипит Г) кипит от негодования

3. (1 балл) Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень рано. Ответ подчеркните.

А) бить баклуши Б) с первыми петухами

В) ни рыбо ни мясо Г) тут как тут

4. (1 балл) Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните.

А) Приоткрыть, прибрежный, отказ Б) Навсегда, переплыть, перевозка

В) Вымыть, заучить, сыграть Г) Кое-где, безбилетный, неправильный

5. (1 балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ОДЕТЬ на слово НАДЕТЬ.

А) Мишка ОДЕЛ братишку потеплее, и они побежали к реке.

Б) На выпускной вечер Ольга ОДЕЛА длинное серебристое платье.

В) Я ОДЕНУ тебя в шелка, твои плечи укрою мехом.

Г) На праздник взрослые ОДЕЛИ малышей в карнавальные костюмы.

Ответ:___________________________________________________________________________

6. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах:

А) овц… Б) лисиц…н В) ц…пленок Г) ц…нга

7. (1 балл) Допишите нужное окончание:

А) ходил в шинел… Б) служил в арми…

В) на нижней ветк… Г) участвовал в чемпионат…

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…школьный участок, непр…одолимое желание, пр…быть к месту службы, пр…рвать отношения, незабываемое пр…ключение, пр…красная погода

с приставкой при-

с приставкой пре-



9. (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие - с двумя нн. Запишите их в две колонки:

тума…ый, песча…ый, ю…ый, соломе…ый, осе…ий, листве…ый

с н

с нн



10. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

А) в обеих руках Б) полезайте наверх В) двое собак Г) сладчайший сон

Ответ:____________________________________________________________________

11. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и запишите словосочетания правильно.

А) заслуженное пенальти Б) старая мозоль В) белая рояль Г) опасная Лимпопо

Ответ:____________________________________________________________________

12. (1 балл) Распределите слова в нужную колонку и запишите правильно.

Мимо строящихся дач…, ударить наотмаш…, выходить замуж…, солнечный луч…, очень береч…, большая прос…ба

Слова с мягким знаком

Слова без мягкого знака



13. (1 балл) Вставьте устно пропущенные буквы. Выпишите строчку, где во всех словах пишется буква Ю.

А) кол…щая лед, бор…тся за титул Б) стро…щийся дом, тучи брод…т

В) реж…щий станок, спе…щая клубника Г) та…щий снег, они руб…т дрова

Ответ:________________________________________________________________

14. (1 балл) Выпишите предложение, в котором на месте пропусков должна стоять буква И.

А) Мягко стел…т, жестко спать Б) Люб…т он сильно, сильней ненавид…т

В) Кто рано се…т, семян не теря…т Г) Ветер едва колебл…т паруса

Ответ:__________________________________________________________________

15. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

А) Она была далеко (не)красавица.

Б) (Не)видимкою луна освещает снег летучий.

В) Меня (не)много удивила (не)зависимость ее суждений.

Г) Сад был (не)большой, но густой.

Ответ:___________________________________________________________________


16. (1 балл) Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и.

Подчеркните это предложение.

А) Уже давно стемнело и звезды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

Б) Далекие страны и таинственные названия манили его к себе и невероятно будоражили воображение.

В) За околицей запели и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.


17. (1 балл) Определите предложения, в которых нужно поставить одну запятую, и расставьте запятые.

А) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.

Б) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.

В) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.

Г) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.


18. (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и запишите его в исправленном виде.

А) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни.

Б) Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав.

В) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.

Г) Перепуганные огромными волнами, жители острова бросились врассыпную.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________


19. (1 балл) Выберите грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.

Читая книги зоолога А.Брема,

А) становится очень интересно.

Б) основные мысли выражены в ней правильно.

В) радостно удивляешься причудливости мира.

Г) это не исследования, а жизнеописания животных.

Прочитайте ниже приведенный текст и

выполните задания 20-22

(1)… (2) В них проверяется, насколько благородный герой достоин быть членом рыцарского сословия. (3) Столкнувшись с опасностью, герои в отличие от авантюристов более поздних веков, которые действуют на свой страх и риск, поступают в строгом соответствии с кодексом рыцарского поведения. (4)Романы воспринимались слушателями не как рассказ о реальных событиях далекого прошлого, а как выдумка, сказка, сочиненная поэтом. (5)Да и сам автор был не прочь подчеркнуть свои способности сочинителя. (6) … с рыцарских романов утвердилось право литературы на художественный вымысел.

20. (1 балл) В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте, и отметьте его знаком «+».

А) В романе обычно есть описание чудес.

Б) Повествование в средневековом романе представляет собой цепь приключений-авантюр.

В) В сочинениях трубадуров наряду с великими мужами древности и библейскими персонажами стали появляться и новые герои: король Артур, Тристан, Ланселот.

Г) Действие каждого романа начинается при дворе легендарного короля Артура.

21. (1 балл) Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

А) Например Б) Однако В) Кроме того Г) Именно

22. (1 балл) Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой в одном из предложений приведенного выше текста.

А) герои действуют (предложение 3) Б) поступают (предложение 3)

В) которые действуют (предложение 3) Г) автор был (предложение 5)

Дополнительная часть

23. (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания.

Туман стал так силен что несмотря на то что рассветало не видно было в десяти шагах перед собою.


24. (3 балла) Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.

А) (В)начале ХХ столетия мрачный пессимизм Уэллса сменяется надеждой на социальный прогресс, (по)этому он пишет юмористические романы.

Б) Рубенсу приходилось брать много учеников, потому(что) справиться (в)одиночку с потоком заказов он не мог.

В) (В)последствии необходимо помнить о прошлых ошибках, что(бы) не повторять их вновь.

25. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

А) лесной - лесистый Б) абонент - абонемент

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


26. (3 балла) Прочитайте текст. Вставьте письменно пропущенные буквы.

Основной целью эксп…диции британского корабля «Бигль» было изучение и нан…сение на карту морей, омывающих Южную Америку. Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина: во время плавания он собрал важные док…зательства теории возн…кновения новых видов. Идея о том, что все р…стения и животные произошли от более ра…..их видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде об…тания, принадлежала не Дарвину, но именно он об…яснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы - вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распростране….ы птицы с мощными короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить с…мена. Там же, где эти птицы к…рмились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, п…тающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостре…..ыми.

27. (3 балла) Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, и подчеркните его.

А) Об экспедиции британского корабля «Бигль» к Южной Америке все знают потому, что на его борту был Чарльз Дарвин, будущий великий ученый.

Б) Во время экспедиции Дарвин собрал данные, помогающие понять, как происходит эволюция в растительном и животном мире.

В) Форма клюва вьюрков - птиц, живущих на Галапагосских островах, - зависит от того, чем они кормятся.

Г) Автором идеи о том, что растения и животные видоизменяются, приспосабливаясь к окружающей среде, был не Дарвин.


28. (3 балла) Прочитайте следующее предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Подчеркните правильное объяснение.


Слуги в прежние времена носили блюда на званых обедах по чинам (…) и поэтому сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.


А) запятая нужна, т. к. это сложное предложение с разными видами союзной связи;

Б) запятая нужна, т. к. это сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным;

В) запятая не нужна, т. к. это простое предложение;

Г) запятая нужна, т. к. это сложносочиненное предложение.



Вариант 3

Обязательная часть.


1. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните.

А) польют Б) яблоко В) радостный Г) поздно

2. (1 балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении, подчеркните их:

А) черный хлеб Б) черная душа

В) черный плащ Г) черные джинсы

3. (1 балл) Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию ничего не делать. Ответ подчеркните.

А) правая рука Б) тише воды, ниже травы

В) рукой подать Г) бить баклуши

4. (1 балл) Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните.

А) подсмотреть, никто, придорожный Б) переходить, выигрыш, по-дружески

В) задание, недруг, прибалтийский Г) по-летнему, пришкольный, приблизиться

5. (1 балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить слово ИСКУССТВЕННЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ИСКУСНЫЙ на слово ИСКУССТВЕННЫЙ.

А) Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

Б) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ веселость постепенно сменялась подавленностью.

В) Он был ИСКУСНЫМ оратором, и его всегда слушали с большим вниманием.

Г) ИСКУСНЫЙ пловец успешно преодолеет эту дистанцию.

Ответ:__________________________________________________________________________

6. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах:

А) мотоц…кл Б) на ц…почках В) ц…фра Г) ц…ркуль

7. (1 балл) Допишите нужное окончание:

А) на зеленой ел… Б) нуждался в хлеб…

В) о своей гореч… Г) лежал на палуб…

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…ходящая няня, пр…даваться воспоминаниям, беспр…рывные дожди, принести пр…сягу, пр…секать злоупотребления, жить в Пр…морье

с приставкой при-

с приставкой пре-


9. (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие - с двумя нн. Запишите их в две колонки:

лекцио…ый, оловя…ый, жизне…ый, зеле…ый, серебря…ый, исти…ый

с н

с нн



10. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

А) после заморозков Б) менее сладкий В) несколько армянов Г) клади аккуратней

Ответ:____________________________________________________________________

11. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и запишите словосочетания правильно.

А) дрессированный кенгуру Б) жаркий Сахара В) детская шампунь Г) черный кофе

Ответ:____________________________________________________________________

12. (1 балл) Распределите слова в нужную колонку и запишите правильно.

Упасть навзнич…, много туч…, пострич… наголо, футбольный мяч…, суп горяч…, спелая рож…

Слова с мягким знаком

Слова без мягкого знака



13. (1 балл) Вставьте устно пропущенные буквы. Выпишите строчку, где во всех словах пишется буква Ю.

А) се…щий дождик, тучи стел…тся Б) рабочие стро..т, числ…щееся по списку

В) маляры крас..т, ненавид..щий обман Г) флаги ре..т, люб..щие искусство

Ответ:________________________________________________________________

14. (1 балл) Выпишите предложения, в которых на месте пропусков должна стоять буква Е.

А) Сумрак ночи уход…т Б) Его перо любовью дыш…т

В) Сын давно не пиш…т Г) Ель кол…т мне лицо

Ответ:__________________________________________________________________

15. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

А) Овражек так себе, (не)глубокий.

Б) Встретили нас вовсе (не)дружелюбно.

В) (Не)сколько солдат ринулись в толпу.

Г) Поднялось (не)греющее солнце.

Ответ:___________________________________________________________________


16. (1 балл) Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и.

Подчеркните эти предложения.

А) Всем хотелось спать и теплая, ласковая ночь с мягким шелестом трав располагала к этому.

Б) Во дворе посадили деревья и к вечеру в новый дом уже приехали первые жильцы.

В) Идешь по весеннему лесу и удивляешься буйной силе земли, дающей жизнь всему на ней.


17. (1 балл) Определите предложение, в котором нужно поставить одну запятую, и расставьте запятые.

А) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.

Б) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.

В) Снаряды рвались справа и слева и впереди.

Г) От него не было ни слуху ни духу.


18. (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и запишите его в исправленном виде.

А) По окончании института многие выпускники поехали работать в сибирские сёла.

Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.

В) Мы достигли и водрузили на горной вершине флажок нашей экспедиции.

Г) Кто, как не твой отец, научил многих из нас не сдаваться жизненным трудностям?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________


19. (1 балл) Выберите грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.

Переходя улицу,

А) можно только на зеленый свет.

Б)часто нарушаются правила.

В)меня оштрафовал милиционер.

Г)не нарушайте правила дорожного движения.

Прочитайте ниже приведенный текст и

выполните задания 20-22

1)… 2) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera - «комната» и obscurus - «темный») - приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. 3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. 4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. 5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus - «светлый»). 6) …. благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.

20. (1 балл) В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте, и отметьте его знаком «+».

А) Первое изображение камеры-обскуры относится к 1545 году.

Б) В середине 19 века был создан фотографический материал, доживший до наших дней - фотопластинки.

В) Великий греческий ученый Аристотель еще в 4 веке до н.э. описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие, рисует на стене тот пейзаж (перевернутый, тусклый, но без искажений), который виден за окном.

Г) В 1890 году Дж. Истмен сконструировал первую портативную фотокамеру «Кодак»№1, прототип всей современной фотографической техники.

21. (1 балл) Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

А) Итак Б) Однако В) Именно Г) Например

22. (1 балл) Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой в одном из предложений приведенного выше текста.

А) камера-обскура - приспособление для срисовывания (предложение 2)

Б) конструкция менялась (предложение 3)

В) ящик сделали (предложение 4) Г) сфокусировать (предложение 4)

Дополнительная часть

23. (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания.

К ним (часам) все так привыкли что если бы они пропали как-нибудь чудом со стены грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь.


24. (3 балла) Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.

А) В тундре, (НА)ПРИМЕР, ТО(ЖЕ) есть свои красивейшие места.

Б) В открытое окно поезда пахло дождем и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции.

В) Я заболел (В)НАЧАЛЕ осени, и это ТО(ЖЕ) (В)КОНЕЦ меня расстроило.

25. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

А) осуждение - обсуждение Б) сытный - сытый

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


26. (3 балла) Прочитайте текст. Вставьте письменно пропущенные буквы.

В состав всех сн…рядов для фейерверка входят ч…рный порох для выстреливания из пусковой трубы и подж…гающий его огнепроводный шнур. Взрыватель замедле…..ого действия подж…гает разрывной снаряд высоко над землей. В высотном снаряде европейского типа (А) ра…рывной заряд подж…гает зерна состава, горящего цветным пламенем. При взрыве возн…кает шар из разноцветных звезд. В высотном заряде восточного (хризантемного) типа (Б) зерна фейерверочного состава распол…гаются вокруг снаряда. При взрыве они разл…таются, образуя шар из разноцветных лепестков. Снаряды многократного разрыва (В) имеют несколько секций; каждая заполне…..а своим горючим составом, и все они соед…нены взрывателями замедле…..ого действия. При их последов…тельном разрыве в небе по…вляются разноцветные шары из звезд.


27. (3 балла) Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, и подчеркните его.

А) Классический фейерверк (от нем. Feuer - «огонь» и Werk - «дело»), своеобразная светомузыка прошлого, совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени.

Б) Следует различать салют (от фр. - salut - «приветствие»), который относится к военной области и производится холостыми залпами из боевых орудий, и фейерверк - праздничные декоративные огни для забавы.

В) Фейерверк устроен следующим образом: высоко над землей взрыватель поджигает снаряд, и мы видим фигуры, горящие цветным пламенем.




28. (3 балла) Прочитайте следующее предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Подчеркните правильное объяснение.

В романе «Игрок» (…) действие которого разворачивается в Западной Европе, исключительно сильны автобиографические мотивы.

А)запятая нужна, т. к. это сложное предложение с разными видами союзной связи;

Б) запятая нужна, т. к. это сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным;

В)запятая не нужна, т. к. это простое предложение;

Г) запятая нужна, т. к. это сложносочиненное предложение.




Вариант 4

Обязательная часть.


1. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните.

А) якорь Б) борьба В) расчет Г) ядовитый

2. (1 балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении, подчеркните их:

А) ножка ребенка Б) ножка стола

В) ручка двери Г) левая рука

3. (1 балл) Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию главный помощник. Ответ подчеркните.

А) тут как тут Б) заговаривать зубы

В) правая рука Г) пускать пыль в глаза

4. (1 балл) Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните.

А) Неактивный, престранный, выдумщик Б) Подъезд, по-волчьи, подводник

В) Преклонный, выскочка, подосиновик Г) Переделать, вынырнуть, съехать

5. (1 балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова УДАЧЛИВЫЙ нужно употребить слово УДАЧНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово УДАЧЛИВЫЙ на слово УДАЧНЫЙ.

А) Прозаик написал УДАЧЛИВОЕ произведение.

Б) Моего брата неслучайно называют УДАЧЛИВЫМ человеком.

В) Не знаю, УДАЧЛИВЫЙ ли он человек.

Г) Человек, УДАЧЛИВЫЙ в делах, вызывает невольную зависть окружающих.

Ответ:__________________________________________________________________________

6. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах:

А) сестриц…на Б) живописц… В) ц…фра Г) ц…клоп

7. (1 балл) Допишите нужное окончание:

А) любовь к Родин… Б) весь в позолот…

В) забыл о неприязн… Г) о грустном извести…

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…ходить на работу, пр…уменьшить опасность, пр…возмочь недомогание, пр…рвать спектакль, пр…льститься наживой, пр…небрегать советом

с приставкой при-

с приставкой пре-



9. (1 балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие - с двумя нн. Запишите их в две колонки:

орли…ый, време…ый, рья…ый, серебря…ый, деревя…ый, зако…ый

с н

с нн



10. (1 балл) Определите, в каком словосочетании допущена ошибка. Подчеркните его и напишите правильно.

А) двумстам сорока трем Б) рядом с ними В) самый умнейший Г) плантации чая

Ответ:____________________________________________________________________

11. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и запишите словосочетания правильно.

А) большое Токио Б) красный какаду В) стабильное евро Г) высокая антресоль

Ответ:____________________________________________________________________

12. (1 балл) Распределите слова в нужную колонку и запишите правильно.

Закон…чить чтение, учиш…ся в школе, походный марш…, фальш… в голосе, остановиться на ноч…лег, помощ… по дому

Слова с мягким знаком

Слова без мягкого знака



13. (1 балл) Вставьте устно пропущенные буквы. Выпишите строчку, где во всех словах пишется буква Я.

А) внуша…т доверие, беспоко…щаяся мать Б) выгоня…т из класса, завис…щие от погоды

В) терп…т насмешки, вид…щий цель Г) встрет…т на перроне, молч…щий о тайне

Ответ:________________________________________________________________

14. (1 балл) Выпишите предложение, в котором на месте пропусков должна стоять буква И.

А) выбирать не приход…тся Б) тростник не колыш…тся

В) ребенок больше не плач…т Г) ветер успокаива…тся

Ответ:__________________________________________________________________

15. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

А) (Не)скошенные луга очень душисты.

Б) Дождливые дни для меня очень (не)приятны.

В) Времени всегда (не)хватает.

Г) На столе лежала (не)прочитанная книга.

Ответ:___________________________________________________________________


16. (1 балл) Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и.

Подчеркните это предложение.

А) Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи.

Б) В марте собранные листья закапывают в землю и они служат удобрением для новых посевов.

В) Каждое сделанное тобой дело должно быть лучше прежнего и только тогда можно говорить о действительном движении к намеченной цели.


17. (1 балл) Определите предложение, в котором нужно поставить одну запятую, и расставьте запятые.

А) В кладовке пахло морем смолой слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.

Б) Мой попутчик свободно говорил на французском и немецком и английском и испанском.

В) Молодежь не знает границ ни в обожании ни в презрении.

Г) Гости стекались со всех концов в дрожках верхом в колясках и располагались удобно в многочисленных комнатах замка и его флигелей.


18. (1 балл) Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и запишите его в исправленном виде.

А) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

Б) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

В) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

Г) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________


19. (1 балл) Выберите грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.

Пригласив девушку в кинотеатр,

А) ее красота давно меня привлекала.

Б) моя галантность не знала границ.

В) билет купите заранее.

Г) помощь друзей мне не понадобилась.

Прочитайте ниже приведенный текст и

выполните задания 20-22

(1)…(2) Например, птицы хорошо ориентируются по Солнцу, учитывая его дневное движение по небу, у них есть свои «навигационные» звезды, по которым они находят путь в Африку и обратно. (3)Никогда не сбивается с дороги североамериканская бабочка монарх, перелетая на зимовку в Центральную Америку. (4)Когда же появился человек разумный, ему понадобилось осознанно ориентироваться во времени и пространстве. (5)Первобытные охотники и рыболовы должны были знать циклы жизни и пути миграции животных, скотоводам нужно было вовремя перегонять стада на новые пастбища. (6)Земледельцы оказались в еще большей зависимости от сезонных изменений, для посева и жатвы необходим календарь. (7)…практические потребности побудили людей наблюдать за небесными явлениями.

20. (1 балл) В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте, и отметьте его знаком «+».

А) Величественна картина звездного неба.

Б) Большинство небесных явлений повторяется совершенно одинаково несчетное количество раз.

В) В процессе эволюции живые организмы выработали бессознательную способность учитывать небесные явления: суточный путь солнца, порядок восхода и захода созвездий, лунные фазы.

Г) Человек пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной.

21. (1 балл) Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

А) Именно Б) Однако В) Несмотря на это, Г) К примеру,

22. (1 балл) Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой в одном из предложений приведенного выше текста.

А) звезды есть (предложение 2) Б) ему понадобилось (предложение 4)

В) охотники и рыболовы должны были (предложение 5)

Г) побудили наблюдать (предложение 7)

Дополнительная часть

23. (3 балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания.

Человек меняется и чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого надо представлять себе как они жили какой мир их окружал.


24. (3 балла) Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.

А) (ПО)ЭТОМУ и другим симптомам вашей болезни сложно решить, ЧТО(БЫ) вам назначить.

Б) (В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

В) Выйдя из леса, мы (С)НАЧАЛА едем по шоссе, а (ЗА)ТЕМ переходим реку (В)БРОД.

25. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

А) бережный - бережливый Б) виновный - виноватый

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


26. (3 балла) Прочитайте текст. Вставьте письменно пропущенные буквы.

Эпоха Возр…ждения - XVI век - озн…меновалась для Испании освоением Америки и возв…дением величественных зданий, таких, как собор и дворец Карла V в Гранаде или монастырь Сан Лоренцо в Эскориале, выдерж…нный в духе строгом и суровом, характерном для архитектора Хуана де Эрреры. Вершиной живописного и…кусства стало творч…ство Эль Греко. Необычные, словно освеще…..ые нездешним светом лица на его к…ртинах остаются в памяти надолго. Созда….ые Эль Греко мифологические, рел…гиозные, жанровые картины, п…ртреты и пейзажи являются шедеврами мирового и…кусства.

27. (3 балла) Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте, и подчеркните его.

А) Основные культурные достижения Испании в XVI веке - освоение Америки, строительство выдающихся архитектурных сооружений в Гранаде и Эскориале и творчество великого живописца Эль Греко.

Б) Монастырь Сан Лоренцо возведен в XVI веке и выдержан в духе строгом и суровом.

В) Для творений выдающегося архитектора Хуана де Эрреры характерен строгий стиль.


28. (3 балла) Прочитайте следующее предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Подчеркните правильное объяснение.

В любви слушайте только свое сердце (…) и тогда она сделает вас добрее.

А) запятая нужна, т. к. это сложное предложение с разными видами союзной связи;

Б) запятая нужна, т. к. это сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным;

В) запятая не нужна, т. к. это простое предложение;

Г) запятая нужна, т. к. это сложносочиненное предложение.




2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по дисциплине «Русский язык» для составления экзаменационных работ письменного итогового экзамена в ГОУ СПО ПЭМСТ

Перечень требований к уровню подготовки по русскому языку обучающихся образовательных учреждений СПО составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки обучающихся в результате освоения дисциплины «Русский язык» на базовом уровне (Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089).

Перечень требований по всем разделам включает в себя требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку, освоивших программу среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Умения, проверяемые заданиями письменной экзаменационной работы


  1. Различные виды анализа

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Осуществлять речевой контроль. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

Проводить лингвистический анализ различных текстов.

  1. Чтение

Использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной

задачи.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.

  1. Письмо

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного

языка.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка.

3. Перечень элементов содержания по дисциплине «Русский язык»

для составления экзаменационной работы письменного экзамена в

ГОУ СПО ПЭМСТ

Предлагаемые перечни элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся предназначена для составления контрольных экзаменационных работ итогового экзамена по русскому языку. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427).

В перечни не включены элементы содержания, выделенные в Обязательном минимуме содержания курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Код раз-дела

Код

контроли-руемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1


Фонетика


1.1

Звуки и буквы


1.2

Фонетический анализ слова

2


Лексика и фразеология


2.1

Лексическое значение слова


2.2

Синонимы. Антонимы. Омонимы


2.3

Фразеологические обороты


2.4

Группы слов по происхождению и употреблению


2.5

Лексический анализ

3


Морфемика и словообразование


3.1

Значимые части слова (морфемы)


3.2

Морфемный анализ слова


3.3

Основные способы словообразования


3.4

Словообразовательный анализ слова

4


Грамматика. Морфология


4.1

Самостоятельные части речи


4.2

Служебные части речи


4.3

Морфологический анализ слова

5


Грамматика. Синтаксис


5.1

Словосочетание


5.2

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения


5.3

Второстепенные члены предложения


5.4

Двусоставные и односоставные предложения


5.5

Распространённые и нераспространённые предложения


5.6

Полные и неполные предложения


5.7

Осложнённое простое предложение


5.8

Сложное предложение


5.9

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения


5.10

Сложные предложения с разными видами связи между частями


5.11

Способы передачи чужой речи


5.12

Синтаксический анализ простого предложения


5.13

Синтаксический анализ сложного предложения


5.14

Синтаксический анализ (обобщение)

6.


Орфография


6.1.

Орфограмма.


6.2.

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.


6.3.

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.


6.4.

Употребление Ь и Ъ.


6.5.

Правописание корней.


6.6.

Правописание приставок.


6.7.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).


6.8.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.


6.9.

Правописание падежных и родовых окончаний.


6.10.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

6.11.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

6.12.

Правописание отрицательных местоимений и наречий.

6.13.

Правописание НЕ и НИ.

6.14.

Правописание служебных слов.

6.15.

Правописание словарных слов.

6.16.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

6.17.

Орфографический анализ.

7.


Пунктуация


7.1.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.


7.2.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.


7.3.

Знаки препинания при обособленных определениях.


7.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.


7.5.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.


7.6.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.


7.7.

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение).


7.8.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения.


7.9.

Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение).


7.10.

Знаки препинания при прямой речи, цитировании.


7.11.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.


7.12.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.


7.13.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.


7.14.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.



7.15

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.


7.16.

Тире в простом и сложном предложениях.


7.17.

Двоеточие в простом и сложном предложениях.


7.18.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.


7.19.

Пунктуационный анализ.

8.


Речь


8.1.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.


8.2.

Средства связи предложений в тексте.


8.3.

Стили и функционально-смысловые типы речи.


8.4.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения


8.5.

Анализ текста.


8.6.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

9.


Языковые нормы


9.1.

Орфоэпические нормы.


9.2.

Лексические нормы.


9.3.

Грамматические нормы (морфологические нормы).


9.4.

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

10.


Выразительность русской речи


10.1.

Выразительные средства русской фонетики.


10.2.

Выразительные средства словообразования.


10.3.

Выразительные средства лексики и фразеологии.


10.4

Выразительные средства грамматики.

11.


Информационная обработка текстов различных стилей и жанров



Приложение 1


Инструкция для обучающихся по выполнению экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий

  1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 4 астрономических часа (240 минут).

  2. Работа выполняется на листах с печатным текстом варианта экзаменационной работы. Прежде чем записать ответ в экзаменационную работу, рекомендуется выполнить задание на листах для черновика.

  3. Перед началом выполнения экзаменационной работы:

  • заполните лист с личными данными под руководством преподавателя;

  • внимательно ознакомьтесь с заданиями;

  • ознакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.

    1. Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания минимально обязательного уровня, дополнительная часть - более сложные задания.

В экзаменационную работу включено (указывается количество заданий). Обязательная часть содержит (указывается количество заданий), дополнительная часть - (указывается количество заданий).

  1. Выполнение каждого из заданий экзаменационной работы оценивается в баллах, которые приведены в скобках около номера задания. Если приводится неверный ответ или нет никакого ответа, Вы получаете 0 баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5». Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов!

  2. Начинать работу нужно с заданий обязательной части, выполнение которой оценивается на «3». Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

  3. После того, как Вы наберете необходимое количество баллов для удовлетворительной отметки, переходите к выполнению заданий дополнительной части, чтобы повысить отметку до «4» или «5». Проследите по шкале перевода баллов, сколько заданий нужно выполнить правильно, чтобы получить «4» или «5», выберите задание с нужным количеством баллов.

Желаем удачи!














Критерии оценки экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий



№ задания

Количество правильных ответов

Количество баллов за каждое задание

1, 3-5, 14-22

1

1

27-28

1

3

2, 6-13

Количество ошибок

Количество баллов

0

1

1 и более

0

23-25

Количество ошибок

Количество баллов

0

3

1

2

2

1

3 и более

0

26

Количество ошибок

Количество баллов

0

3

2

2

4

1

5 и более

0

* Если приводится неверный ответ или не приводится никакой ответ, за задание выставляется 0 баллов.

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе



Отметка

Необходимое количество баллов

«3» («удовлетворительно»)

14-22

«4» («хорошо»)

23-31

(не менее одного задания дополнительной части)

«5» («отлично»)

32-40

(не менее трех заданий дополнительной части)












© 2010-2022