Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

 «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»   Цели урока: 1. Определить роль царя-реформатора в произведении А.С.Пушкина «Медный всадник» и в истории, рассмотреть тему «маленького человека» на примере образа Евгения с целью формирования базового понятия «маленький человек» в художественном произведении.     2. Развить у учащихся 10-го класса умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКонспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»инистерство образования и науки Российской Федерации

МОУ «СОШ №14»















Конспект урока по литературе










Выполнил учитель

истории и обществознания

Мамаева Ксения Игоревна











Магнитогорск

2015

Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»«Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина

«Медный всадник»

Цели урока:

1. Определить роль царя-реформатора в произведении А.С.Пушкина «Медный всадник» и в истории, рассмотреть тему «маленького человека» на примере образа Евгения с целью формирования базового понятия «маленький человек» в художественном произведении.

2. Развить у учащихся 10-го класса умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного взгляда на историю и роль человека в истории.

3. Воспитать у учащихся 10-го класса чувство ответственности и самостоятельности при подготовке к уроку.

Тип урока: урок смешанного типа

Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 2 часа

Оборудование: тексты поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», доска, проектор для просмотра презентации и отрывков видового фильма «Санкт-Петербург и пригороды».

Методические приемы: вступительное слово учителя, анализ художественного текста, комментированное чтение, аналитическая беседа, заочная экскурсия, беседа с учащимися по вопросам, конспектирование.

МКонспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»одель урока:

«Петербургская повесть»

Александра Сергеевича Пушкина

«Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Медный всадник»

1 урок:

2. Образ Петербурга 1. Вступление в повести

Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Образ Невы Название

Подзаголовок

РКонспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»оль в сюжете Символический Предисловие

смысл Примечание

Образ автора

2 урок: Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

3Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Герои

ОКонспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»браз Евгения Смысл противопоставления Образ

Медного всадника

ЧКонспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»еловечность Самодержавие

ЖКонспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»изнь «маленького человека» История


  • Любовная сюжетная линия

  • Мотив сумасшествия

Итог: роль личности в истории

и эволюция темы «маленького человека»

Оформление доски

Двадцать девятое сентября

«Петербургская повесть»

Александра Сергеевича Пушкина

«Медный всадник»

(1833)


В этой поэме видим мы горестную участь личности,

страдающей как бы вследствие

избрания места для новой столицы.

В.Г.Белинский

Домашнее задание:

1. Отрывок наизусть «Люблю тебя, Петра Творенье…»

2. Прочитать драму А.С.Пушкина «Борис Годунов»

3. Учебник стр. 121-132, читать

Домашнее задание к уроку: 1. Прочитать поэму А.С.Пушкина «Медный всадник»

2. Прочитать стр. 170-171 в учебнике

3. Индивидуальное задание: выучить вступление ( 2 человека).

№ п/п

Цели этапов

Деятельность учителя и учащегося, методические приемы

Средства

Выводы

Умения и навыки

1.






























2.





















































































































3.

1. Обозначить тему и задачи урока.








1.Дать полное и емкое определение понятию «Петербургс

кая повесть» с целью формирования у учащихся 10-го класса основополагающего понятия

2. Определить роль вступления в общей повествова

тельной структуре произведения

























1.Систематизировать знания, подвести промежуточ

ный итог для перехода анализу образов главных героев

Организационный момент

Учитель входит в класс, здоровается, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.

Вступительное слово учителя

Предыдущие наши занятия были посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы рассмотрели любовную, свободолюбивую, философскую лирику, лирику, обращенную к теме поэта и поэзии, подвели итог на обобщающем уроке по лирике А.С.Пушкина. Поэтому сегодня мы не останавливаемся на повторении темы прошлого урока, а сразу переходим к новому материалу, новой теме, которая записана на доске и звучит так:

«Петербургская повесть»

Александра Сергеевича Пушкина

«Медный всадник»

Записываем число и тему урока. В ходе урока нам необходимо дать определение понятию «петербургская повесть», так как это понятие базовое, достаточно распространенное в русской литературе. Подробно проанализировать вступление к петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник» с целью выявления основного пафоса произведения, также необходимо найти, так называемые, отправные точки, которые в дальнейшем помогут создать полноценную картину поэтического произведения, во всем многообразии образов и конфликтов.

Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

Итак, мы продолжаем работу с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, работаем с его «петербургской повестью» «Медный всадник».

И обратимся к эпиграфу нашего урока. Что такое эпиграф? (Эпиграф - это изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо (например, художественному произведению) и характеризующая основную идею).

В ходе урока мы выделим основную идею произведения и вернемся к работе с эпиграфом, а сейчас мы его только лишь прочитаем и запишем, но про него не забываем, так как вам на итоговых уроках необходимо будет ответить на вопрос: почему именно слова В.Г.Белинского были предпосланы нашему уроку. Итак, наш эпиграф:

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.

(В.Г.Белинский)


Кто такой В.Г.Белинский? (Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) - русский философ, критик, публицист).

Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

История публикации

«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».

«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

Переходим к образу самого Петербурга, работаем с жанром, к понятию «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть? Ваше мнение.

  1. Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;

  2. Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.

Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?

Поэма - это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Повесть - это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, описания.

Таким образом, петербургская повесть - это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Прозвучало, что, так или иначе, в таких повестях присутствует образ города, города на Неве - Петербурга. В самом имени города запечатлелось то время, когда русский язык перерабатывал потоки иноязычных слов, сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность, обретая новые степени свободы и выразительности. В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).

Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

Я вам предлагаю посмотреть фрагменты видового фильма «Санкт-Петербург и пригороды» для создания полноценного образа города и затем уже перейти к тексту поэмы «Медный всадник».

(Просмотр фрагментов видового фильма).

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие? (Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий).

Вступление. Ребятам было дано индивидуальное задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.

Вопросы и задания к вступлению

  1. Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос?

(Возвышенный. Пафос, от греч. страдание, воодушевление, страсть, т.е. это эмоциональная направленность произведения).

  1. На какие композиционные части его можно разделить?

(1 - история строительства города; 2 - гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 - финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре»).

  1. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее? (1 - 43 строки).

  2. Какова авторская позиция в гимне городу? (44 - 84 строки).

  3. Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?

Итог: во вступлении А.С.Пушкин скупо, почти ничего, говорит о главном герое Евгении, но много и с увлечением - о Петре. Но, тем не менее, уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается? (Конфликт между человеком и властью).

Доска













ПК

Техника, проецирующая изображе

ние на большом экране

Создание образа Петербурга













Проблема столкновения человека и стихии, личности и государства

Умение активного слушания













Умение активного слушания

Конс

пектирование


© 2010-2022