Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова

Лениногорского муниципального района Республики Татарстан












Разработка урока по русскому языку

в 11классе

«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»







Работу выполнила:

учитель русского языка и

литературы Гимаева Р.М.







2013

Тема. Обособление определений.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»

  • знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом

  • формирование умений:
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности

  • развитие познавательной активности

  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли

  • формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

  • привитие культуры общения

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Добрый день, ребята! Разбирая на последних уроках задания второй части КИМ по русскому языку, мы пришли к выводу, что в наших знаниях есть пробелы. И связаны они с неумением выделять в тексте обособленные и необособленные определения. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме. Эти умения пригодятся нам при выполнении тестовых заданий ЕГЭ.

III. Повторение ранее изученного материала. Беседа с классом.

1) Что такое обособление? (Выделение в письменной речи членов предложения знаками препинания, а в устной речи- интонацией).

2) Какие члены предложения могут обособляться? ( Определения и обстоятельства)

3)Место обособленного члена предложения.

4)Знаки препинания при обособленных членах.

5) Интонация при обособленных членах.

Практическая работа с текстом. Обозначить графически обособленные определения.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами, весь серебряный, между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий, он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.

День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окруживший нас.

(И. С. Тургенев)

Работа по стилистике.

Задание: отредактировать предложения.

1. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

2. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем.

3. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

4. На краю горизонта тянется серебряная цепь снегов вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом.

5. Он оглядывается и видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.

IV. Углубление знаний: подготовка к ЕГЭ.

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля.

Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным

оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей - у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала.

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание -и; сущ. в П.п., на -ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом - перед союзным словом есть предлог вдоль).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Расположились - пишется буква о перед согласной ж

возвышались - на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засеяно - краткое причастие

рожью - разделительный мягкий знак перед ю

Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом - перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

VI. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

  1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения некрасивость её лица.

  2. Эпоха реакции, Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

  3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

  4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения у спинки кровати.

  5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.

  6. Я прожил жизнь, которая Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения интересными встречами.

  7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

  8. Горький запах полыни, который Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  9. Хор птичьих голосов, который Разработка урока по русскому языку в 11 классе Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения из лесу, поразил мой слух.

  10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

VII. Самостоятельная работа Приложение 3

Примеры тестовых заданий

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1. (Приложение 4)

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).

  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).

  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).

  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).

  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).

  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].

  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].

  8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).

  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).

  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.

VIII. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?

  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?

  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

IX. Домашнее задание: § 85, упр. 416 (вариант 1-1-я часть, вариант 2 - 2-я часть).

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - 27-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2005. - 206 с.

  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. - 3-е изд., М. : Просвещение - ОАО «Московские учебники», 2006. - 204 с.

  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1995. - 352 с.

  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. - М.: Эксмо, 2007. - 368 с.

  5. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Н.Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. - М.: «ВАКО», 2009. - 147-148 с.

© 2010-2022