Разработка урока по русскому язку

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Причастие".  Форма урока нетрадиционная - деловая игра "Заседание учёного совета". Урок состоит из 6 докладов членов учённого совета. После каждого доклада вполняется практическое задание и проверяется.  Цели урока: 1)Обобщить систематизировать теоритические знания о причастии; 2)Закрепить Навыки и умения в определении причастия; 3)Нетрадиционной формой урока стимулировать интерес к изучению русского языка. Каждый докладчик учёного соета выступает по ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Троицкая средняя школа»

Разработка урока по русскому язку








Деловая игра

«Заседание ученого совета»

(Обобщающее повторение

причастия в 7-м классе)



Подготовила учитель

русского языка и литературы

Кусаинова С.






Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать теоритические знания о причастии;

  2. Закрепить навыки и умения в присвоении причастии;

  3. Нетрадиционной формой урока стимулировать интерес к изучению русского языка.


Ход урока


Председатель заседания (учитель):

-Уважаемые коллеги! Начинаем заседание учёного совета. Тема заседания - «Причастие». Слово предоставляется первому докладчику.

I.Доклад № 1 (Член учёного совета - ученик).

Тема «Причастие как часть речи»


  1. Причастие. Значение причастий. (§9)

  2. Действительные и страдательные причастия. (§14)

  3. Морфологические признаки причастий.

  4. Синтаксическая роль причастий.

II. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу. (Текст у каждого ученика).

Стихи и напевы, созданные Абаем, переписанные, заученные наизусть, распространялись вокруг. Новое слово, хранившее в себе тайны сокровища, летело по степи, как тихий ветер Сары-Арки, медлительно и плавно веющий над ее просторами. Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих краях, летели на крыльях ветров, неся долгожданный ответ степям, вопрошавшим сквозь многовековую молчаливую дрему. Голос нового поколения - они летели как вестник будущих дней. Не ушедшая зима породила их: они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением.

(М.Ауезов)


Задание: Прочитать текст и выполнить тестовые задания. (Докладчик выполняет задание за доской).

Тесты.

А) Какое слово обозначает признак предмета по действию?


  1. одновременные

  2. безрадостный

  3. широкий

  4. веющий

Б) Укажите причастие:

1) небесный

2) медлительный

3) светлые

4) переписанные

В) Укажите страдательное причастие:

1) наступающий

2) читающий

3) созданный

4) играющий

Г). В предложениях 2-3 найдите действительное причастие настоящего времени в форме единственного числа, именительного падежа.

Д). В предложений 2-3 найдите причастие прошедшего времени в форме множественного числа именительного падежа.

Е). Найдите действительные причастие настоящего времени.

Ж). Найдите предложение соответствующие схеме: [-и-, .-.-.,.-.,=]

З). Найдите страдательные причастия прошедшего времени.

(проверка)

Ответы:

А) 4

Б) 4

В) 3

Г) 1

Д) 2

Е). Веющий, наступающий

Ж) 1

З). Созданные, переписанные, заученные, хранившие, звучавшие

III. Доклад №2. (Член учёного совета - ученик).

Тема «Образование причастий». (§11-14)


  1. Образование действительных причастий настоящего времени.

  2. Образование действительных причастий прошедшего времени.

  3. Образование страдательных причастий настоящего времени.

  4. Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: от глаголов образовать причастия настоящего времени и записать их в две колонки. (Докладчик выполняет работу за доской).

От глаголов: читать, писать, считать, ослеплять, сокрушать, таять,отдыхать, объяснять - образовать действ.прич.наст.вр.

От глаголов: привозить,погружать,хранить,вычислять,слышать,оберегать,подразумевать,умножать-образовать страдат. Прич.наст.вр.

Действительныепричастия настоящего времени.

Страдательные причастия настоящего времени

Читающий

Привозимый

Пищущий

Погружаемый

Считающий

Хранимый

Ослепляющий

Вычисляемый

Сокрушающий

Слышимый

тающий

Оберегаемый

Отдыхающий

Подразумеваемый

объясняющий

умножаемый


(проверка)

Доклад № 3 (Член учёного совета- ученик).

Тема: «Склонение причастий» (§8)


  1. Что такое склонение?

  2. Как у причастий определить падеж?

  3. Как проверить окончание причастий?

VI. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: причастия, заключённые в скобки, ставить в нужном роде, числе, падеже, выделить окончания причастий. (Докладчик выполняет задание за доской).

(Темнеющий) небо, (поднимающийся) тропинка, с (развивающийся) знаменем, от (надвигающийся) грозы, (колосящийся) полем, (кажущийся) благополучия, (купавшегося) ребенок, среди (волнующийся) моря.

(проверка)

Музыкальная физминутка «Ёлочка».

Доклад № 4. (Член учёного совета - ученик)

Тема: «Полные и краткие причастия» (§16)


  1. Сходство полных и кратких причастий.

  2. Различие полных и кратких причастий:

а) морфологические признаки;

б) синтаксическая роль.

3. Морфологический разбор причастий. (§19)

X. Весь состав учёного совета выполняет письменную работу: сравнить предложения.

Освежённые дождём цветы. Цветы освежены дождём

Нежно благоухают. И нежно благоухают.

Задания:

  1. Записать предложения;

  2. Сделать их синтаксический разбор;

  3. Выполнить морфологический разбор краткого причастия. (Докладчик выполняет работу за доской).

(проверка)

Доклад № 5. (Член учёного совета - ученик).

Тема «Правописание причастий».


  1. Не с причастиями. (§17)

  2. Одна и две Н в причастиях. (§18)

  3. Гласные перед одной и двумя Н. (§15)

  4. Е,Ё после шипящих в суффиксах. (§14)

(не)напечатанный рассказ, (не)освященная улица, (не)напечатанный редактором рассказ, (не)освященная фонарями улица, (не)засеянное поле, (не)засеянное вовремя поле, (не)продуманный ответ, (не)продуманный учеником ответ, (не)мытые фрукты, (не)мытые мамой фрукты, (не)доставленная почта, (не)доставленная в срок почта, (не)исследованная местность, (не)исследованная геологами местность.

(проверка)

XI. Доклад №6. (Член учёного совета - ученик)

Тема «Причастный оборот» (§9)


  1. Определение причастного оборота.

  2. Определяемое и зависимое слова.

  3. Пунктуация при причастном обороте.

  4. Схема причастного оборота.

Весь состав учёного совета выполняет письменное задание: списать текст, расставляя знаки препинания и обозначая причастный оборот как член предложения. Текст на доске. (Докладчик работает за доской).

Еще при выезде из Акшокы Абай увидел огромные стада пестревшие кругом на лугах на стоянок аулов еще нельзя было различить. Теперь в долине он насчитал по меньше мере пятнадцать аулов остановившихся неподалеку друг от друга. Вокруг каждого виднелись табуны и стада привольно расположившиеся на этих многоводных урочищах покрытых весенними травами… Пока Оспан и его спутник спускавшиеся к аулам с возвышенности доехали до стоянки Улжан, установка юрт закончилась всюду. Пятнадцать аулов выросшие в безводной долине сразу оживили ее, наполнили шумом и движением.

(по М.Ауезова)

(проверка)

Рефлексия

И так, ребята, давайте еще раз вспомним:

  1. Что такое причастие?

  2. Признаки каких двух частей речи совмещает в себе причастие?

  3. В чем различие между действительными и страдательными причастиями?

  4. Что такое причастный оборот и как он выделяется в письменной и устной речи?

Домашнее задание:

Повторить с § 5 по § 21, упражнение - 176 .

© 2010-2022