Статья Формирование духовно-нравственной культуры школьников

В статье изложены мысли о фомировании духовно-нравственной культуры школьников в процессе изучения творчества русских писателей и поэтов. Основываясь на многолетнем опыте работы учителем русского языка и литературы и наблюдая тенденцию к снижению читательской активности, определила и сформулировала цели и задачи по формированию читательской активности и духовной культуры учащихся.Формирование читательской культуры - это не дело не только учителей литературы, но и, в первую очередь, семьи. Кроме ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование духовно-нравственной культуры школьников в процессе изучения творчества русских писателей и поэтов.

Формирование духовно - нравственной культуры человека в современном мире - проблема актуальная, требующая внимания и усилий со стороны различных структур на государственном уровне. Школа - важнейшее звено в системе непрерывного образования - переживает период модернизации, основные задачи которой невозможно решить без нравственно воспитанного молодого гражданина Российской Федерации. Считаю, что уроки литературы - это благодатная почва для формирования духовно- нравственных качеств ребёнка, основа его успешной учёбы и социализации в непростых условиях современной действительности. Основываясь на многолетнем опыте работы учителем русского языка и литературы и наблюдая тенденцию к снижению читательской активности, определила и сформулировала следующие цели и задачи:

-выявлять читательские интересы обучающихся и формировать культуру чтения;

-развивать интерес учащихся к чтению классических произведений русской и мировой литературы;

-приобщать школьников к русской культуре, национальным традициям;

-формировать грамотного читателя, умеющего анализировать прочитанное, сопереживать героям произведения, понимать авторскую идею;

-вовлекать родителей в процесс формирования духовно-нравственной культуры ребёнка.

Выявление читательских интересов - это первый шаг в работе с детьми на уроках литературы. И совершенно не важно, на каком этапе их школьной жизни Вы встретились им: в 5-ом классе или в 11-ом. Здесь помогают и уроки-беседы, и умело составленные анкеты, и индивидуальная работа.

Составляющими любви к литературе в целом и к отдельно взятому произведению являются одухотворённая личность самого учителя, его всеобъемлющая любовь к детям, непререкаемая преданность своему предмету, высочайший профессионализм. Каждый урок - незабываемая встреча с писателем или поэтом, каждый урок - новые открытия. Важно, чтобы дети услышали современное звучание классического произведения, осознали его историческую ценность и почувствовали красоту данного произведения искусства - искусства слова. Именно современное звучание заставляет учеников по-новому взглянуть на прочитанное, оказаться сопричастным тому, что происходит на страницах рассказа или романа, быть соучастником действий, поступков, переживаний. Поэтому так важно для юного читателя видеть в произведениях положительный пример, будь то характер, поступок или пейзаж. Классическая литература - это квинтэссенция коллективного положительного жизненного опыта, главная задача которой - формирование нравственных основ личности, духовной и поведенческой культуры.

Современный школьник живёт в широком информационном пространстве, где чаще всего не остаётся места для книги, как источника духовной культуры. Но не стоит забывать, что именно встреча с хорошей книгой в детстве формирует отношение ребёнка к себе и к окружающему миру, закладывает основы нравственного поведения и культуры.

В связи с этим очень своевременным стал Указ Президента РФ от 12.06.2014 г. №426, в котором 2015 год объявлен Годом литературы и где чётко определена главная цель - привлечение внимания общества к литературе и чтению. Значит, проблема снижения читательской культуры волнует не только учителей литературы, которые по долгу службы давно бьют во все колокола и которые недовольны минимальным количеством часов на изучение русской литературы и русского языка- языка государственного. Считаю, что только общими усилиями - правительства, школы, общественности и семьи - можно кардинально изменить ситуацию и вернуть детей к книге, сформировав у них потребность в чтении и духовном обогащении.

Предлагаю примерный план мероприятий, посвящённых Году литературы в России, составленный на основе юбилейных дат писателей, поэтов, книг-юбиляров, для использования в работе в 2015 году.

План мероприятий, посвящённых Году литературы в России



№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

7 января - 90 лет со дня рождения Джеральда Малкольма Даррелла (1925-1995), английского зоолога и писателя. Чтение произведений и беседа.

Учителя начальной школы

2.

15 января - 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), поэта, драматурга, дипломата. Семинар по творчеству А.С.Грибоедова в 9-х классах.

Учителя литературы

3.

15 января - 90 лет со дня рождения Евгения Ивановича Носова (1925-2002), писателя. Урок внеклассного чтения в 1-4 классах.

Учителя начальной школы

4.

29 января - 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904), рождения писателя, драматурга. Уроки внеклассного чтения по произведениям писателя.

Учителя литературы

5.

10 февраля - 125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960), русского поэта, лауреата Нобелевской премии. Устный журнал в 11-х классах «Лауреаты Нобелевской премии в области литературы».

Учителя литературы

6.

14 февраля - 160 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), писателя. Библиотечный урок в 8-х классах.

Библиотекарь

7.

28 февраля - 95 лет со дня рождения Федора Александровича Абрамова (1920-1983), писателя. Урок-семинар по творчеству писателя в 11-х классах.

Учителя литературы

8.

6 марта - 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815- 1869), поэта.

Уроки внеклассного чтения в 1-4 классах.

Учителя начальной школы

9.

2 апреля - 175 лет со дня рождения Эмиля Золя (1840-1902), французского писателя. Семинар по творчеству писателя в 10-11 классах.

Учителя литературы

10.

3 апреля - 95 лет со дня рождения Юрия Марковича Нагибина (1920-1994), писателя.

Урок-семинар в 11-х классах.

Учителя литературы

11.

5 апреля - 95 лет со дня рождения Артура Хейли (1920-1991), американского писателя. Беседа в 10-11 классах.

Учителя литературы

12.

14 апреля - 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), писателя, драматурга. Викторина по комедии «Недоросль» в 8-х классах.

Учителя литературы

13.

24 мая - 110 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), писателя, лауреата Нобелевской премии. Уроки литературы в 11-х классах по творчеству писателя.

Учителя литературы

14.

24 мая - 75 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского (1940-1996), поэта, лауреата Нобелевской премии. Литературная гостиная для 10-х классов.

Учителя литературы

15.

Вторая половина мая - 750 лет со дня рождения Алигьери Данте (1265-1321), итальянского поэта. Уроки литературы «Лирика Данте» в 9-х классах.

Учителя литературы

16.

6 июня - Пушкинский день России. Конкурс чтецов в лагере дневного пребывания с приглашением родителей.

Воспитатели

17.

Устный журнал «По страницам любимых книг» в 5-11 классах в сентябре.

10 июля - 125 лет со дня рождения Веры Михайловны Инбер (1890-1972), писательницы.

13 июля - 95 лет со дня рождения Аркадия Григорьевича Адамова (1920-1991), писателя.

10 августа - 120 лет со дня рождения Михаила Михайловича Зощенко (1895-1958), писателя.

23 августа - 135 лет со дня рождения Александра Степановича Грина (1880-1932), писателя.

28 августа - 90 лет со дня рождения Юрия Валентиновича Трифонова (1925-1981), писателя

28 августа - 90 лет со дня рождения Аркадия Натановича Стругацкого (1935-1991), писателя - фантаста.

Учителя литературы

Классные руководители

18.

7 сентября - 145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), писателя.

Семинары по творчеству писателя в 11-х классах.

Учителя литературы


19.

23 сентября - 125 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова (1890-1964), лингвиста, языковеда.

Беседы в 5-11 классах.

Учителя русского языка

20.

3 октября - 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина (1985-1925), поэта.

Очные и заочные экскурсии по есенинским местам. Конкурсы чтецов. Литературные гостиные. 1-11 классы с участием родителей.

Учителя литературы

Учителя начальной школы

Классные руководители

21.

7 октября - 100 лет со дня рождения Маргариты Иосифовны Алигер (1915-1992), поэта.

Беседы, чтение стихотворений в 5-11 классах.

Учителя литературы


22.

28 ноября - 100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова (1915-1979), поэта, прозаика, драматурга, Героя Социалистического Труда.

Конкурс чтецов, 5-11 классы с приглашением родителей.

Учителя литературы

23.

30 ноября - 180 лет со дня рождения Марка Твена (Сэмюэля Клеменса, 1835-1910), американского писателя. Беседы в 5-6 классах.

Учителя литературы

24.

5 декабря - 195 лет со дня рождения Афанасия Афанасиевича Фета (Шеншина, 1820-1892), поэта. Конкурс чтецов 5-11 классы с приглашением родителей.

Учителя литературы

25.

14 декабря - 190 лет со дня восстания декабристов (1825). Литературная гостиная «Поэты-декабристы», 9-11 классы с участием родителей.

Учителя литературы

26.

17 декабря - 90 лет со дня рождения Константина Яковлевича Ваншенкина (1925-2012), поэта.

Беседа в 9-11 классах.

Учителя литературы

27.

30 декабря - 150 лет со дня рождения Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936), английского писателя.

Беседы в 1-5 классах.

Учителя начальной школы

Учителя литературы

28.

Научно-практическая конференция «Книги-юбиляры-2015»

395 лет со времени рождения протопопа Аввакума (Петрова, ок. 16201682), религиозного деятеля, писателя

225 лет - «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790)

195 лет - «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820)

190 лет - «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1825)

185 лет - «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830)

185 лет - «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (1830)

175 лет - «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (1840)

85 лет - «Во весь голос» В.В.Маяковского (1930)

90 лет - «Анна Снегина, «Черный человек» С.А.Есенина

75 лет - «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1940)

75 лет - «Мастер и Маргарита» М.М. Булгакова (1940)

70 лет - «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского (1945)

70 лет - «Петр I» А.Н.Толстого (1945)

Учителя литературы

29.

Экскурсии по литературным местам, в музеи, связанные с именами поэтов и писателей. В течение года.

Учителя начальной школы

Учителя литературы

Классные руководители

30.

Встречи с поэтами и писателями. В течение года.

Учителя начальной школы

Учителя литературы

Классные руководители

31.

Участие в литературных конкурсах, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов. В течение года.

Учителя начальной школы

Учителя литературы

Классные руководители



© 2010-2022