Действительные и страдательные причастия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обособленные причастия, выраженные причастным оборотом

Гамира Зяляева, учитель русского языка и литературы

Камскополянской средней школы № 1 Нижнекамского района

Цели урока: дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты:

1) - предметные:

- уметь использовать теоретические сведения о причастий;

- уметь находить их в предложений;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

- уметь различать действительные и страдательные причастия.

2) метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД);

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других (познавательные УУД);

- уметь отличать новое от уже известного; использовать ранее полученные знания, находить ответы, используя учебник (коммуникативные УУД);

3) личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают об особенностях официально - делового стиля (упр.554), рецензируют ответы друг друга, читают автобиографии разных стилей.

  1. Языковая разминка.

Даны словосочетания рокочущий вдали, озаряемый пламенем, согреваемый солнцем.

К данным словам подобрать определяемые слова, составить предложения так, чтобы в одном случае определяемые слова стояли перед причастным оборотом, а в другом - после. Записать предложения, графически обосновать знаки препинания.

Ребята читают свои предложения и объясняют знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

3. Открытие нового знания.

- Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока, если ключевые слова темы: разряды причастий, действительные причастия, страдательные причастия.

(ответы учащихся)

Тема записывается в тетради.

  1. Сравнить значений причастий 1-го и 2-го столбика. Причастия какого столбика обозначают признак того, кто действует сам, А признак того, что сделано кем-то другим и это действие испытывает на себе предмет со стороны кого-то? Какие причастия ты назвал бы действительными, а какие - страдательными? Выдели суффиксы причастий. ( Коллективная работа)

открывающий книгу мальчик открытая мальчиком книга

решающий задачу ученик решённая учеником задача

умывающийся малыш умываемый мамой малыш

(ответы учащихся)

Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют цели урока)

  1. Чтение параграфа 67 (комментированное чтение).

  2. Синтаксическая разминка.

(Два ученика выходят к доске)

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

  1. Под ногами пышным ковром лежит мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы, костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом.

  2. Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на тёмную землю, сплошь покрытую иголками.

  1. Пока два ученика работают у доски, остальные учащиеся пишут распределительный диктант.

Распределить словосочетания в два столбика: со страдательными причастиями и с действительными, выделить суффиксы.

( По готовым ответам ребята сами проверяют свои работы и оценивают их, за каждый правильный ответ 1 балл. Работу двух учеников проверяет коллектив).

Физкультминутка.

  1. Работа по развитию речи.

Три ученика выходят к доске и выполняют упражнение 559, остальные пишут в тетради.

Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложений. Запиши верные ответы.

1. Берёзы, окружаемые площадку, создавали густую тень.

2. Солнечные лучи освещали опадаемые с деревьев листья.

3. Показавшиеся мной результаты позволили занять третье место на соревнованиях по плаванию.

(работа проверяется коллективно и оценивается, за правильный ответ 1 балл)

  1. Самостоятельная работа.

На столах лежат карточки с текстом.

  1. (Для слабой группы) Списать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы и определить разряд причастий.

  2. (Для сильной группы) Списать предложения, определить стиль, тип речи, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить разряд причастий.

(Работу проверяет учитель).

Подведение итогов урока.

- Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

- Какие цели мы поставили?

- Как различать действительные и страдательные причастия?

Ребята сами считают свои баллы и ставят оценки.

Домашнее задание. Параграф 67 читать, упражнение 560 (прочитать текст, озаглавить, выписать в один столбик действительные причастия, в другой - страдательные, обозначить суффиксы причастий, указать время, выписать слова с пропусками букв, графически обозначить условия выбора орфограмм).


© 2010-2022