Статья Причины ошибок в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причины ошибок в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе

и некоторые пути их устранения

В современной школе сочинения является главным критерием по допуску учащихся 11-х классов к ЕГЭ. Требования к сочинениям и к выполнению заданий ЕГЭ по литературе те же, что и на конкурсных вступительных экзаменах. Темы для сочинений и заданий ЕГЭ по литературе составляются с таким расчетом, чтобы экзаменующийся мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие "образованный читатель". "Образованному читателю" свойственны:

  • восприятие художественного произведения как факта искусства;

  • умение дать интерпретацию литературного произведения - художественную и логическую;

  • эстетический вкус.

Интерпретация литературного произведения, т.е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно:

  • умение ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, исходя из формулировки темы и своих возможностей, с тем, чтобы выбрать наиболее подходящий жанр речи;

  • умение выполнять высказывание в избранной форме (жанре);

  • наличия определенного объема историко-литературных, теоретико-литературных, биографических знаний;

  • отличного знания художественного текста.

Выпускники 11-х классов в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы. о недостаточно высоком уровне речевой культуры. Особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения.

Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения. могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: сочинение-рассуждение и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.

В сочинениях-рассуждениях наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки , обусловленные неумением составить план рассуждения.

В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе. к жизни. К сожалению, это не совсем так.

Пишущий в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, "чувства языка", о скудности мышления и речи.

Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях и в решениях заданий ЕГЭ по литературе, какими бы разнообразными они не казались, есть три главные причины, определяющие их:

  • низкий уровень восприятия художественного произведения;

  • отсутствие достаточной базы знаний;

  • неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.

В соответствии с названными причинами можно указать на некоторые пути устранения ошибок:

  • Перечитывание программных художественных произведений под руководствам учителя или самостоятельно - медленное, целенаправленное перечитывание, углубляющее эстетическое восприятие произведение.

  • Овладение той базой историко- и теоретико- литературных знаний, без которых невозможно восприятие художественного произведения как факта искусства.

  • Формирование мыслительно-речевых умений и навыков, дающих возможность самостоятельно интерпретировать художественное произведение в различных жанрах научной, публицистической и художественной речи.


© 2010-2022