- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Причины ошибок в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе
Статья Причины ошибок в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чулина Е.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Причины ошибок в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе
и некоторые пути их устранения
В современной школе сочинения является главным критерием по допуску учащихся 11-х классов к ЕГЭ. Требования к сочинениям и к выполнению заданий ЕГЭ по литературе те же, что и на конкурсных вступительных экзаменах. Темы для сочинений и заданий ЕГЭ по литературе составляются с таким расчетом, чтобы экзаменующийся мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие "образованный читатель". "Образованному читателю" свойственны:
-
восприятие художественного произведения как факта искусства;
-
умение дать интерпретацию литературного произведения - художественную и логическую;
-
эстетический вкус.
Интерпретация литературного произведения, т.е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно:
-
умение ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, исходя из формулировки темы и своих возможностей, с тем, чтобы выбрать наиболее подходящий жанр речи;
-
умение выполнять высказывание в избранной форме (жанре);
-
наличия определенного объема историко-литературных, теоретико-литературных, биографических знаний;
-
отличного знания художественного текста.
Выпускники 11-х классов в сочинениях и при выполнении заданий ЕГЭ по литературе допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы. о недостаточно высоком уровне речевой культуры. Особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения.
Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения. могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: сочинение-рассуждение и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.
В сочинениях-рассуждениях наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки , обусловленные неумением составить план рассуждения.
В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе. к жизни. К сожалению, это не совсем так.
Пишущий в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, "чувства языка", о скудности мышления и речи.
Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях и в решениях заданий ЕГЭ по литературе, какими бы разнообразными они не казались, есть три главные причины, определяющие их:
-
низкий уровень восприятия художественного произведения;
-
отсутствие достаточной базы знаний;
-
неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.
В соответствии с названными причинами можно указать на некоторые пути устранения ошибок:
-
Перечитывание программных художественных произведений под руководствам учителя или самостоятельно - медленное, целенаправленное перечитывание, углубляющее эстетическое восприятие произведение.
-
Овладение той базой историко- и теоретико- литературных знаний, без которых невозможно восприятие художественного произведения как факта искусства.
-
Формирование мыслительно-речевых умений и навыков, дающих возможность самостоятельно интерпретировать художественное произведение в различных жанрах научной, публицистической и художественной речи.