- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе в 9 классе 1 вида
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе в 9 классе 1 вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухинина М.П. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект интегрированного урока в 9классе
(русский язык и литература)
по теме
«Назывные предложения в стихотворении А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье …»
Цель: проанализировать стихотворение А.А.Фета в связи с изучением темы по русскому языку «Назывные предложения»
Задачи: активизировать ранее полученные знания по теме «Назывные предложения», уметь выделять их среди других предложений и в тексте; расширять знания о жизни и творчестве А.А.Фета; развивать интерес к русскому языку и русской литературе; способствовать развитию умения воспринимать речевой материал на слуховой и слухо-зрительной основе, следить за произношением.
Оборудование: учебники по русскому языку, рабочие тетради по русскому языку, карточки с заданием, тексты стихотворения А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…», мультимедийная аппаратура, ИСА.
-
Орг.момент
- [Добрый день]. - Здравствуйте.
- Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их. - Здравствуйте.
- [Какое сегодня число?] - Семнадцатое декабря.
- Запишите в тетрадях число и тему урока. - Мы не знаем тему.
- М.П., какая тема урока?
- Мы продолжаем изучать [назывные предложения]. (сл.1)
II. Повторение теоретического материала.
- Какую [единицу синтаксиса] мы изучаем? - Мы изучаем предложение.
- Какими бывают предложения по составу? - Двусоставные и односоставные.
III. Фонетическая ритмика.
ста_______ соста______
составное
двусоставное односоставное
- Какое предложение называется [двусоставным]? - Двусоставное предложение - это
предложение, в котором два главных члена.
(Читаем вместе с соблюдением логического ударения и пауз сл.2)
- Какое предложение называется [односоставным]? - Предложение, в котором один
главный член .
(Читаем вместе с соблюдением логического ударения и пауз сл.2)
- [Катя], начерти схему двусоставного предложения.
- [Богдан], начерти схему односоставного предложения.
- Ребята, проверьте, верно выполнено задание? - Да. _- Нет, Богдан ошибся.
- С каким видом односоставных предложений мы познакомились?
- Мы познакомились с назывными предложениями.
- Что вы знаете о назывном предложении? (сл.3)
- Чем выражен главный член? - Существительным в именительном падеже или
числительным с существительным.
- Что называют эти предложения? - Предметы, события, явления природы,
внутреннее состояние человека.
- На что показывают эти предложения? - Что названное существует.
- Какое время может быть в таком предложении? - Только настоящее.
IV. Выполнение задания (на карточках)
-
Из данных предложений выбрать назывные (самостоятельная работа) (сл.4)
1. За окном метёт. 2. Вот улица. 3. На улице мороз. 4. Густой туман. 5. Мне радостно. 6. Где-то пожар. 7. Горит! 8. Пять часов. 9. На площади людно. 10. Вьюга.
- [Ира], какие предложения выбрала ты? Прочитай.
- [Миша], ты согласен? - Я согласен. Я не согласен. … предложение
не назывное. - Поменяйтесь карточками, проверьте. (сл.5)
- Почему 3 и 5 предложения не являются назывными? - В этих предложениях есть
обстоятельство, которое всегда связано с действием.
- Какой второстепенный член может быть в назывном предложении?
- Только определение.
2. Устная работа (сл.6)
Сделать данные предложения распространёнными.
Утро. - Раннее утро. Холодное утро. Зимнее утро.
Зима. - Снежная зима. Морозная зима. Весёлая зима.
Урок. - Первый урок. Открытый урок. Урок русского языка.
V. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили, что назывные предложения используются в художественной литературе.
- [Какое произведение мы читаем?] - Мы читаем комедию Н.В.Гоголя «Ревизор».
- [Какое было домашнее задание?] - Выписать назывные предложения из второго
действия комедии.
- [Катя], какие предложения ты выписала?
- [Дима], какие предложения у тебя?
VI.
- Назывные предложения часто используются в лирике. Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта. Кто это и что вы о нём знаете, вы сейчас расскажите. Я буду задавать вопросы, вы - отвечать назывными предложениями.
- Кто это? (сл.7) - Афанасий Афанасьевич Фет.
- Сколько лет исполнилось Фету со дня рождения? (сл.8) - Сто девяносто пять лет.
- Назовите время, когда жил и творил поэт? (сл.9) - Девятнадцатый век.
- Какую фамилию и дворянский титул дал поэту отчим? (сл.10) - Шеншин.
- Назовите родовое имение семьи Шеншиных, где похоронен поэт? (сл.11)
- Клеймёново, Орловская область.
- Каковы основные темы поэзии А.А.Фета? (сл.12) - Природа, любовь.
VII. Анализ стихотворения.
- Сейчас обратимся к стихотворению А.А.Фета. (сл.13) Прочитайте.
Чтение стихотворения детьми.
- Какие слова вам не понятны? (сл.14) Словарная работа
- Какие образы рисует автор в стихотворении?
Работа со слайдами 15 - 20
- Какие картины природы рисует поэт в стихотворении? (сл.21) - Вечер, ночь, утро.
- Какие чувства лирического героя описывает поэт? - Волнение, радость, счастье.
- Об этом стихотворении Л.Н.толстой написал: (сл.22)
«В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина.»
- Найдите назывные предложения в этом стихотворении.
Работа с индивидуальными карточками.
Проверка у доски, взаимопроверка.
- Как вы думаете, для чего Фет использует назывные предложения? - Для более
точного и выразительного описания
картин природы и чувств человека.
IIX. Дополнительно. Самостоятельный анализ стихотворения А.А.Фета «Чудная картина». Найти назывные предложения (сл. 25)
IX. Домашнее задание.
- Назывные предложения часто использовали в своём творчестве поэты 20 века:
А.Блок, Б.Кудрин, А.Ахматова и др. Каждому я даю стихотворения одного из поэтов. Вам нужно будет найти в них назывные предложения и сделать зарисовки.
X. Подведение итогов.
- Вы хорошо работали на уроке. Молодцы. Как вы думаете, какие оценки вы заслужили?
- [Ира] . -Я думаю, пять. Я отвечала верно. - [Миша]. - Я думаю, пять или четыре. Я чуть-чуть ошибался.
- [Катя], […], […]. - …
- Как вы думаете, что поставим Богдану, Родиону? Почему?
XI. Рефлексия.
- Опишите свои впечатления от урока с помощью назывных предложений. (сл.26)
- Урок окончен. Спасибо. Можете идти.