Статья Формирование информационной компетенции на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование информационной компетенции на уроках литературы


Автор: Л. В. Макашова,

Россия, Борисоглебск

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Общество нуждается в активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Применение информационных технологий в преподавании литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; повышают интерес к русскому языку, активизируют познавательную деятельность учащихся. На уроках необходимо формировать информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Сегодня на уроках литературы всё чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

Многие классические произведения уже нашли своё новое воплощение в кинематографе. Последние постановки произведений Булгакова, романов Достоевского, Лермонтова, а также старые советские фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией.

1) А некоторые учащиеся могут строить своё сообщение на основе кинофильма (пример: Булгаков «Мастер и Маргарита» - слайды).

2) Однако самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом (цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока). Вторая функция презентации - информационная. (Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними) (пример: урок по творчеству Рубцова «Тихая моя, Родина»).

3) Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом (пример: «Эмблемы в творчестве Ломоносова»).

4) В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии (пример: Заочная экскурсия по музею-усадьбе «Ясная поляна»).

Сейчас выпускаются диски, на которых собран богатейший материал для использования на уроках. Например, диск «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий» (мультимедиа энциклопедия, созданная по заказу Комитета по телекоммуникациям…). Есть серия уроков Кирилла и Мефодия. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

© 2010-2022