Урок обобщения по теме «Имя прилагательное»

Урок обобщения по теме «Имя прилагательное» в 5 классе по учебнику Т. Ладыженской. Урок представляет собой урок-путешествие в весну.В занимательной форме с помощью «толстых» и «тонких» вопросов ребята повторяют те или иные ключевые понятия по изученной теме. Есть приложение - маршрутный лист, где ребята выполняют работы и оценивают свою деятельность. Присутствуют разные формы деятельности: групповая, в парах, дифференцированная... Ученики составляют кластер, редактируют текст, объясняют правиль...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 5 классе

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Кипринская ООШ»

Дружинина А. Ю.

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: урок повторения знаний (урок-практикум).

Цель урока:

Обобщение, систематизация знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного

Задачи:

Образовательные:

  • повторить морфологические признаки имени прилагательного;

  • закрепить умения отличать имена прилагательное от других частей речи;

  • уметь находить прилагательное в тексте,

  • продолжать формировать у учащихся умения работать с текстом;

  • продолжать формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;

  • формировать творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся умение общаться друг с другом, слушать товарища;

  • прививать аккуратность при работе в тетради и у доски.

Развивающие:

  • развивать и обогащать речь учащихся;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать познавательный интерес к предмету;

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки, оценочные и маршрутные листы



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Сообщение темы урока и постановка цели.

Цель:

мотивировать учащихся к

учебной деятельности

посредством создания

эмоциональной

обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке

1.- Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня день, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу и гостям, пожелаем хорошего настроения.

Выберите, пожалуйста, из выделенных слов слова с позитивной окраской и назовите их (веселый, торжественный, теплый, ясный, солнечный, успешный).

Я желаю и вам, и гостям, чтобы таким было и ваше настроение сегодня. Пусть оно сохранится в течение всего нашего урока.

2.- Слова, какой части речи вы использовали, определяя наше настроение? (прил-ные)

- Докажите.

3. - Сформулируйте тему и цель нашего урока.

- Посмотрите, как я сформулировала.

- Какие задачи поставим? (вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об этой части речи).

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Слайд 1 (грустный, весёлый, чёрный, мрачный, торжественный, тёплый, деревянный, успешный, солнечный, каменный)

Называют прилагательные

Слайд 2 - 3

Формулируют тему и цель урока

2.Актуализация знаний.

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Уч-ль:

- Чтобы повторить, закрепить и обобщить знания по теме, мы с вами отправимся на необычную экскурсию … в весну… вместе с именем прилагательным! Для этого нам обязательно нужен маршрут нашего путешествия. Давайте вместе составим кластер по теме «Имя прилагательное», это и будет план нашего маршрута, своеобразный «маршрутный лист».

А для этого давайте вспомним правила с помощью толстых и тонких вопросов

!!! А один из вас восстановит определение имени прилагательного, как части речи

Слайд 4

Ученики отвечают правило


Кластер - коллективно

Дети задают толстые и тонкие вопросы

1 ученик на доске восстанавливает правило

3. «Мозговой штурм»

(составление кластера - плана работы)

Уч-ль:

- Вот и небо заволокли тучи, давайте разгоним тучи.

Вспомнили всё, что мы знаем о прилагательном. Итак, первое… А что оно обозначает?

(общее значение признак предмета …)

(морф. признаки род, число, падеж)

Запись на доске частично скрыта под снежинками.

Отгадав, открывают части кластера. Запись выглядит так: Имя прилагательное - общее значение - морфологические признаки: полная и краткая форма, род, падеж, число; синтаксическая роль.
Раздать полученные «маршрутные листы».

4. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель:

воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Уч-ль: Итак, мы с вами разогнали тучи, выглянуло солнышко, теперь пора и на улицу посмотреть на весенний лес.

  1. Найти и подчеркнуть волнистой

линией имена прилагательные в тексте.

Как хорош и привлекателен весенний лес!

По голубому небу плывут сероватые облака. Яркие солнечные лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогоднюю листву пробиваются зеленые росточки.

(если нашли все 12 прил., поставьте солнышко, если 1-2 ош. - тучку, 3 и более - молнию)

- Докажите, что это прилагательные.

- Какова роль имени прилагательного в речи?

Слайд 5.

На маршрутных листах тексты, выполнить и поставить оценку.

Картина весеннего леса.


Самопроверка по слайду.

Согласование имени прилагательного с существительным

(карточки №2)

Уч-ль: А какое утро весной! Вот сейчас познакомьтесь с текстом о таком утре.

Даю вам по 2 текста: под буквой А он легче для выполнения, под буквой Б он сложнее.

Вам предоставляется возможность выбрать для себя карточку по своим силам.


  1. Вставьте на месте пропусков

окончания, прилагательные, согласуя прилагательные с существ-ми. Определите их падеж.

А) Весенн… утро.

Весенн… утром на ясн… небе медленно плывут бел… облака. С высоты льется звонк… песня жаворонка. В воздухе пахнет ранн… весной. Над озером поднимается лёгк… туман. Легко дышится на морозн… воздухе.

Б) (…..) утро.

(…) утром на (…) небе медленно плывут (…) облака. С высоты льется (…) песня жаворонка. В воздухе пахнет (…) зимой. Над озером поднимается (…) туман. Легко дышится на (…) воздухе.

- Как определить число, род и падеж прилагательного? (по существительному, к которому оно относится)

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?

На маршрутных листах тексты разного уровня:

базовый (А) и повышенной трудности (Б) - дифференцированный подход к выполнению данного задания.

(Весенним) утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые пушистые/ облака. С высоты льется /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе.

Взаимопроверка (помощь на слайде)

Самооценка (со слайда) и поставить оценку.

Слайд 6

5. Физминутка

Уч-ль: Вспомните полные и краткие прил-ные. Вот с ними мы и проведём физминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой - сжимаетесь в комочек. Показываю. Молодцы! Присаживайтесь!

Хороший, свеж, слепой, красива, здоров, тёплое, зелено, молодая.

6. Краткие прилагательные.

(карточки №3)

Работа в группах (2)

1 группа:

Задание: Образуйте от полных прилагательных краткие формы мужского и женского рода. Запишите их, расставляя ударение. Образец. Бедный - беден, бедна.

Бледный, близкий, вкусный, вредный, холодный, добрый, страшный, интересный.

- Чем отличаются краткие прилагательные от полных? (окончанием)

- Назовите окончания кратких прилагательных.

2 группа:

Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими. Подчеркните главные члены предложения.

1Весной, воздух, чистый, свежий.

2 Беленький, заяц, пригожий.

3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.

4 Забавный, ёж, колючий.

- Расскажите о правописании Ь в кратких прилагательных с основой на шипящую.

Работают в парах,

на маршрутных листах,

готовят ответ, отвечают на вопрос.

Оценивают свои ответы.


Составление предложений, выделение сказуемых, определение какой частью речи они выражены.

7. Правописание букв О - Е после шипящих и Ц в окончании прилагательных.

Буквенный диктант

Уч-ль:

- Давайте сходим на речку, постоим и посмотрим вокруг.

- Я продиктую словосочетания, а вы напишите только

На свежем воздухе, в колючем кустарнике, у большой реки, в дремучем лесу, у могучего дуба, на чужом берегу.

- Когда в окончаниях прилагательных после шипящих и Ц пишется - О, а когда - Е?

Слайд 7

Буквенный диктант.

Учащиеся работают в маршрутных листах и оценивают свои работы.

Проверка: е е о е е о

(1 чел. читает)

Под ударением О, без ударения

Оценка работ

8. Рефлексия.

Работа в парах

Объявление оценок

Уч-ль:

- Вот и закончилась наша экскурсия. Но скоро будут каникулы, и у вас больше времени будет узнать весну, её изменения.

- Хочу, чтобы вы написали много прилагательных к словам, которые у вас записаны (каникулы, погода, небо), а мы попробуем угадать это слово.

А теперь оцените всю вашу работу и выставьте себе оценку.

- А я вам дарю букет ландышей!!!!!


Уч-ся подбирают прилагательные (в парах)

Слайд 8.

Ребята выставляют оценки, высказываются

Слайд 9

10. Домашнее задание

Творческая работа «Написать сочинение-миниатюру «Весна в лесу»

или

составить предложения о весне

Запись задания в дневники

Дифференцированные задания


























© 2010-2022