- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок обобщения по теме «Имя прилагательное»
Урок обобщения по теме «Имя прилагательное»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дружинина А.Ю. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Открытый урок в 5 классе
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Кипринская ООШ»
Дружинина А. Ю.
Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: урок повторения знаний (урок-практикум).
Цель урока:
Обобщение, систематизация знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного
Задачи:
Образовательные:
-
повторить морфологические признаки имени прилагательного;
-
закрепить умения отличать имена прилагательное от других частей речи;
-
уметь находить прилагательное в тексте,
-
продолжать формировать у учащихся умения работать с текстом;
-
продолжать формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
-
формировать творческую активность учащихся.
Воспитательные:
-
воспитывать у учащихся умение общаться друг с другом, слушать товарища;
-
прививать аккуратность при работе в тетради и у доски.
Развивающие:
-
развивать и обогащать речь учащихся;
-
развивать логическое мышление;
-
развивать познавательный интерес к предмету;
Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки, оценочные и маршрутные листы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Сообщение темы урока и постановка цели.
Цель:
мотивировать учащихся к
учебной деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке
1.- Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня день, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу и гостям, пожелаем хорошего настроения.
Выберите, пожалуйста, из выделенных слов слова с позитивной окраской и назовите их (веселый, торжественный, теплый, ясный, солнечный, успешный).
Я желаю и вам, и гостям, чтобы таким было и ваше настроение сегодня. Пусть оно сохранится в течение всего нашего урока.
2.- Слова, какой части речи вы использовали, определяя наше настроение? (прил-ные)
- Докажите.
3. - Сформулируйте тему и цель нашего урока.
- Посмотрите, как я сформулировала.
- Какие задачи поставим? (вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об этой части речи).
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Слайд 1 (грустный, весёлый, чёрный, мрачный, торжественный, тёплый, деревянный, успешный, солнечный, каменный)
Называют прилагательные
Слайд 2 - 3
Формулируют тему и цель урока
2.Актуализация знаний.
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Уч-ль:
- Чтобы повторить, закрепить и обобщить знания по теме, мы с вами отправимся на необычную экскурсию … в весну… вместе с именем прилагательным! Для этого нам обязательно нужен маршрут нашего путешествия. Давайте вместе составим кластер по теме «Имя прилагательное», это и будет план нашего маршрута, своеобразный «маршрутный лист».
А для этого давайте вспомним правила с помощью толстых и тонких вопросов
!!! А один из вас восстановит определение имени прилагательного, как части речи
Слайд 4
Ученики отвечают правило
Кластер - коллективно
Дети задают толстые и тонкие вопросы
1 ученик на доске восстанавливает правило
3. «Мозговой штурм»
(составление кластера - плана работы)
Уч-ль:
- Вот и небо заволокли тучи, давайте разгоним тучи.
Вспомнили всё, что мы знаем о прилагательном. Итак, первое… А что оно обозначает?
(общее значение→ признак предмета …)
(морф. признаки → род, число, падеж)
Запись на доске частично скрыта под снежинками.
Отгадав, открывают части кластера. Запись выглядит так: Имя прилагательное - общее значение - морфологические признаки: полная и краткая форма, род, падеж, число; синтаксическая роль.
Раздать полученные «маршрутные листы».
4. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.
Цель:
воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Уч-ль: Итак, мы с вами разогнали тучи, выглянуло солнышко, теперь пора и на улицу посмотреть на весенний лес.
-
Найти и подчеркнуть волнистой
линией имена прилагательные в тексте.
Как хорош и привлекателен весенний лес!
По голубому небу плывут сероватые облака. Яркие солнечные лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогоднюю листву пробиваются зеленые росточки.
(если нашли все 12 прил., поставьте солнышко, если 1-2 ош. - тучку, 3 и более - молнию)
- Докажите, что это прилагательные.
- Какова роль имени прилагательного в речи?
Слайд 5.
На маршрутных листах тексты, выполнить и поставить оценку.
Картина весеннего леса.
Самопроверка по слайду.
Согласование имени прилагательного с существительным
(карточки №2)
Уч-ль: А какое утро весной! Вот сейчас познакомьтесь с текстом о таком утре.
Даю вам по 2 текста: под буквой А он легче для выполнения, под буквой Б он сложнее.
Вам предоставляется возможность выбрать для себя карточку по своим силам.
-
Вставьте на месте пропусков
окончания, прилагательные, согласуя прилагательные с существ-ми. Определите их падеж.
А) Весенн… утро.
Весенн… утром на ясн… небе медленно плывут бел… облака. С высоты льется звонк… песня жаворонка. В воздухе пахнет ранн… весной. Над озером поднимается лёгк… туман. Легко дышится на морозн… воздухе.
Б) (…..) утро.
(…) утром на (…) небе медленно плывут (…) облака. С высоты льется (…) песня жаворонка. В воздухе пахнет (…) зимой. Над озером поднимается (…) туман. Легко дышится на (…) воздухе.
- Как определить число, род и падеж прилагательного? (по существительному, к которому оно относится)
- Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?
На маршрутных листах тексты разного уровня:
базовый (А) и повышенной трудности (Б) - дифференцированный подход к выполнению данного задания.
(Весенним) утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые пушистые/ облака. С высоты льется /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе.
Взаимопроверка (помощь на слайде)
Самооценка (со слайда) и поставить оценку.
Слайд 6
5. Физминутка
Уч-ль: Вспомните полные и краткие прил-ные. Вот с ними мы и проведём физминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой - сжимаетесь в комочек. Показываю. Молодцы! Присаживайтесь!
Хороший, свеж, слепой, красива, здоров, тёплое, зелено, молодая.
6. Краткие прилагательные.
(карточки №3)
Работа в группах (2)
1 группа:
Задание: Образуйте от полных прилагательных краткие формы мужского и женского рода. Запишите их, расставляя ударение. Образец. Бедный - беден, бедна.
Бледный, близкий, вкусный, вредный, холодный, добрый, страшный, интересный.
- Чем отличаются краткие прилагательные от полных? (окончанием)
- Назовите окончания кратких прилагательных.
2 группа:
Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими. Подчеркните главные члены предложения.
1Весной, воздух, чистый, свежий.
2 Беленький, заяц, пригожий.
3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.
4 Забавный, ёж, колючий.
- Расскажите о правописании Ь в кратких прилагательных с основой на шипящую.
Работают в парах,
на маршрутных листах,
готовят ответ, отвечают на вопрос.
Оценивают свои ответы.
Составление предложений, выделение сказуемых, определение какой частью речи они выражены.
7. Правописание букв О - Е после шипящих и Ц в окончании прилагательных.
Буквенный диктант
Уч-ль:
- Давайте сходим на речку, постоим и посмотрим вокруг.
- Я продиктую словосочетания, а вы напишите только
На свежем воздухе, в колючем кустарнике, у большой реки, в дремучем лесу, у могучего дуба, на чужом берегу.
- Когда в окончаниях прилагательных после шипящих и Ц пишется - О, а когда - Е?
Слайд 7
Буквенный диктант.
Учащиеся работают в маршрутных листах и оценивают свои работы.
Проверка: е е о е е о
(1 чел. читает)
Под ударением О, без ударения -Е
Оценка работ
8. Рефлексия.
Работа в парах
Объявление оценок
Уч-ль:
- Вот и закончилась наша экскурсия. Но скоро будут каникулы, и у вас больше времени будет узнать весну, её изменения.
- Хочу, чтобы вы написали много прилагательных к словам, которые у вас записаны (каникулы, погода, небо), а мы попробуем угадать это слово.
А теперь оцените всю вашу работу и выставьте себе оценку.
- А я вам дарю букет ландышей!!!!!
Уч-ся подбирают прилагательные (в парах)
Слайд 8.
Ребята выставляют оценки, высказываются
Слайд 9
10. Домашнее задание
Творческая работа «Написать сочинение-миниатюру «Весна в лесу»
или
составить предложения о весне
Запись задания в дневники
Дифференцированные задания