Урок русского языка на темуПовторение изученного об имени существительном

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Имя существительное. Обобщение изученного"

Учитель Теперик В.Л.

Цели:

обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;

содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся

Оборудование:

перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы, постановка целей

- Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?

III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания

- Дайте определение имени существительного.

- Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.

(Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:

а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель;

б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник;

в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор;

г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег;

д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец.)

- Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?

(В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.

Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).

IV. Повторение морфемного состава имён существительных

- Какие морфемы записаны на доске?

-л--оват--ец--ушк--еньк--онок--очк--ич--ть--тель--ищ--ин

- На какие две группы можно разделить эти суффиксы?

(Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)

- Выберите суффиксы других частей речи.

- Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька.

- Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)

- В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.

- Какие слова записали?

V. Орфографическая работа

- Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?

плеч:

родник

сокровищ:

луч:

гореч:

безветрие

роскош:

туч:

сила

задач:

- К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.

(убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )

- Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")

- Как вы думаете, какое будет задание?

- Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.

(1 ученик за доской)

- Проверьте. Кто не согласен?

- Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)

- Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.

- Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.

- Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)

- Объясните написание окончаний.

VI. Работа с перфокартами

- Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)

- Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?

- Проверим ваше умение использовать это правило на практике.

- Приготовьте перфокарты, листочки.

шёл к станции по дороге по аллее

беседовал о профессии об отзыве о героизме

рассказывал о берёзе о лекции о брошюре

говорил о Марии о Наталье о Маше

сидел на ели на постели на ёлке

говорил Дарье Ксении Даше

писал в тетради в тетрадке в альбоме

материал по истории по географии по химии

беседа о космосе медицине растении

VII. Работа с текстом

- На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)

- Прочитаем текст.

Афанасий Афанасьевич Фет. Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна. Нам открывается русское лето. Мы любуемся неповторимой русской осенью. Нас радует сказка русской зимы.

У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.

- Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.

- Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?

- Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.

- Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)

- Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)

- Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.

- Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)

VIII. Подведение итогов

- Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

IX. Домашнее задание

- Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94

© 2010-2022