Конспект урока по русской литературе для 6 класса КВН по басням Ивана Андреевича Крылова

Данный материал могут использовать учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы. Конспект представляет собой разработку итогового урока по басням И.А.Крылова в 6 классе. Урок-КВН нацелен на обобщение, закрепление материала в игровой форме. Именно игровая форма позволит лучше запомнить и усвоить материал. В данном материале представлены задания разного плана: отличить стихотворение от басни, угадать басню, узнать героя, разгадать кроссворд и др. Также данный материал можно использовать как внеклассное мероприятие.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-КВН по басням Ивана Андреевича Крылова


Цель: обобщить изученное о баснях И.А. Крылова; выяснить, насколько серьёзно усвоен материал; углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления; активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся; нравственное воспитание.
Форма работы: групповая работа, КВН
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, магнитофонная запись - сопровождение конкурсов КВН.
Ход урока.
Дорогие друзья, уже раздались всем знакомые позывные любимой игры, и это значит: «Мы начинаем КВН...» КВН по басням Ивана Андреевича Крылова, который говорил:
Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать.
И. А. Крылов. (Эпиграф - I.)
И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет. И, как считал В.Г. Белинский,
Слава Крылова всё будет расти и пышнее
расцветать до тех пор, пока не умолкнет
звучный и богатый язык в устах великого
и могучего русского народа
В. Г. Белинский. (Эпиграф - II.)

Слово учителя. Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри). Ваша задача - показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть, так сказать, своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.


Задание 1.Представление команд.

Приветствие. Защита эмблем, связанных с темой урока.

Задание 2. Отличить стихотворение от басни.

1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,
Маленький рыжик нашла под кустом
Маленький рыжик она засолила,
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
(Стихотворение)

б) В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На белку в колесе, зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
(басня)

2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограда кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко.
(басня)

б) Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

3. а) Что за странный Олененок?
Он решил что он Осленок,
Повторял он целый день:
"Я осел, а не олень".
И тогда сказала мама:
"До чего же ты упрямый,
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел"?

б) Осел увидел Соловья,
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить твое услышав пенье,
Велико подлинно твое уменье"?

4. а) В прекрасный летний день,
Бросая по долине песнь,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленью,
И вот как о себе зефирам толковали.........

б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу:
С фиолетовой сирень будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

  • Как вы узнали, что это басня, по каким признакам?

Задание 3. Узнай басню

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!,,

("Ворона и Лисица")

А Ларчик просто открывался.

("Ларчик")

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

("Волк и Ягненок")

Избави бог и нас от этаких судей.

(«Осел и Соловей»)

У сильного всегда бессильный виноват.

("Волк и Ягненок")

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?..

("Стрекоза и Муравей")

Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!

("Слон и Моська")

Стой, братцы, стой!

("Квартет")

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

("Квартет")

Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.

("Демьянова уха")

Хоть видит око, да зуб неймет.

("Лисица и Виноград")

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

("Кукушка и Петух")

Задание 4. Узнай басню по рисунку (4 иллюстрации)

Задание 5. Назови героя.

Теперь, когда мы вспомнили названия басен И.А.Крылова, пришло время поговорить и о героях. Вы должны определить, кто из персонажей басен сказал следующие слова.

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(Осел, «Осел и Соловей»)

Тьфу пропасть! - говорит она -
И тот дурак, кто слушает людских всех врак:
Все про очки лишь мне налгали,
А проку на волос нет в них.

(Мартышка, "Мартышка и Очки")

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней прокорми и обогрей.

(Стрекоза, "Стрекоза и Муравей")

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки

Рассказывать, так право, сказки!

(Лисица, "Ворона и Лисица")

Задание 6. Конкурс капитанов.

Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов. Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы.

Капитаны, я думаю, помогут разобраться с предметами (каждому по три).

Предметы из посылки

Название басни

Жемчужина

"Петух и Жемчужное Зерно"

Сыр

"Ворона и Лисица"

Очки

"Мартышка и Очки"

Ларец

"Ларчик"

Тарелка и ложка

"Демьянова уха"

Зеркало

"Зеркало и Обезьяна"

Задание 7. Продолжи строку

• «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
• «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».
• «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать».
• «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».
• «Кто виноват из них, кто прав - судить не нам…/ да только воз и ныне там».
• «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».
• «А Васька.../ слушает да ест».
• «Как музыке идти?../ Ведь вы не так сидите».
• «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?.. / За то, что хвалит он Кукушку ».
• «У сильного.../всегда бессильный виноват».
• «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
• «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».
• «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».


Задание 8. Инсценировка басни.

Задание 9. Отгадай кроссворд.

Каждая команда получает кроссворд, побеждает в этом конкурсе тот, кто сделает быстро и правильно.

По горизонтали.

1. Злая насмешка (литературоведческий термин).

2. Изображение неживого предмета как живой.

3. Известный русский баснописец ХIХ века.

4. Насмешка (литературоведческий термин).

По вертикали.

5. Главная мысль басни, которая находится в начале или в конце произведения, высказана автором в форме нравоучительного вывода.

6. Иносказание, изображение чего-либо со скрытым смыслом.

7. Аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

Конспект урока по русской литературе для 6 класса КВН по басням Ивана Андреевича Крылова



Оценочный лист


+

-

баллы

1.Приветствие, название, эмблема (0-5)


2. Конкурс капитанов (0-3)


3. Домашнее задание. Инсценировка басен (0-5)


4. Кроссворд (0-7)


5. Общее количество жетонов за разные конкурсы


Общее количество баллов




© 2010-2022