Статья Стратегии смыслового чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.И. Семерова,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Ленинская СОШ»

Октябрьского района Курской области

Инновационные методы развития навыков смыслового чтения.

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия «мода» на чтение прошла. Россия утратила свой статус самой читающей страны, хотя определенное снижение интереса к чтению - это сегодня общемировая тенденция, и уже во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. Опыт свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, ведь чтение - это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, - составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является средством познания мира и себя в этом мире, самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.

И потому сегодня фраза «я умею читать» приобретает несколько иной смысл. Далеко не каждый подразумевает о двух составляющих чтения. Нельзя в полной мере назвать читателем того, кто овладел умением складывать буквы в слова и передавать основное содержание текста. Гораздо важнее его смысловая составляющая.

Федеральный государственный образовательный стандарт в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется развитию стратегий смыслового чтения. Им же очерчивается круг основных умений смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации, ее преобразование, интерпретация и оценка; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [1.2, с. 34]. По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на предтекстовые, текстовые и послетекстовые, ориентирующие, готовящие чтеца к встрече с текстом, управляющие чтением и включающие полученную информацию в систему понятий, знаний, умений;

Стратегии предтекстовой деятельности.

Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Стратегии текстовой деятельности.

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Стратегии послетекстовой деятельности.

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Таким образом, смысловое чтение художественного или любого другого произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и смыслообразующую составляющую. Как этого достичь? Приведу лишь несколько приемов работы с текстом на различных этапах:

"Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

"Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

"Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

"Соревнуемся с писателем"

Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации. Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

На приеме антиципации остановлюсь подробнее. Этот термин обозначает предугадывание, а сам прием помогает читателю забегать мыслью вперед, догадываться о содержании текста и сравнивать свои догадки с оригиналом. Ученые-филологи утверждают, что уже само заглавие вызывает стремление сформировать некую гипотезу о содержании текста. Можно со своими учениками попробовать проверить данное утверждение. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работы. Она, как правило, вызывает живой интерес у учащихся.

Итак, перед вами заголовок: «Грубиян и гвоздь.»

Так называется один из текстов в учебнике «Русский язык» для 7-ого класса под редакцией Г.Г.Граник. Определите тип речи данного текста. (повествование) А что можно сказать о жанре, что это будет? (рассказ, миниатюра, история)

Заглавие текста обычно несет в себе смысловое указание на что-то. Н: «Одныжды летом» - время, «В Сокольниках» - место. А на что указывает наше заглавие? ( на героя ) Кто он? (грубиян). Дадим определение слову (человек, проявляющий грубость). В чем и по отношению к кому может выражаться грубость? Ваши предположения?..

Можем мы определиться с возрастом нашего героя? ( это мальчик лет 13-и).

Хорошо, у нас есть мальчик, с которым происходит какая-то история. Какая?

Составим синонимический ряд прилагательных, связанный со словом «грубиян». Неприятная, скверная, досадная и тд.

Скажите, уже появилось желание заглянуть в текст? Но у нас есть еще и второе слово, которое обычно нацеливает на развитие темы. Н: «Севастополь в октябре» и «Севастополь в декабре». Разница есть и очевидная. Наше слово «гвоздь», предположите, какая история, связывающая слова в заглавии, могла произойти? ( не путать с хулиганством - это действия, а грубость - слово)

И еще один нюанс: скажите, всегда ли в заглавие выносятся слова в прямом значении? Если нет, то можем мы однозначно утверждать, какой будет развязка? Негативной, неприятной или Неожиданной, поучительной?

Итак, ваши предположения о содержании текста…

Таким образом, мы провели практически мозговой штурм нашего заглавия, текст стал объектом речемыслительной деятельности и, думаю, настало время проверить наши догадки. Читаем текст:

Грубиян и гвоздь

Прихожу однажды в парк в воскресенье. Думаю: погуляю, потом посижу на скамейке, почитаю. Но не тут-то было. Скамеек много, но все заняты. Вдруг нахожу свободное, но вместе с тем как бы и занятое место. Лежит на нем ладонь мальчика, сидящего рядом. Кому-то сторожит? Или жука поймал?

  • - Можно сесть? - спрашиваю.

  • - Нельзя, - отвечает, - ищите другое.

Грубый какой. Мог бы и уступить старшему даже свое. Видит же, что еле стою. Расстроилась и требую:

-А ну, убери руку немедленно!

Убирает. И вижу, что возвела на человека напраслину.

Никакой он не грубиян, а очень даже благородный.

На том месте, где лежала его ладонь, торчит острием

кверху огромный гвоздь. Я бы точно сослепу да с

усталости на него приземлилась.

Таким образом, развитие навыков смыслового чтения должно обеспечить формирование и развитие читательской компетенции в целом. У ваших учеников появится стойкая потребность в систематическом чтении, а это уже значительный образовательный результат.

Литература:

Галактионова Т. Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т. Г.Галактионова; авт. реф. СПб., 2008;

Примерная основная образовательная программа ОУ (основная школа). М. «Просвещение», 2011г.



© 2010-2022