Материалы для подготовки к выпускному сочинению. Блок «Вопросы, заданные человечеству войной»

Материалы для подготовки к выпускному сочинению по блоку «Вопросы, заданные человечеству войной» включают в себя список основных произведений русской литературы 19 -20 в.в., содержание которых необходимо знать для успешного написания творческой работы; примерные темы сочинений для подготовки.       Материалы для самостоятельной работы помогут одиннадцатиклассникам проанализировать эпизоды художественных произведений, в которых прослеживается нравственный выбор человека на войне, ответить на вопр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Блок «Вопросы, заданные человечеству войной»

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Русская литература богата на военные сюжеты, потому как сама история давала их нам.

Перечень произведений, которые рекомендуется прочитать для подготовки к итоговому сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной».

  • В.Л. Кондратьев "Сашка" (человечность, сострадание)

  • В.В. Быков "Сотников" (предательство), «Альпийская баллада», «Третья ракета»

  • В.О. Богомолов "Иван" (мужество)

  • А.И. Приставкин "Ночевала тучка золотая" (судьбы детей в годы ВОВ)

  • «Слово о полку Игореве»

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

  • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»

  • В. Астафьев «Ясным ли днем»

  • А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие...»

  • Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Последние залпы»

  • В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

  • К.Симонов «Живые и мёртвые»

  • В.Казакевич «Звезда»

Примерные темы сочинений для подготовки:

  • Человек и война в произведениях второй половины XX в.

  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне

  • Любовь и война на страницах русской литературы

  • Смысл названия романа "Война и мир"

  • Нравственные проблемы войны

  • Война обнажает человеческие пороки

  • Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни... (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  • Тема мужества на страницах русской литературы

  • Истоки предательства

  • Женщина и война

  • В войне побеждает народ

  • "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин).

  • "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А. Медынский).

  • «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов).

  • «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов).

  • «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский).

  • «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский).

  • «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих).

  • «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин).


М.Шолохов

Рассказ «Судьба человека» Шолохова, признанного еще при жизни классиком, был написан в 1956 г. В небольшом по объему произведении автору удалось добиться гармонического синтеза в изображении отдельной человеческой судьбы как судьбы народной в эпоху самых тяжелых бедствий, увидеть в частной жизни огромное общечеловеческое содержание и смысл, прославить все живое, доброе.

«Судьба человека» - это правдивый рассказ о достойных сынах своего Отечества, сумевших во время тяжелейших испытаний мобилизовать до предела свои силы, чтобы противостоять военной силе фашистов, и сохранить человеческое достоинство, способность сострадать. Этим рассказом Шолохов сумел повлиять на отношение ко многим нашим воинам, оказавшимся не по своей воле в фашистском плену.

Герой рассказа - Андрей Соколов, обыкновенный человек, частица миллионной армии людей, пережил неисчислимые муки: «военный ураган невиданной силы» снес с лица земли дом, семью Соколова, но он не сломился. Вернувшись из фашистского плена и встретив ребенка, которого война тоже лишила всех родных и близких, он ощутил огромный потенциал доброты и нежности и принял на себя ответственность за его жизнь и воспитание. Через весь рассказ проходит гуманная мысль об античеловеческой сущности войны, исковеркавшей судьбы, мысль о том, какой дорогой ценой добывалась победа. Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие.

Андрей Соколов, главный герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека», попадает в плен и за то, что возмущается непосильной работой, приговаривается к смерти. Перед смертью комендант лагеря предлагает ему выпить за победу германского оружия, но пленный солдат отказывается.

В.Астафьев

Герой одного из лучших рассказов В. Астафьева «Ясным ли днем» Сергей Митрофанович чувствует постоянную тревогу за детей и вину перед ними. «На фронте он уверил себя, будто война это последняя. <...> Не может быть, думалось ему, чтобы после такого побоища и самоистребления люди не поумнели. Он верил... - тем, кого они нарожают, неведомо будет чувство страха, злобы и ненависти. Жизнь свою они будут употреблять только на добрые, разумные дела. Ведь она такая короткая человеческая жизнь».

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

Твардовский воплотил в образе Василия Тёркина лучшие черты русского человека, масштабность и многогранность его личности, отразил народное представление о национальном характере, раскрыл глубокую связь между личностью и временем.

Еще глубже «горькая правда» о войне оказалась в поэме Твардовского «Дом у дороги» , где пропет гимн в честь «подвижника-бойца», что «год за годом кряду / Войну исполнил до конца», и в честь женщины-матери, хранившей дом и детей. Поэма задумана как «плач о Родине, как песнь / Ее судьбы суровой». Герои поэмы - «подвижник-боец» Андрей Сивцов и его жена Анна, угнанная с детьми в Германию, разлученная с мужем «чужой злой силой». Их судьбы поистине трагичны

Б.Слуцкий(поэт)

Истоки победы солдат в Великой Отечественной войне Слуцкий освещает в пространстве всего своего творчества. Для поэта «солдаты - самые лучшие люди». В стихотворении «Вы не исчезли» поэт с болью пишет о том, что путь солдата после войны короткий («с земли уходят одногодки: полузнакомые, друзья»), но они будут жить в вечной благодарной памяти.

Б. Слуцкий воспевает народ, его душевную красоту, совесть и честь русского человека: такова и «баба Маня» из одноименного стихотворения, «разумеющая все житье и все бытие», и безымянная «баба», «солдатская вдова», с «отвердевшими от труда руками».

В.Быков

Все написанные повести Быкова опираются на его фронтовой, жизненный опыт, основаны на архивных документах, свидетельствах очевидцев - мирных жителей, бывших партизан. Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне - характерные черты прозы писателя.

Основу сюжетов большинства повестей Быкова составляют локальные ситуации, от исхода которых зависит жизнь героев. Они часто оказываются перед нравственным выбором, в которых проявляется истинная человеческая сущность. В таких ситуациях совершают подвиги только люди с кристально чистой совестью. Это солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады», Сотников в одноименной повести, боец орудийного расчета Лозняк из «Третьей ракеты», который будет драться с наступающими фашистами, когда погибнут все, кто стоял рядом с ним у орудия. Внутренний монолог Лозняка перед боем передает «внутреннее сражение» героя, его чистоту, мучительные сомнения: «Я не герой, не храбрец, я очень обычный и, кажется мне, даже боязливый парень, но неужели я не смогу выдержать до конца? Да еще тут Люся, милая, хорошая Люся. Так тяжело мне погибнуть с нею, но, кажется, еще более невыносимой была бы трусость тут, перед боем».

Любимые герои В. Быкова- солдаты, сержанты, младшие офицеры, рядовые великой битвы. Их подвиги на войне писатель изображает с беспощадной правдивостью. Автора увлекали не масштабы боевых действий, а масштабы человеческого духа. Герой Быкова в критических ситуациях выбора, как правило, оказывается один на один со своей совестью, и нет рядом ни командира, ни товарища, когда, как об этом говорится в пословице, «на миру и смерть красна»: человек в таких ситуациях проявляет истинную сущность.

Так, герой повести «Альпийская баллада» Иван Терешка, белорусский паренек из деревни Терешки, при всей своей застенчивости, скромности, поражает благородством, непосредственностью чувств, самоотверженностью. Он ничем не выделялся среди пехотинцев, получил три медали «За отвагу», тяжело раненный попал в плен. В плену Иван осознает, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Ему удается убежать из лагеря, он пытается присоединиться к партизанам, чтобы продолжить борьбу с фашистами. «Альпийская баллада» - это летопись войны, описание жестокости фашизма, мужества советских бойцов.

Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги. Сотников и Рыбак, посланные достать продукты для партизанского отряда, попадают в плен к фашистам и оказываются перед единственной возможностью спасти свою жизнь - стать полицаями.

Нравственная позиция Сотникова приводит его к единственно возможному выходу из сложившейся ситуации, своей смертью он подтверждает свое право на высокое звание Человека. Рыбак, чтобы сохранить жизнь, становится предателем, дает согласие стать полицейским и участвует в казни партизан и мирных жителей. Эпизод казни символичен: Сотников встретится с взглядом мальчика в буденовке и увидит в его глазах «столько безутешного горя и столько сочувствия к ним». В последний миг своей жизни Сотников - сын комиссара Гражданской войны - передает мальчику в буденовке - будущему поколению - свое понимание жизни и человеческой чести. Настоящее мужество, добро, человечность будут иметь продолжение и после смерти героя.

Б.Васильев

Одним из лучших произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Подлинные героини войны здесь юные зенитчицы с тихого разъезда номер 171 - Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. Все они сложат свои головы в карельском лесу, чтобы не дать гитлеровским диверсантам пройти к важным стратегическим объектам - к Кировской железной дороге и Беломорканалу.

Получив задание найти и захватить в лесу двух замеченных в лесу фашистских разведчиков, «поисковая группа», состоящая из пяти зенитчиц и их командира, старшины Васкова, неожиданно наталкивается на целый отряд вооруженных фашистов, готовящихся пройти в тыл наших войск. Готовность биться до конца и не отступить, не дать поисковой группе выполнить свой план писатель передает через внутренний монолог Баскова: «Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Басков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия...».

Силу духа русского воина, защитника своей земли, воплощает в себе образ старшины Баскова. Басков - по-солдатски опытный, находчивый человек. Это он один, раненый, ворвавшись в блиндаж к четверым десантникам, свяжет их и приведет к своим. Это ему, умирая, Рита Осянина поручит сына, потому что знает: старшина совестлив, надежен, на него можно положиться.

Ю.Бондарев

«Батальоны просят огня». В повести показана та страшная цена, которой далась победа. В повести Бондарев вышел на самую сложную проблему, которая будет исследоваться и в последующих его книгах, приобретет центральное звучание - это соотношение норм права и морали. В прорыв бросают солдат, которые должны отвлечь на себя основные силы немцев, чтобы обеспечить решающее наступление. Бойцы, оставленные без поддержки, героически погибают в неравной схватке.

В «Последних залпах» батареи капитана Новикова сдерживают отход вражеских танков, в романе «Горячий снег» горстка молодых артиллеристов сражается с целой армией фашистского генерала Манштейна, рвущейся в окруженный Сталинград.

В.Некрасов

В изображении Некрасова война - это кровь, боль, смерть, но это и обычный человеческий быт в промежутках между боями, с маленькими радостями и тяготами, это жизнь, внезапно, вдруг прерываемая смертью. Повествование от первого лица придает книге особую достоверность, приближает изображаемое к читателю. Таких фактов, описываемых явлений, деталей, запоминающихся на всю жизнь, вбирающих в себя всю сущность происходящего, становящихся как бы символом, - как об этом пишет сам автор, - на страницах повести - множество. «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымящийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после войны. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть». Эти строки из повести Некрасова доносят дыхание жизни, которой жили солдаты Великой Отечественной.

В точных, художественно убедительных батальных, бытовых подробностях создается общая панорама фронтовой действительности, из которой складывается главная идея повести. Не дали «спихнуть» себя в Волгу, выиграли битву за Сталинград обыкновенные рядовые защитники города, среди которых были такие самоотверженные, не склонные видеть в себе героев, а честно несущие свою службу воины, такие как пулеметчики Филатов, Кругликов, Севастьянов, Седых, оруженосец Валега, украинец Лазаренко, «матросская душа Чумак». О них рассказчик говорит с большой любовью, подчас с юмором, наделяя каждого неповторимыми чертами характера, речью, стилем общения, поведением в бою. Девятнадцатилетний Седых воюет с сорок первого, с сентября, под Смоленском был ранен в лопатку осколком. Три месяца пролежал, потом направили на Юго-Западный. В Сталинграде получил звание сержанта. Запоминается он своей любознательностью, неожиданными вопросами, манерой смущаться.

Некрасовский Валега напоминает Васю Теркина А. Твардовского из «Книги про бойца», создаваемого поэтом и военным корреспондентом также в годы священной войны. Валега так же, как и Теркин, обстоятелен и спокоен в самых трудных, опасных ситуациях, сохраняет чувство юмора.

Героем рассказов является рядовой войны с его непоколебимой верой в победу и ежедневной, ежеминутной трудной и честной службой для ее достижения. Автор высвечивает души своих «маленьких» героев, их напряженную внутреннюю жизнь, присущее им высокое чувство долга.

В.Казакевич

В повести В.Казакевича «Звезда» приводится такой случай: разведчик Феоктистов нарочно полежал под проливным дождём , чтобы простудиться. Он знал, что больного бойца не возьмут в тыл врага, потому что он своим кашлем может выдать всю группу.

К.Симонов

В романе К.Симонова «Живые и мёртвые» есть такой эпизод: попавший в окружение Синцов встречает двух молодых курсантов-артиллеристов, которые отстали от своих. Перепуганные бомбёжкой, ещё почти дети, они всё же решают искать свою спецшколу, хотя Синцов убеждает их, что там, куда они собираются идти, уже немцы. Понимая, что ребят уже не остановить, он отдаёт им последнюю банку консервов.

В романе К.Симонова «Живые и мёртвые» Синцов пытается спасти сошедшего с ума солдата , который выскочил под огонь врага. В короткой схватке, пытаясь удержать безумца, Синцов нечаянно нажимает на курок и убивает солдата. С ужасом понимает, что случилось непоправимое: желая спасти человека, он его убил.

Л.Толстой

А.Болконский, герой романа Л.Н.Толстого , предлагает не брать пленных, сделать войну беспощадной, а смерть неотвратимой, и это помогло бы отрезвить людей, навсегда отбило бы у них желание идти под боевые знамёна.



Что делает война с человеком?

М.Шолохов «Тихий Дон»

Толстой говорил, что война - самое мерзкое, кровавое дело на земле. Шолохов описывает войну почти так же. Он оставляет место подвигу на войне, но это будет на другой войне. Григорий и др. казаки не понимают, почему надо убивать людей. В первом бою Григорий убил австрийца и понял, что совершил убийство. Потом он брату расскажет об этом как о диком, ненужном пролитии крови, скажет, что душа его очерствела, что перестает быть самим собой. А брат, Петр, увидит, как внешне изменился Григорий, стал злым, потемнел, появились морщины на лице, он уже не смеялся как раньше, не шутил. Прежде всего изменились глаза: стали злыми, холодными, темными. Григорий задумчив, крутит ус, совсем другой человек. Он рано постарел, даже поседел на войне, стал жестоким, задумчивым. И товарищи его, другие казаки, тоже изменились. Один нервно смеется часто, другой весь в ранах, но кажется, что раны не на теле, а на душе. Они ругаются страшно, становятся злыми, нервными. Григорий говорит, что война вытягивает из него душу. Вместе с тем он научился состраданию. Важно то, что он не простой человек, - он значительный, крупный как личность, думающий.

Он стал другим как внешне, так и внутренне: берег казачью честь, ловил случай высказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил. Но он так и не стал настоящим воякой. Он метался, искал истину - то у белых, то у красных, то у бандитов. За эти его метания и колебания его уволили из армии. Он все и всех потерял, кроме сына. И начинает новую жизнь.

В чем проявляется героизм человечности?

«Змея» Анджей Сапковский

- Не получится. Не получится сохранить человечность на войне, - медленно произнес Леварт и после паузы продолжил. - Война оскверняет. Каждое пролитие крови тянет за собой нечистоту и грязь. Каждый, кто принимает участие в войне, становится испорченным и изуродованным войной. Война освобождает в нем наихудшие инстинкты. Люди дичают и звереют так, что это становится не просто привычным и обыденным, а даже банальным. Однако зря питают иллюзии те, кто верит, что можно сохранить человечность, достаточно только не одичать, не дегенерировать и не стать скотиной.

Человечность на войне - это самообольщение, бред, грезы. Нельзя остаться человеком на войне. Не получится, принимая участия в войне, сберечь и спасти свою человечность. Потому что война и человечность - это понятия, взаимоисключающие друг друга…

Эпиграфы

О, сколько было подвигов на свете,

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли…

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Ф. Алиева.

Мы были высоки, русоволосы

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли , не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Николай Майоров







Вступление

1. С начала истории человечества на земле происходили кровопролитные войны, в которых гибли люди.

ХХ - ХI века не являются исключениями. Первая мировая война, Гражданская, Великая Отечественная, война в Афганистане, на Кавказе …

Сколько семей не дождались с войны своих сыновей, братьев, отцов. Война - только ли взрывы, только ли стрельба? Война нечто большее, всеохватное. Война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война - это пот и кровь. Война - это письма, которых ждут и бояться получать. Война - это ураган, несущийся с огромной скоростью по свету, сметая все на своем пути. Война - это горе, тысячи искалеченных судеб, страдания людей, потерявших своих близких. Солдаты России - они сражались ради тех, кого любили, кем дорожили. Верили, что наступит мирное время, они вернутся домой на свою маленькую Родину. Вернутся туда, где все знакомо и дорого: и тропа от родительского дома, и яблоня под окном, посаженная в день твоего рождения, и зеленеющие всходами бескрайние поля, и свежий молодой лес, откликающийся гулким эхом на каждый вздох. И медвяные травы по пояс, и несметные богатства цветов и ягод. Но лишь немногие возвращались в родной край. Нынешнее поколение всегда будет помнить подвиг тех, кто не жалея сил боролся ради того, чтобы жила Россия, самая великая страна в мире!

« Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» - писал Л.Н. Толстой.

Писатели, изображая войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.

В произведениях писателей военного времени мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Они все свое внимание уделяют внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.

2. Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, жутко. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, смерть и страдания миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, перед будущим, мы должны помнить о войне, о мужестве и героизме прошедших её дорогами. Бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Произведения о войне как трагедии народа в литературе двадцатого века занимают видное место. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о святости родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие мужество, чувство долга перед Родиной и соотечественниками, жертвовали собой.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ одного из самых трагических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

3. Тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных тем в русской литературе второй половины ХХ века. Война явилась не только величайшим бедствием, но и тягостным испытанием, которое возложило на плечи людей груз моральной ответственности за дальнейшую судьбу России. Перед каждым человеком встала, по сути, проблема нравственного выбора: пойти на смерть ради освобождения родины или отсиживаться за спинами других, чтобы сохранить себе жизнь. Легко рассуждать на эту тему теоретически. Другое дело - броситься под танк или заслонить от пули боевого друга, в решающий момент стать героем или предателем. А судьба порой даже не дает человеку в такие ситуации времени на раздумья.

Тема нравственного выбора привлекает многих современных писателей, пытающихся анализировать психологию человека в самых сложных жизненных обстоятельствах. Она воплощена на страницах романа-эпопеи В.Гроссмана «Жизнь и судьба», в произведениях Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, К.Симонова и других авторов. Однако характеры людей, встретившихся лицом к лицу с фашистскими захватчиками в 1941 году, сформировались еще перед войной, в сложную и противоречивую сталинскую эпоху, когда с большим гражданским мужеством человеку приходилось решать: жить ли ему по велению собственного разума, совершая честные и правильные поступки, или отмалчиваться и приспосабливаться к тем условиям, в которых приходилось существовать: писать доносы на соседей, участвовать в травле родных и близких так называемых «врагов народа», ни в чем не повинных людей, чтобы только не навлечь на себя беду, не попасть в жернова безжалостной тоталитарной государственной машины.

4. Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро-монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже уроки истории. В чем же кроется источник подвигов народа? Беззаветная любовь к Родине - вот в чем сила русского характера. О народном подвиге нам и нашим детям будут рассказывать истлевшие страницы легенд, окровавленные строчки романов и повестей, простреленные пулей строки стихов. Тема подвига, массового героизма народа никогда не будет исчерпана в нашей литературе.

Заключение.

Казалось, когда в 45-ом отгремели последние бои, и на землю пришла долгожданная тишина, которую ждали четыре долгих года, человечество осознает, задумается, сделает выводы, и больше никогда не будут гибнуть люди от бомб и снарядов. Но война не зависит от времени, она вспыхивает, как спичка, мгновенно и так же мгновенно и неожиданно уносит жизни солдат. Сейчас иногда люди говорят: «Какая война? На дворе двадцать первый век! Мы же люди, а не дикари, договоримся!». Однако от войны никто и никогда не застрахован.

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы не можем не согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, боль и слезы, является огромным испытанием для человека.

Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне - это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм
Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.



© 2010-2022