- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку для 9 классов «Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»
Элективный курс по русскому языку для 9 классов «Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чиранова Т.С. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рабочая программа
элективного курса
«Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»
в 9 классе
Составитель: Чиранова Т.С.
учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ»
2013 г.
Адресат: учащиеся 9 классов (предпрофильный курс)
Курс рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка
Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода, стало одним из требований современности. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а об овладении фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины гуманитарного цикла.
В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроках русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающегося текста. Анализируя задания ГИА, видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст рассуждение.
Третья часть экзаменационной работы дает представление о том, владеют ли выпускники монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.
Учителю русского языка в ходе преподавания приходится соотносить реальный речевой опыт ребенка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Соотношение это не всегда гармонично, и мы можем наблюдать низкую речевую культуру современных школьников, их неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации. Сочинения школьников нередко бессодержательны, устные ответы бессвязны, включают в себя большое количество разговорных слов, жаргонизмов. Все это выводит проблему развития речеведческой культуры в современной школе на первый план.
Актуальность
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствую его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Именно поэтому контрольно-измерительные материалы ГИА содержат творческое задание, связанное с информационной переработкой текста. Правильная организация работы по совершенствованию умений работать с текстом позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи как при чтении и понимании текста, так и при создании собственных высказываний.
Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.
Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2013 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели: через развитие речеведческих умений обеспечить успешную социальную адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
-
подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации;
-
овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание;
-
систематизация работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.
Содержание курса (34 ч.)
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Демоверсия экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной итоговой аттестации.
Учащиеся должны знать:
-
структуру и содержание КИМов.
Учащиеся должны уметь:
-
учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.
Основные термины по разделу:
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.
Повторяем приемы компрессии текста (8 ч.)
Структурированное восприятие содержания текста. Критерии оценивания задания части С1. Основные приёмы сжатия (компрессии) текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.
Учащиеся должны знать:
-
технологию написания сжатого изложения;
-
приемы компрессии текста.
Учащиеся должны уметь:
-
выделять главную и второстепенную информацию;
-
отбирать лексические и грамматические средства, чтобы сжато передать полученную информацию.
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Критерии оценивания сжатого изложения.
Творческое задание, связанное с информационной переработкой текста (23 ч.)
Спецификация третьей части экзаменационной работы
Треть часть экзаменационной работы - сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2. - рассуждение на лингвистическую тему. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.
Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Учащиеся должны знать:
-
основные правила работы с текстом;
-
понятийно-справочный аппарат.
-
различать понятия, связанные с анализом и построением текста.
-
основные сведения по стилистике русского языка.
-
виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
-
правила построения рассуждения на лингвистическую тему.
Учащиеся должны уметь:
-
различать характер творческих заданий к тексту.
-
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-
работать со стилистическими синонимами.
-
соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
-
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
-
писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания. Алгоритм.
Подведение итогов (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теорети-ческое обучение, ч.
Практическая работа,
ч.
Контроль-ная работа, ч.
Самостоя-тельная работа, ч.
1
Введение
2
2
2
Повторяем приемы компрессии текста
8
7
5
1,5
3
Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста
23
7
7
3
2
4
Подведение итогов
1
1
Итого
34
17
12
3
3,5
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Дата проведения
занятия
Практическая
работа,
ч.
Контрольная
работа,
ч.
Самостоятельная
работа,
ч.
1
Введение
1
1.1
Цели и задачи курса
1
1.2
Знакомство с демоверсией 2014 года
1
2
Повторяем приемы компрессии текста
8
5
1,5
2.1
Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1.
1
2.2
Последовательность работы над изложением. Главная и второстепенная информация текста
1
0,5
2.3
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение
1
1
2.4
Практикум по написанию сжатого изложения
1
1
2.5
Практикум по написанию сжатого изложения
1
1
2.6
Практикум по написанию сжатого изложения
1
1
2.7
Практикум по написанию сжатого изложения
1
1
2.8
Практикум по написанию сжатого изложения
1
1
3
Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста
23
7
3
2
3.1
Спецификация третьей части экзаменационной работы
1
3.2
Понятийно-справочный аппарат
1
0,5
3.3
Критерии оценивания творческой работы
1
3.4
Классификация грамматических и речевых ошибок
1
0,5
3.5
Построение сочинения-рассуждения
1
1
3.6
Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
3
1
3.7
Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку
1
3.8
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
3.9
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
3.10
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
3.11
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
3.12
Редактирование творческих работ
1
3.13
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
3.14
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
3.15
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
3.16
Редактирование творческих работ
1
3.17
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
3.18
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
3.19
Контрольный тест по курсу
1
1
3.20
Контрольный тест по курсу
1
1
3.21
Контрольный тест по курсу
1
1
4
Подведение итогов
1
4.1
Итоговое занятие
1
Итого
34
12
3
3,5
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
-
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
-
технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
-
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
-
использовать основные приемы информационной переработки текста;
-
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
осуществлять речевой самоконтроль.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-
совершенствования коммуникативных способностей;
-
развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014
году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
-
Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
-
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2013.
-
Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
-
Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
-
Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
2. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной итоговой аттестации по русскому языку. URL:
fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html