Элективный курс по русскому языку для 9 классов «Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»

Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку... ·        систематизация работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия









Рабочая программа

элективного курса

«Формирование речеведческой культуры через работу с текстом»

в 9 классе


Составитель: Чиранова Т.С.

учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ»


2013 г.

Адресат: учащиеся 9 классов (предпрофильный курс)

Курс рассчитан на 34 часа

Пояснительная записка

Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода, стало одним из требований современности. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а об овладении фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины гуманитарного цикла.

В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроках русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающегося текста. Анализируя задания ГИА, видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст рассуждение.

Третья часть экзаменационной работы дает представление о том, владеют ли выпускники монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Учителю русского языка в ходе преподавания приходится соотносить реальный речевой опыт ребенка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Соотношение это не всегда гармонично, и мы можем наблюдать низкую речевую культуру современных школьников, их неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации. Сочинения школьников нередко бессодержательны, устные ответы бессвязны, включают в себя большое количество разговорных слов, жаргонизмов. Все это выводит проблему развития речеведческой культуры в современной школе на первый план.

Актуальность

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствую его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Именно поэтому контрольно-измерительные материалы ГИА содержат творческое задание, связанное с информационной переработкой текста. Правильная организация работы по совершенствованию умений работать с текстом позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи как при чтении и понимании текста, так и при создании собственных высказываний.

Данный элективный курс планирует развивать речеведческие умения учащихся: диалогическую и монологическую речь, умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать выводы, вести любой диалог этически корректно.

Курс ориентирован на учеников 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2013 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.

Изучение курса направлено на достижение следующей цели: через развитие речеведческих умений обеспечить успешную социальную адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни.

Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации;

  • овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание;

  • систематизация работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.

Содержание курса (34 ч.)

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Демоверсия экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной итоговой аттестации.

Учащиеся должны знать:

  • структуру и содержание КИМов.

Учащиеся должны уметь:

  • учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.

Основные термины по разделу:

Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.

Повторяем приемы компрессии текста (8 ч.)

Структурированное восприятие содержания текста. Критерии оценивания задания части С1. Основные приёмы сжатия (компрессии) текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.

Учащиеся должны знать:

  • технологию написания сжатого изложения;

  • приемы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять главную и второстепенную информацию;

  • отбирать лексические и грамматические средства, чтобы сжато передать полученную информацию.

Основные термины по разделу:

Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Критерии оценивания сжатого изложения.

Творческое задание, связанное с информационной переработкой текста (23 ч.)

Спецификация третьей части экзаменационной работы

Треть часть экзаменационной работы - сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2. - рассуждение на лингвистическую тему. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.

Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Учащиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом;

  • понятийно-справочный аппарат.

  • различать понятия, связанные с анализом и построением текста.

  • основные сведения по стилистике русского языка.

  • виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему.

Учащиеся должны уметь:

  • различать характер творческих заданий к тексту.

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

  • соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

  • подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

  • писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.

Основные термины по разделу:

Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания. Алгоритм.

Подведение итогов (1 ч.)



Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Практическая работа,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, ч.

1

Введение

2

2




2

Повторяем приемы компрессии текста

8

7

5


1,5

3

Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста

23

7

7

3

2

4

Подведение итогов

1

1





Итого

34

17

12

3

3,5

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

занятия

Практическая

работа,

ч.

Контрольная

работа,

ч.

Самостоятельная

работа,

ч.

1

Введение

1





1.1

Цели и задачи курса

1





1.2

Знакомство с демоверсией 2014 года

1





2

Повторяем приемы компрессии текста

8

5


1,5


2.1

Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1.

1





2.2

Последовательность работы над изложением. Главная и второстепенная информация текста

1



0,5


2.3

Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1



1


2.4

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1




2.5

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1




2.6

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1




2.7

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1




2.8

Практикум по написанию сжатого изложения

1

1




3

Творческое задание, связанное с информационной переработкой теста

23

7

3

2


3.1

Спецификация третьей части экзаменационной работы

1





3.2

Понятийно-справочный аппарат

1



0,5


3.3

Критерии оценивания творческой работы

1





3.4

Классификация грамматических и речевых ошибок

1



0,5


3.5

Построение сочинения-рассуждения

1

1




3.6

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

3



1


3.7

Алгоритм к сочинению-рассуждению в ГИА по русскому языку

1





3.8

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1





3.9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1




3.10

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1




3.11

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1




3.12

Редактирование творческих работ

1





3.13

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1




3.14

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1




3.15

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

1




3.16

Редактирование творческих работ

1





3.17

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1





3.18

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1





3.19

Контрольный тест по курсу

1


1



3.20

Контрольный тест по курсу

1


1



3.21

Контрольный тест по курсу

1


1



4

Подведение итогов

1





4.1

Итоговое занятие

1






Итого

34

12

3

3,5






Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;

  • технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;

  • структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

уметь

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • осуществлять речевой самоконтроль.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014

году государственной итоговой аттестации по русскому языку.

  1. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.

  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2013.

  3. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.

  4. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.

  5. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.


Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc

2. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной итоговой аттестации по русскому языку. URL:

fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html




© 2010-2022