Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классМуниципальное общеобразовательное учреждение

Водзимонская средняя общеобразовательная школа

Вавожского района Удмуртской Республики



Принята на заседании

педагогического совета

протокол №__

от ____________ 2015г.

Утверждено.

Приказ № __ от __2015г.

Рассмотрена на заседании ШМО

протокол N_________

от____________2015 г.


Рабочая программа

по русскому языку

9 класс





Составитель:

Л.Г.Иванова

учитель русского языка и литературы





Водзимонье, 2015-2016






Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Приказ от 5 марта 2004 г №1089 ( Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.) ( с изменениями);

- Основной образовательной программой основного общего образования (6-9кл) МОУ Водзимонская СОШ;

- Примерной программой по русскому языку основного общего образования.

За основу взята программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев под редакцией М.М.Разумовской. Литература: программа по русскому языку (5-9 кл)./ М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А.Богданова, В.В. Львов. - М.: Дрофа, 2012.

Для реализации программного содержания используется учебник:

Русский язык, 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, издание 18, стереотипное. М: Дрофа, 2009.

В соответствии с учебным планом МОУ Водзимонская СОШ на изучение литературы в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

На национально-региональный компонент отведено 4 часа.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Формы контроля: диктанты, тесты, контрольные работы, сочинения, изложения.

Требования к уровню подготовки:


В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно-тематический план

N п/п

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Русский язык - национальный язык русского народа

1

-

2

Язык, речь, правописание, культура речи (повторение)

10

Контрольный диктант-1

3

Синтаксис и пунктуация, сложное предложение.

2

-

4

Сложносочинённое предложение

5

-

5

Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью.

28

Зачетная работа

6

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

8

Контрольный диктант, сочинение - эссе

7

Бессоюзное сложное предложение

9

Контрольный диктант

8

Сложное предложение с различными видами связи

5

Итоговая контрольная работа. Пробный ОГЭ

9

Итого

68









Календарно-тематический план

N п/п

СРОКИ

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Основные умения и навыки

Основные понятия

Формы контроля

Раздел: русский язык - национальный язык русского народа

1

1четверть

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1час

Знать об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии.

Уметь читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Национальный, литературный язык, диалекты(народные говоры),социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.

НРК

Раздел: язык, речь, правописание, культура речи (повторение изученного в 5-8 классах)

2

Р.РПовторение. Стили речи. Культура речи. Критерии культуры речи. Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

1 час

Уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы,

Уметь делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста.

Умение проводить стилистический и типологический анализ текста

Стили речи, типы речи, речевая ситуация

НРК

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1 час

Уметь делать фонетический разбор слова и работать с орфоэпическим словарем.

Знать литературную нормуи ее разновидности.

Фонетика, фонема, слог, звук, буква,орфоэпия, ударение

4-5

Лексика и фразеология.

2 часа

Уметь производить лексический разбор слова и уметь работать с толковым словарем.

Лексика, фразеология, морфемика, морфема, способы с/о.

6-8

Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

3 часа

Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; Уметь производить морфологический разбор разных частей речи,

выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения

Морфология, часть речи, синтаксис, типы с/с, осложнения, виды предложений, виды орфограмм.

9

Диктант с грамматическим заданием (повторение изученного).

1 час

Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе

Контрольный диктант с грамматическим заданием

10-11

Р.рТипы речи. Обучение изложению (сжатие текста)

2 часа

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Раздел: синтаксис и пунктуация, сложное предложение

12-13

Сложные предложения с различными видами связи. Предложения сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

2 часа

Знать признаки разграничения простых и сложных предложений,

понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.

Знать классификацию сложных предложений.

Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.

Союзные (с/с, с/п) и бессоюзные предложения

Раздел: сложносочинённое предложение

14

Понятие о сложносочинённом предложении.

1 час

Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; знать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).

Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме.

Сочинительный союз, разделительный, противительный, соединительный.

15-16

Виды сложносочиненных предложений.

2 часа

Знать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений.

Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.

Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений

Сочинительный союз, разделительный, противительный, соединительный

17-18

Р.Р Стили речи. Художественный стиль речи. Русский язык - язык художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах.

2 часа

Уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы,

Уметь делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста.

Умение проводить стилистический и типологический анализ текста

Стиль речи. Художественный стиль речи, язык художественной литературы.

Раздел: сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью

19

2 четверть

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1 час

Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе

проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

20-21

Виды сложноподчиненных предложений

2 часа

Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.

Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Придаточные изъяснительные, определительные, обстоятельственные

22-23

Сложноподчиненное предложение с придаточнымопределительным.

2 часа

Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным - простое предложение с обособленным определением).Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Союзы и союзные слова

24-25

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

2 часа

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.

Союзы и союзные слова

26-27

Р.Р Текст. Строение текста. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

2 часа

Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова.

Синтаксический параллелизм, парцелляция, соположенность предложений

28

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1 час

Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными

Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.

29

Придаточное места.

1 час

Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными

Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.

Союзы и союзные слова

30

Придаточное времени.

1 час

Союзы и союзные слова

31-32

Придаточные сравнения и предложения со сравнительными оборотами.

2 часа

Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции

Сравнительный оборот, придаточные сравнения

33-34

3 четверть

Предложения с придаточным образа действия и степени.

2 часа

Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

Союзы и союзные слова

35-36

Р.Р Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, путевые заметки)

2 часа

Знать особенности публицистического стиля, уметь создавать тексты в жанре путевых заметок.

Путевые заметки, рассуждение-объяснение, рассуждение-оценка

Сочинение в жанре путевых заметок (упр. 191)

37

Придаточное цели

1 час

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели .

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели.

Уметь находить СПП с придаточным цели в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Союзы и союзные слова

38

Придаточное условия.

1 час

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным условия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным условия.

Уметь находить СПП с придаточным условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Союзы и союзные слова

39-40

Придаточное причины и следствия.

2 часа

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Союзы и союзные слова

41

Придаточное уступки.

1 час

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным .

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Союзы и союзные слова

42

Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным.

1 час

Знать структурно-семантические особенности всех видов СПП.

Уметь конструировать все виды сложноподчиненных предложений.

43-44

Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

2 часа

Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»

Зачёт

45

Р.Р Основные жанры научного стиля (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия).

1 час

Знать основные жанры научного стиля. Уметь писать рецензию и отзыв.

Рецензия, отзыв.

Рецензия (по упр. 234)

46

Р.Р Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

1 час

Знать основные виды переработки текста. Уметь составлять аннотацию.

Раздел: Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

47

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1 час

Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.


48

Однородное и неоднородное соподчинение.

1 час

Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.

Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.

49

Последовательное подчинение.

1 час

Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.

Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.

50

Параллельное подчинение.

1 час

Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.

Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.

51

Диктант с заданием по теме: «Сложноподчиненное предложение».

1 час

Проверить уровень усвоения темы

«Сложноподчиненное предложение»

Контрольный диктант

52

Анализ диктанта. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные и прочие проблемы.

1 час

Уметь создавать различные высказывания на злободневные проблемы.

53

4 четверть

Речевые жанры. Эссе.

1 час

Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста).

Контрольное домашнее сочинение в жанре эссе на тему «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе».НРК

54

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

1 час

НРК

Раздел: бессоюзное сложное предложение

55

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1 час

Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.

Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания.

56-57

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

2 часа

Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП.

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации


58-59

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

2 часа

Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. . Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации

60-61

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия или сравнения.

2 часа

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации

62

Контрольный диктант «Бессоюзное предложение» с грамматическим заданием.

1 час

Проверить уровень усвоения темы

Контрольный диктант

63

Р.Р Анализ контрольной работы. Основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

1 час

Знать основные жанры официально- делового стиля. Уметь писать заявление, расписку и др.

Заявление, расписка, автобиография, доверенность, резюме

Раздел: сложное предложение с различными видами связи.

64-65

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

2 часа

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Сочинение, подчинение, б/с связь

66-67

Итоговая контрольная работа . Формат ОГЭ

2 часа

Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы, выполнять задания по тексту (А), уровень В.

Пробный ОГЭ

68

Анализ контрольной работы. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.

1 час

Повторить основные выразительные средства синтаксиса. Уметь находить их в тексте.









КИМы



  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием

Дождь.

Погода быстро стала меняться. Из-за горизонта выплывают густые облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом разрыве и скрылось. Стало тихо и сумрачно. Налетел ветер, зашумел кустами, понёс пыль, сухие ветки, бросил их в воду и гонит по реке.

Нинка проговорила: «Валера, сматывай удочки, дождь будет».

Ветер налетел с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Но вот в кустах зашумело, и на воде появились кружки от первых капель. И вдруг сплошной полосой хлестнул тёплый дождь. Река покрылась пузырьками.

Валерка собрал удочки и радостно закричал: «Бежим, ребята!»

/88 слов/


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Найди предложение по схеме:

, И .

Выпиши его. Разбери по членам предложения и по частям речи.

2. Найди и выпиши слова, соответствующие схемам:

по ……. л сь-..…………очк и - ………….

Ответы:сущ. глаг. предл. сущ. глаг. предл. прил. сущ.

  1. Предложение: Солнценырнулов тучи, мелькнулов голубом разрыве

союз глаг.

и скрылось.


  1. Слова: покрылась, появились; удочки.

Критерии оценки диктанта:

«5» - диктантнаписан аккуратно и без ошибок. Допускается 1 негрубая ошибка или описка. Каллиграфия и аккуратность оцениваются относительно индивидуальным особенностям обучающихся.

«4» - диктант написан относительно аккуратно с 1-3 ошибками.

«3» - диктант написан относительно аккуратно с 4-6 ошибками. При относительной неаккуратности при написании диктанта оценка «3» ставится и при 3 ошибках.

«2» - диктант написан более чем с 6-ю ошибками

Критерии оценки заданий:

Задания оцениваются в бальной системе, затем баллы переводятся в оценку.

Первое задание:

  • Предложение найдено и выписано - 3 балла

  • Предложение разобрано по членам предложения - 4 балла (Правильно найдено подлежащее - 1 балл, сказуемые - 1-2 балла, второстепенные члены предложения - 1 балл).

  • Указано какой частью речи выражено каждое слово - 3 балла (Правильно указаны самостоятельные части речи 1-2 балла, указаны служебные части речи - 1 балл).

Второе задание:

  • Найдены и правильно разобраны слова по первой схеме - 6 баллов (по 3 балла за каждое слово).

  • Найдено и правильно разобрано слово по второй схеме - 4 балла.

Максимально: 20 баллов.

«5» - от 18 до 20 баллов.

«4» - от 14 до 17 баллов.

«3» - от 9 до 13 баллов.

«2» - менее 9 баллов.


  1. Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Выбрать правильный вариант ответа постановки знаков препинания.

1.А. Зиновьев рассказывает (1)как Лермонтов рисовал(2)(любил фехтование(3)верховую езду (4)и танцы.

А)1,2,3,4 б)1,3,4 в)1,2,3

2.На другой день(1)когда секунданты узнали о причине ссоры(2)они употребили все средства (3)для примирения противников.

А)1,2,3 б)1,3 в)1,2

3.Вину(1)как и следовало ожидать (2)свалили на убитого(3)дабы облегчить (4)наказание Мартынова и секундантов.

А)1,2,3 б)1,3,4 в)1,2,3,4

4.Лермонтов был так неотразим(1)умён(2)богат(3)и независим(4)что сразу сделался душою общества(5)молодых людей высшего круга.

А)1,3,4,5 б)1,2,3,4 в)1,2,4

5.Из воспоминаний явствует(1)что это стихотворение было справедливо воспринято современниками(2)как смелое политическое выступление Лермонтова.

А)1,2 б)1 в)2

6.Помнящие Юрия Петровича Лермонтова(1)называют его красавцем(2)привлекательным в общении(3)хотя и странным человеком.

А)1,2,3 б)2,3 в)1,3

7.Страшной особенностью дуэли (1)было право сохранившего выстрел(2)расстрелять выстрелившего на минимальном расстоянии(3)потому-то дуэлянты высокого класса(4) не стреляли первыми.

А)1,3,4 б)2,3,4 в)3

8.М. Меликов писал в своих воспоминаниях о том (1)что бабушка великого поэта Е.А. Арсеньева (2)переселилась в Москву ( 3)с целью дать воспитание знаменитому своему внуку.

А)1,3 б)1,2,3 в)1

9.Воображение Лермонтова ласкало старинное предание (1)рассказывающее об испанском владетельном графе Лерма (2)который бежал из Испании в Шотландию (3)и считался предком поэта.

А) 1,2,3 б)2,3 в)1,2

10. Многим из читателей(1)не знавшим Гоголя лично(2) может показаться странным(3)что этот художник(4)заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу(5)был человек (6)самого серьёзного характера.

А)1,3.4.5 б)1,2,3,4,5 в)1,2,5, 6

11.Лермонтов в то время не имел репутации человека (1)увенчанного лаврами поэта (2)которую приобрёл впоследствии(3)и которая сложилась за ним благодаря достоинству его стиха.

А)1,2,3 б)1,2 в)2,3

12.Чтобы понять Чичикова(1) как общественно-психологический тип(2)надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия(3)под влиянием которых формировался его характер.

А)1,2,3 б)1,2 в)2,3

13.Нет выше счастья(1)как работать на славу своей отчизны (2) и сознавать(3)что работой этой приносишь не воображаемую(4)а действительную пользу.

А)1,3,4 б)1,2,3,4 в)1,2,4

14.Человек не подобен бабочке - однодневке(1)весело порхающей при солнце(2)не знающей о том (3)что было вчера (4)что сулит ей завтра.

А)1,3,4 б)2,3,4 в)1,2,3,4

Ответы:

1. в

2. в

3. а

4. в

5. б

6. б

7. в

8. в

9. в

10. б

11. б

12. в

13. а

14. в


  1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение»

Горная дорога.

1)Поезд прибыл с большим опозданием, и мы были принуждены дожидаться на вокзале рассвета.

2)Дальше мы предполагали ехать на лошадях, но оказалось, что готова автомобильная дорога. 3)Путь шел по прибрежной полосе вдоль реки, и это была живописная дорога. 4)Когда доехали до конца тракта, мы приобрели лошадей и дальнейший путь продолжали верхом.

5)Здесь нам пришлось преодолеть много препятствий: быстроходные горные реки, разлившиеся ручьи, поваленные деревья, огромные камни, сорвавшиеся с утесов.

6)Однажды дорогу преградила лавина, которая сострашным грохотомпронеслась перед нами, проложив себе путь сквозь дремучую тайгу.

7)На третий день верхового пути нашего слуха коснулся отдаленный шум большого водопада. 8)По мере приближения шум все возрастал, пока не превратился в сплошной оглушительный гул.

9)Как-то на пути попался горный козел. 10) Он, видимо, спал, но, заслышав нас, вскочил из-за скалы и замер, как изваяние. 11)Потом он ускакал, обсыпав нас сверху мелкими камешками. 12)Мы не преследовали его, а устроились на привал, чтобы дать отдохнуть притомившимся лошадям и привести себя в порядок.

13)Сверху на нас презрительно посматривали орлы, расположившиеся на неприступных скалах.

1 вариант

1)Из предложений 6 - 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере»..

2)Из предложений 7 -8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «притомившимся» в предложении 12 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5) Выпишите грамматическую основу предложения 9.

6)Среди предложений 1 - 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 9 - 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Укажите вид придаточных в СПП первой части текста (предложения 1-6).

10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

2 вариант

1)Из предложений 5 - 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 1 -3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .

3)Замените книжное слово «изваяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «горные реки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 7.

6)Среди предложений 5 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 9 - 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

9)Укажите вид придаточных в СПП второй части текста (предложения 7-13).

10)Среди предложений 1-6 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.
























4.Бессоюзное сложное предложение

Диктант

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет - тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

в 1, 2 абзацах - 1-й вариант в остальном тексте - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. - 2- вариант

Список литературы для учителя

1.Русский язык.9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. /М.М. Разумовская. М Дрофа, 2012г

2. Русский язык. Контрольные проверочные работы.8-9 класс./ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова., М. Эксмо,2007г

3. Сборник диктантов, 5-9 классы./Н.В.Горшкова, М.ВАКО,2012г.

4. Русский язык.

4. Тесты по русскому языку, 8-9 классы./ Р.П.Козлова, Н.В.Чеснокова.,М.ВАКО,2011г.

5. . И.П. Цыбулько. ОГЭ, 2016. Русский язык.

6. Путь к успеху. Сочинение-рассуждение.Н.В.Егорова.,М.ВАКО,2012г

Список литературы для учащихся

1.Русский язык.9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. /М.М. Разумовская. М Дрофа, 2012 г

2. И.П. Цыбулько. ОГЭ, 2016. Русский язык. Тренировочные задания.

3. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. М, 2014г

Интернет ресурсы:

1. drofa.ru - сайт издательства «Дрофа»

2. rus.1september.ru - электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

3. rusword.com.ua - сайт по русской филологии «Мир русского слова»

4. ruscenter.ru - РОФ «Центр развития русского языка».

5. center.fio.ru - мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования

6. repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

7. gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

8. gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

9. school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.

10. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

11. all.edu.ru/ - Все образование Интернета

12. gramma.ru - Культура письменной речи.

13. imena.org - Имена.org - популярно об именах и фамилиях.

14. slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения.

15. rusword.org - Мир слова русского.

16. lrc-lib.ru - Рукописные памятники Древней Руси.

17. philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет - учебник.

18. character.webzone.ru - Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты.

19. svetozar.ru - Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку.

20. Образовательные ресурсы интернета - русский язык. ГИА - демоверсии и электронные версии пособий по подготовке к экзаменам

21. Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.

22. По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, великолепный исчерпывающий материал для подготовки к ГИА

23. Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны. Материалы по подготовке к ГИА, в том числе шаблоны сочинения и изложения.

24. Электронные тесты для подготовки к ГИА








































© 2010-2022